Заметка «Важное в практической поэтике - 5»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 142 +1
Дата:
Заметка «Важное в практической поэтике - 5» самая комментируемая(19) работа за сутки
07.10.2023

Важное в практической поэтике - 5



Любой поэт, начиная новое произведение, мысленно набрасывает один или несколько стихов на подходящую, складывающуюся сама собой, либо готовую метрическую схему. Он подбирает слова так или этак, всячески переставляя их, пока они не устроятся в размер идеально. 

Конечно, в этом ему помогает знание родного языка, прямое или подсознательное понимание того, что в основе поэзии лежит эстетическое освоение действительности, то есть изображение её так или иначе очеловеченной (антропоморфной).

Это значит, что слова для стихотворения нужны не какие попало, а ритмически подходящие, соразмерные, а также способные отозваться в читателе самым родным и близким образом.

Так в упомянутом ранее произведении «Узник» автор меняет местоимение «нам» в обороте «…пора нам, пора!» на обращение «брат» и получается щемящее «…пора, брат, пора!». Не каждый обратит внимание на то, что в этом варианте возникает аллитерация «ра» — «ра» — «ра», но красота этого звукового повтора безусловно действует на восприятие положительно (работает, как принято сейчас говорить).




Можно обратить внимание и на такое любимое Пушкиным поэтическое средство, как анафора: «…крылом…»«Кровавую…», «…клюёт…», «…клюёт…», «… криком …» или троекратное «Туда, где…»




Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:27 05.10.2023 (1)
1
Вы уверены, что правильно понимаете значение слова инверсия,
относящееся к литературе, а не математике?

Инверсия в предложении (от лат. inversio  — переворачивание, перестановка), «обратный порядок слов» — изменение значения слова путём размещения в синтаксически необычном для него месте предложении.

Все, что Вы здесь привели в качестве примеров, к инверсии(литературной) не имеет никакого
отношения.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням
А,С. Пушкин

Вот что имел в виду Пушкин - это когда инверсия является художественным
приемом, цель которого акцентировать внимание читателя на нужных
автору словах.
     09:00 06.10.2023 (2)
Спасибо за развёрнутый отзыв. Вы совершенно правы в школьном определении инверсии, как художественного приёма в литературе. 

Но пишете: "Все, что Вы здесь привели в качестве примеров...". Прочтите, пожалуйста, мою заметку внимательнее! Я не привёл ни одного примера инверсии, кроме тех, которые наличествуют в иллюстрации, посвящённой стихотворению "Узник". 

Что касается моего понимания инверсии, как художественного средства, оно действительно чуточку шире Вашего. А почему бы и нет?
     20:47 06.10.2023 (1)

А почему бы и нет?


Потому что, если следовать вашей логике буквального перевода
терминов, можно такого нагородить. )
     08:47 07.10.2023 (1)
"Нагородить" можно, следуя любой логике, которых ныне великое множество. Впрочем в логику всестороннего подхода к созданию стихотворений входит и "перевод" и вдумчивое осмысление терминов (не только слепое следование им).  :)
     19:02 07.10.2023 (1)
Вот осмысления-то Вам и не хватило.)
В поэтике есть термин климакс (от греч. κλῖμαξ «лестница») - это то же,
что и градация. Давайте на основе перевода расширим это
понятие и приплетем его к лесенке Маяковского. )
     19:42 07.10.2023
Может быть! Хотя, Маяковский, на это, думаю, не обиделся бы. 
     09:33 06.10.2023 (1)
Что касается моего понимания инверсии, как художественного средства, оно действительно чуточку шире Вашего. А почему бы и нет?
===========================================================

Потому что инверсия - это литературоведческий термин. А термин отличается от обычного слова строгостью определения. Это именно то, что оно означает - не больше и не меньше. Термин не может иметь двойного или иного толкования. А в словаре по литературоведению говорится четко и однозначно:
ИНВЕ́РСИЯ — нарушение привычного (прямого) порядка слов с целью придания речи художественной выразительности.
     11:01 06.10.2023 (2)
"ИНВЕ́РСИЯ — нарушение привычного (прямого) порядка слов с целью придания речи художественной выразительности."

Уважаемый Александр! Будьте так любезны процитировать то место в моей заметке, где я утверждаю иное. 
     20:55 06.10.2023 (1)
В вашей заметке не переставляются уже имеющиеся в строках слова,
а заменяются на новые.
Это называется правкой, редактированием и тп, но никак не инверсией.
     08:55 07.10.2023 (1)
Если быть более точным, то в заметке рекомендуется свободно переставлять слова, а так же заменять на новые, что никак не противоречит логике сочинения стихотворения. Важно, что "слова для стихотворения нужны не какие попало, а ритмически подходящие, соразмерные, а также способные отозваться в читателе самым родным и близким образом." Это замечание Вы почему-то игнорируете. Интересно, почему? :) 
     19:08 07.10.2023 (1)
Потому что написанное в кавычках не имеет отношение к инверсии,
на которую Вы дважды ссылаетесь. Уберите эти отсылки из заметки,
если хотите, чтобы она имела хоть какую-то практическую пользу,
а не вводила людей в заблуждение.)
 
Гость      19:41 07.10.2023 (1)
Спасибо. Теперь я понял. Вы хотите, чтобы заметка выглядела так: 

Любой поэт, начиная новое произведение, мысленно набрасывает один или несколько стихов на подходящую, складывающуюся сама собой, либо готовую метрическую схему. Он подбирает слова так или этак, всячески переставляя их, пока они не устроятся в размер идеально. 

Конечно, в этом ему помогает знание родного языка, прямое или подсознательное понимание того, что в основе поэзии лежит эстетическое освоение действительности, то есть изображение её так или иначе очеловеченной (антропоморфной).

Это значит, что слова для стихотворения нужны не какие попало, а ритмически подходящие, соразмерные, а также способные отозваться в читателе самым родным и близким образом.

Так в упомянутом ранее произведении «Узник» автор меняет местоимение «нам» в обороте «…пора нам, пора!» на обращение «брат» и получается щемящее «…пора, брат, пора!». Не каждый обратит внимание на то, что в этом варианте возникает аллитерация «ра» — «ра» — «ра», но красота этого звукового повтора безусловно действует на восприятие положительно (работает, как принято сейчас говорить).




Можно обратить внимание и на такое любимое Пушкиным поэтическое средство, как анафора: «…крылом…»«Кровавую…», «…клюёт…», «…клюёт…», «… криком …» или троекратное «Туда, где…»




Я не ошибся?
     19:45 07.10.2023 (1)

Я не ошибся?

Нет.
     19:50 07.10.2023
Спасибо. Исправляю. Надеюсь, ни один читатель в процессе этого не пострадает. :)
     14:50 06.10.2023 (1)
Так я же процитировал в своем ответе )
     18:22 06.10.2023 (1)
Вы процитировали комментарий, а не заметку. И Ваш ответ касается именно комментария. Впрочем, дела Ваше, что читать, на что отвечать. :)
     21:17 06.10.2023 (1)
Да, я процитировал часть комментария. Но это же ваш комментарий ))
Я лишь заметил, что термин - это строгое определение и не может трактоваться вольно.
     08:56 07.10.2023 (1)
1
Понятно, Вы просто любите подискутировать. Очень приятно! :)
     10:33 07.10.2023 (1)
Не всегда и не со всеми. 
Но я предпочитаю точность и корректность при озвучивании мыслей. Особенно когда это касается "умных" или сложных тем. Иначе есть риск провалиться в профанацию и пошлость. 
     11:30 07.10.2023 (1)
Иные точность и корректность способны удвоить неопределённость обсуждаемого. Особенно, когда возникают спонтанно в середине беседы. Давайте ближе к теме важного в практической поэтике. Что именно Вас заинтересовало в моих скромных пяти заметках? Если заинтересовало, конечно. :)  
     12:01 07.10.2023
Я недостаточно хорошо разбираюсь в поэтике, чтобы всерьез полемизировать на эту тему. Я лучше послушаю спецов - если посчитаю это необходимым и нужным.
     11:33 06.10.2023 (1)
Ваша заметка важна тем, что побуждает к активным поискам определений.
Желанию узнать больше. А самое главное - - обратить внимание читателей на русскую классику.
С некоторыми утверждениями хочется поспорить (и это хорошо), другие любопытны. В любом случае Ваш интерес внушает уважение.
Спасибо! 
     12:23 06.10.2023
Большое спасибо за внимание и поддержку. Некоторые мои комментаторы, похоже, очень привыкли к поверхностному чтению, поэтому поспешили с высказываниями. Это бывает. Главное в заметках Вы отметили правильно. К сожалению наши современники получают чудовищное количество информации не имеющей отношения к сути литературного процесса. Они отвлекаются на мелочи, получая банальный результат.
     21:24 05.10.2023 (2)
1
Сергей Егорович, заметки у Вас всё "страньше и страньше".
Зачем Вы придумываете какую-то новую терминологию? Есть чёткое определение того, что такое инверсия.
И "перебирание поэтом слов в подходящем порядке" не имеет к этому термину никакого отношения. (Уж если говорить о "наилучших словах в наилучшем порядке", то это Кольридж, а не Пушкин).
А инверсия - это просто иной порядок слов, чем грамматически обусловленный, то есть, когда вместо "Солнце взошло ранним утром" пишется "Взошло утром ранним солнце" и т.п.
Гость      09:54 06.10.2023 (2)
Комментарий удален
     11:20 06.10.2023 (1)
от слова "совсем"

Уважаемый гость, доказывать что-то относящиеся к художественной литературе используя жаргон гопников, это святотатство.
     11:25 06.10.2023 (1)
Разве у нас на телевидении в ток-шоу говорят на жаргоне гопников? Этот оборот из легальной лексики наших телеведущих. :)
     11:30 06.10.2023
Телевидение давно оккупировано гопниками и не только телевидение.
Гопниками страной управляют.
     10:05 06.10.2023
Ко двору приходится всё, Сергей Егорович.
Напрасным редко что бывает.
Всё дело в к.п.д.
     21:32 05.10.2023 (1)
Мы с Вами почти одновременно об одном и том же.)
     21:43 05.10.2023 (1)
Да уж лучше бы Сергей Егорович о... сатураторных установках писал бы, что ли.
Или о дрессировке ондатр...

Всё познавательнее.
     09:03 06.10.2023 (1)
Спасибо за сарказм. :) Напишу, когда изучу, да обдумаю основательнее. Поверьте, это будет занимательное чтение. :)
     09:53 06.10.2023 (1)
Иное "занимательное чтение" способно занять лишь автора занимательного чтения. Поскольку далеко не всякого любителя занимательного чтения занимает чтение чуждого ему "занимательного писания". :)

Однако, успехов
     10:55 06.10.2023
Спасибо. Вы тоже правы! :)
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама