Заметка «Куда делись советские гениальные актеры и актрисы?»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 189 +1
Дата:
Предисловие:
Когда-то, в проклятые советские времена, когда я был студентом, мы ночи простаивали у театральных касс, чтобы приобрести заветные билеты в театр на популярный у молодежи спектакль. Нынешние студенты в театры не ходят. Они ходят на развлекательные шоу. 

Куда делись советские гениальные актеры и актрисы?

Или

Почему нет талантов среди нынешних актеров России?
 

Не могу смотреть нынешние телевизионные сериалы. И не только из-за жуткой примитивности их сценариев, чаще всего криминальных  и, как две капли воды, похожих друг на друга. Меня удручает примитивная игра актеров. Это даже не актеры, а заводные куклы, произносящие слова. И не успеют они открыть рот, как уже известно, что они скажут.

И мне вспоминается наши, Советские  Великие Актеры. Их даже узнать порой невозможно из-за актерского их преображения. Как Ульянов играл в «Ричарде Третьем»! На него страшно было смотреть. Это был не Ульянов, это был Король Ричард Третий.  А в «Ворошиловском стрелке» как он играл! А Смоткуновский в роли Гамлета или князя Мышкина? А Юри Ярвет в Короле Лире?! Здесь даже говорить не о чем! Что ни роль, то новый «офиногеннейший»  образ. 

А женщины актрисы!

Фаина Раневская, Любовь Орлова, Мария Ладынина, Нонна Мордюкова, Татьяна Пелтцер и многие, многие другие. Разве их можно забыть или хотя бы  сравнить  с нынешними  «Ольгами Бузовыми»? Да невозможно!

Я уж не говорю здесь про костюмированных певцов типа  пустышек Киркорово-Басковых, которых даже рядом ставить невозможно с Козловским, Лемешевым, Гуляевым, Магомаевым  или Ободзинским.

А сейчас?

Сейчас идет катастрофическое падение  уровня мастерства актёров.  Нынешний актёр измельчал и сильно уступает в мастерстве советским артистам. Почему все это происходит, сказать не сложно  –  артистическая жизнь из творческой перешла в разряд «бизносовой».  Главное теперь для артистов и актеров – это деньги, деньги и еще  раз деньги.

И вот что по этому поводу говорит  известный режиссер и директор  «Мосфильма»  Карен Шахназаров в своем интервью журналисту Марочкину:
Дорогие читатели, сравнение нынешних артистов и советских, как я считаю, не совсем корректно. Это две разные эпохи, разные подходы к созданию фильмов, другой менталитет и многое другое. Тогда было меньше коммерции, а кино действительно занималось искусством и снималось для людей, а не для абстрактных критиков, рейтингов, распилов и отбивания кассы.

Как рассказывал Никита Михалков, в советский период он мог целый год репетировать картину перед съёмками, заниматься творчеством, погружать артистов в атмосферу и снять, когда фильм полностью сложится. Сейчас же, жёсткие рамки, ни о каких долгих репетициях нет и мыслей, актёры заняты параллельно в куче проектов и их практически невозможно состыковать друг с другом. Артист прибегает на съёмки весь в мыле, у него буквально пара часов и он бежит дальше. Тут бы успеть хоть что-то снять и нет надежды на глубокую проработку.

А вот если сравнивать советских артистов и современных в нынешних условиях, то это честное сравнение и, что самое главное - всё сразу понятно. Мне довелось побывать на съёмочной площадке фильма Валерия Тодоровского «Большой». Я видел своими глазами как работает в кадре Алиса Фрейндлих и как её актёрское включение отличается от всех остальных на площадке. Она за секунду погружается в роль, а её взгляд передаёт в тысячу раз больше нюансов, переживаний, боли и т.д. Да и как говорит Фрейндлих, как двигается, как владеет мимикой и жестами - это все высший пилотаж.

Молодые актрисы рядом с ней выглядят беспомощно, хоть они и талантливы. И я до сих пор не понимаю эту магию советских артистов. Мне самому доводилось играть эпизод с Александром Панкратовым - Чёрным и я был в полном восторге от его мастерства, веры в обстоятельства и мгновенного включения. И какими бы талантливыми не были нынешние артисты, советские переигрывают их с лёгкостью.

Помните продолжение «Иронии судьбы»? Фильм получился не очень, на мой взгляд, но сцены с советскими артистами многое говорят. Помните как Безруков и Яковлев обсуждают Надю? Прекрасная сцена и какой спокойный Юрий Яковлев, но, при этом, такая биография и глубина во взгляде и голосе. И какой дёрганный и напряжённый Безруков. А как играют в одном кадре Хабенский и Мягков! Хабенский прекрасный актёр, но рядом с Мягковым он просто растворяется. Почему так? Как думаете?

Я думаю, что дело в нынешних  реалиях, в суете, в качестве  кинематографа и тенденции упрощения искусства, приведшим к катастрофически падению уровня мастерства самих актеров.

Недавно совершенно случайно я посмотрел трёх-серийный фильм 1971 г. «Вся королевская рать». Это не самый знаменитый советский сериал. Я был поражён: «Какие актёры!» Фантастические! Все экстра-класса: Жжёнов, Козаков, Лаврова, Евстигнеев. Уровень актёрский совсем иной, нежели сейчас. Не хочу сказать, что современные актёры не талантливые. Дело не в таланте, а в том, что у них нет школы. Те же Козаков, Лаврова, Евстигнеев, Жжёнов были выходцами из театров. А в театрах была настоящая актёрская школа, потому что главный человек тогда там был не художественный руководитель, как сейчас – какая-то абстрактная фигура, которая приглашает разных режиссёров, – а главный режиссёр, обладавший своим видением, своим стилем, своим почерком. Это создавало внутреннюю конкуренцию и держало в тонусе целую плеяду блистательных артистов. Если бы современные молодые актёры попали в ту среду, они бы тоже были другими. Но, к сожалению, им негде сейчас воспитываться.

Шахназаров  прав. Театр - всегда был основой актёрского мастерства в СССР и именно театральные актёры показывали высший уровень. Но сейчас театр превращается в модное место для шоу представлений, искусство сцены подменяется какой-то пошлостью, красивой картинкой и символизмом, где актёр уходит на второй план. Осталась  ещё парочка театров, в которых стараются сохранить традиции русского искусства, но и в них постепенно проникает бездарность. Нет лидеров, есть худруки, которые сами снимаются и играют в куче антреприз. Ну и, конечно, суета, сроки, плохое образование. Сейчас в каждом подвале можно получить диплом артиста, а заплатив деньги, можно закончить у хорошего мастера в любом вузе, и не важно насколько ты талантлив. Искусство превратилось в коммерцию, причем в примитивнейшую коммерцию. А это уже смерть для искусства. 

***
Послесловие:
Раньше мы с женой часто ходили в театры Москвы. Сейчас не ходим совсем. Потерялся смысл.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:00 15.01.2024 (1)
Юрий Соломин, Царствия ему Небесного, говорил, что талант находится в сердце и душе человека. Возраст и время тут абсолютно ни при чём. Соглашусь только с тем, что на данном этапе времени слишком упростили само понятие «Искусство». Захламили настолько, что начали путать талант с вседозволенностью. Когда уже не соблюдают рамок приличия. И другие вынуждены прогибаться под этот спрос даже тогда, когда у них внутри есть большой потенциал к игре, как на сцене, так и в кино. Фурцеву не любили многие, ругали её за многое, чего она не разрешала делать. Но она берегла понятие об Искусстве. А сейчас никто не бережёт, кроме тех, кто остаётся верен своим Учителям. Недавно я смотрела мультфильм»Аленький цветочек». Знаете, о чём я подумала? Даже в мультфильме детям показывали красоту оперного пения. И я помню эти эмоции ещё с детства! Хотелось быть таким же красивым человеком. Петь о жизни красивыми словами. Почему мне этого хотелось? Потому что мне, девочке, показали, как можно спасти даже чудовище. 
Таланты есть и их ничуть не меньше. Возможности мало. Нужны сценарии, нужны такие истории, которые выворачивали бы наши Души наизнанку. Заставляли нас думать. 
А на вопрос:»Где взять такие сюжеты, чтобы актёры смогли сыграть на всю мощность нужно вернуться к тем писателям, кто оставил нам свой золотой запас! Сколько же там возможностей, при чём для всех сразу! Сколько там вдохновения! Недавно прочла рассказ Чингиза Айтматова, про судьбу дезертира. Это же глубочайшее раскрытие драмы человеческой. Почему никто до сих не нашёл этот сценарий? Я не знаю ответа.
     23:45 16.01.2024
1
Да,  Соломин был Великим актером. Таких сейчас нет - выродились.
     17:36 11.01.2024 (1)
Верные наблюдения.Имеем  сильное падение уровня актерского мастерствв во всех жанрах.Почему это происходит-понять не могу,но с выводом согласен.Как бывший рабочий сцены добавлю.что театры.особенно провинциальные,стали сильно экономить на костюмах декорациях,антураже.В Краснодаре дошли до такой пошлости что Германн в Пиковой даме разгуливал по сцене в современно кожаном пальто,а красочную толпу изображали статисты, разодетые в самые разнообразные разноцветные костюмы: от цыган до молдаван-совешенно непотребные для данного спекталя.Возить с собой на гостроли декорации театры перестали-ленятся. Все очень плоско и плохо.
     21:43 11.01.2024 (1)
Если бывшие академические театры Москвы докатились до настоящей порнухи в своем классическом репертуаре и показывают открытый секс на сцене, то можно спокойно говорить о смерти русского театра.
     20:02 12.01.2024
Пожалуй,да.
     05:27 12.01.2024 (1)
В целом упали глубина и качество результата, во всех областях управления, науки, образования, культуры, производства и т.д.
All for sale - Всё на продажу, конвейер. Плохо, что даже в науке развился нечистоплотный плагиат.
Школы актёров и прочих профессий нет, потому что не востребована.
На сотне каналов ТВ надо что-то показывать - вот штампы сериалы-клоны и фанерная попса, целлулоидный болли-голливуд.
А чтобы всё это варево потребляли, нужно создать толстый, очень толстый слой потребителей-недоучек, что сейчас и делается.
Профессионализм, личные мысли, видение, мнение под запретом, вплоть до закона.
По-моему, не туда путь, фетиш прибыли и карьеры.
     10:37 12.01.2024 (1)
Вы правы. К величайшему на то сожалению. Человеческому стаду России нужно, по мнению власти, всего лишь хлеба и зрелищ. Вот в таком направлении она и старается действовать.
     10:45 12.01.2024
 Но ведь стадо не  возражает? ) Значит власть права!
     14:23 11.01.2024 (2)
1
Куда делись?..

Ну, как куда... Умерли...
Вот Соломин Юрий, например, только что...
     22:46 11.01.2024
  Понятно, что человек пожилой, но смерть всегда такая неожиданная.
 Вспомнила брата. Удивительно, два родных брата и оба талантливые. 
 Были.  
     21:55 11.01.2024
Да, актеры умерли. Но сцены театров-то остались. Только там сейчас не то показывают.
     22:43 11.01.2024
 Классика ворчания стариков на завалинке. С одной стороны. С другой констатация падения культуры.  Не надо ходить далеко, достаточно включить телевизор и чур меня, чур!!
 Киркоров с Басковым - вполне себе для российской попсы.  Голыми их не видел никто, несмотря на нынешний шум. А вы видели выступления Шнурова абсолютно голым?  Спросите ютуб - покажет в момент. Предупреждаю: зрелище отвратительное.
 И ничего! Шнурова никто не склоняет.  Это нормально.
  Тренд, однако! )
     15:23 11.01.2024 (2)
Вопросы у Вас Макар, как из песочницы. Умерла старая гвардия.
Много хороших молодых актеров:
1. Молодые актеры до 30 лет
1.1. Семен Трескунов, 22 года
1.2. Павел Табаков, 27 лет
1.3. Эльдар Калимулин, 28 лет
1.4. Никита Еленев, 29 лет
1.5. Александр Горчилин, 30 лет
1.6. Александр Кузнецов, 30 лет
1.7. Филипп Авдеев, 30 лет
2. Актеры до 35 лет
2.1. Иван Янковский, 31 год
2.2. Александр Петров, 33 года
2.3. Кирилл Нагиев, 32 года
2.4. Михаил Тройник, 33 года
2.5. Никита Ефремов, 34 года
2.6. Милош Бикович, 34 года
     21:33 11.01.2024
Есть факт, от которого никуда не денешься:  актеры советской школы умерли, а новых нет. Новые, это мотыльки, выросшие на пустых развлекаловках, так называемые, Киркорово - Басковы. А приведенные вами фамилии, это в театральном искусстве никто и звать их никак. Где они прославились? Где-то на тусовках, где развлекали богатых мира сего.
     17:38 11.01.2024 (1)
1
Это все актеры из племени "барби". Глубины нет. 
     21:40 11.01.2024
Да, вы правы. Это актеры из племени "барби"!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама