Заметка «Русский космос: космизм в новейшей поэзии и песенной лирике» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 104 +4
Дата:

Русский космос: космизм в новейшей поэзии и песенной лирике

Русский космос: космизм в новейшей поэзии и песенной лирике.
Космос с греческого- «порядок». Тема вселенной и космоса совсем не  молода в поэзии. С конца 20 века ряд писателей активно использовали космические образы в своем творчестве. Современная поэзия сегодня рассматривает образ «космоса»  в разных ракурсах, достаточно четких образов мы не наблюдаем, но взаимосвязь с прямым значением «порядка», «упорядоченного движения» очень слаба. Но не будем забегать вперед.
«Вечернее размышление о Божьем Величестве ..»  начинает ряд космических стихов русской поэзии:  «Видение» 1829 Ф.И. Тютчева,  «На стоге сена  ночи  южной...» 1857г  А. Фета,  «Когда вдали угаснет  свет дневной...» 1948г Н.А. Заболоцкого,  «Ночь» 1956г Б. Пастернака.  Как изменяется  ломоносовский  образ космической бездны в этих стихотворениях? Можете меня тут подловить,  космическая бездна Ломоносова, это точно 20 век. Да, да! Трансформация этого образа была довольно долгой, и к тому же само понятие «космос» нельзя рассматривать не разлагая его на составляющие.
Ну-ка, вспомним, с чем ассоциируется у вас космос? Вселенная, пространство, мир, величие, мироздание, бездна, подлунная, счастье, распутье, выбор, судьба, мистика, красота, изменение, мировосприятие, страх, любовь, вечность, бесконечность,  западня…
Сколько же у нас у каждого подберется ассоциативного ряда к этому понятию. Подобрать ассоциацию одинаковую нельзя, так как восприятие каждого определения у всех определенно разное. Почему? Это уже психология человека. Для кого-то понятие космос рассматривается лишь в позитивном ключе, для кого-то в негативном и нейтральным. Космизм  - достаточно противоречивое понятие и трудное для понимания.
Я не берусь анализировать поэзию ломоносовской эпохи,  моя задача в данной статье рассмотреть и проанализировать понятие «космос» , ассоциативный ряд с космосом, космизм , как направление,  ответвление в современной поэзии и космологию , как течение в современной поэзии.
Когда читаешь современных лириков,  то практически всегда можно выделить некий ряд повторяющихся образов, я говорю это с уверенностью, лишь потому ,что я сама пишу стихи.
Давайте возьмем для примера стихотворение Аркадия Полякова.
Звездный холод множества миров
С бездонной далью бесконечной,
Не может заглушить наш страстный зов:
К любви, познанью, дружбе вечной!
Сразу космос здесь классический - холод звезды, бездонная даль, бесконечность. Но космосу противопоставляются нравственные чертоги - любовь, познание, дружба. Таким образом в этом отрывке мы видим, что космос – это не та Вселенная , которую мы все мечтаем постичь, а совершенно закрытый мир, который несмотря на свою недосягаемость и загадочность не может пересилить чувств познания самых обычных земных чувств.
Маша Невская своих произведениях затронула тему космизма на целых 43 стихотворения, которые объединены одним сюжетом , и названием «Космическая лирика» , где лирическая героиня имеет яркие черты цветаевской героини, которая любит страстно, воинственно, то сдаваясь, то снова ведя бой со всеми силами вокруг нее.
Но я не могу сказать, что в этих произведениях космос имеет прямое значение планетарного пространства. Только в одном стихотворении есть отсылка к прямому значению космоса, как вселенная, пространство, любовь, мир ирреальный, одухотворяющий.
Выше тебя только звезды.
Ты- мой космос в одно касание…
Лирическая героиня, как  не была обескуражена  любовью к своему герою, но она  не ставит его на пантеон богов или жителей ирреальности. Для нее «выше будут только звезды», но в земной жизни она называет его «космос в одно касание», что говорит о том, что среди земных обывателей ее человек выше всех, чище всех. Она имеет возможность прикоснуться к прекрасному на земле.
Космос здесь – это вселенная, любовь вселенского масштаба.  Мир, который недосягаем никому, и этот мир для нее, – высшая точка напряжения ее «я», ее мечта. И мечта эта воплотилась лишь в одном человеке. Тут нельзя сказать, что космос и ее любовь – это тождества. Она приземленная женщина и видит, что даже такой мужчина не достоин поднять в тот мир мечты. Но для земли ,  он - космический мужчина, т.е. нереальный, лучший, единственный, самый.
А вот стихотворение из женской лирики всем нам знакомой Серафимы Ананасовой. 
в космосе жуткий холод
я отправилась на поиски бога
голая, одинокая
в надежде, что он услышит
чтобы сказать ему по-плохому

о том, что всё это правда слишком

в космосе ничего особо не впечатляет;
если сказать по совести —
только тень гагарина
хрупкая и стеклянная
очень уставшая в невесомости

все планеты, если смотреть впритык
просто камни как на погосте —
галактика серого кирпича;
в космосе будет довольно просто
при условии если ты
одинок,
и будет не по кому скучать

отзовись, бог!
Я привела для анализа лишь отрывок из лирического произведения «Отзовись, бог!»
Первое, что сразу же бросается в глаза – это пунктуационный строй стихотворения. Практически отсутствуют запятые, нет красных строк. Это следует уже отнести к отличительной черте лирики Ананасовой. Что же тут о космосе?
Космос представляется нам холодным, пустым, абсолютно безликим. Если сравнить с упорядоченной бесконечностью, то тут космос оказался совершенно неинтересным для лирического героя, серым, каменистым и холодным. Настроение героя не несет в себе каких-то свежих эмоций, чувств и переживаний. Нейтралитет выдерживает героиня, когда выходит в открытый космос, который впрочем, ее совершенно не восхищает. Прослеживаем отсылку к Юре Гагарину, который  в последнее время буквально ожил в поэзии и песенном творчестве , каким –то олицетворением образа надежды на светлое будущее прошедшей эпохи. Вспомните текст «Каспийского груза»: «Юра, мы все проебали!...» где хоть и мотивы лирики совершенно простые и формалистичные, но несущие смысл современного бытия таких знакомых персонажей, как соседи, братки , которые застряли в 90-х, авторитетных людей без имени и с очень сложной судьбой.
Здесь Ананасова представляет образ Гагарина, как его тень, застрявшую в невесомости и уставшую душу, практически обезличивая его.
Космос поэтесса не рассматривает, как отдельную структуру существования. Для нее космос – это предполагаемое место обитания бога, который должен ей ответить о смысле бытия.
Т.е. космос – это абстракция серого цвета, которая неинтересна, невкусна для восприятия современниками.
Образ Юрия Гагарина сейчас часто  используются в современной песенной лирики. В чем феномен образа первого космонавта? Как этот образ можно интерпретировать в новейшей поэзии? Попытаемся разобраться на примере песни «Гагарин» Мии Бойки.
Ты как хозяин открываешь эту дверь,
Чтобы полетали мы среди комет,
Вижу красные глаза, таю будто в облаках
Медленно я в твоих руках
Они говорят, что мы не пара,
Но нас не должно всё это парить
Я тот самый стиль, что ты хотел найти,
Вычислил меня по млечному пути

Мы как с Луны упали,
Все говорят, мы инопланетяне
С безумными влюблёнными глазами
И если я твой космос – ты Гагарин
Га-га-га-га
Лирический герой рисуется в образе «хозяина». Т.е. герой доминирует над героиней. Образ неба, вселенной появляется моментально, за дверью- невесомость и облака. Героиня начинает растворяться, плавиться, таить, герой ее растворяет в этой невесомости. Образ млечного пути прорисовывается , как дорога по которой герой узнал свою возлюбленную. Но, про любовь тут совсем не говорится. Здесь образ первого космонавта использован для подчеркивания сексуальной связи героев. «Я твой космос- ты Гагарин». Первый полет человека в космос сравнивается с первым половым актом героев. Сексуализация космического пространства, совершенно новое сравнение первого раза любви с полетом в космос. Героев не смущает так открыто заявлять о желании физической любви. Но любовь, все же физическая, хотя глаза и отражают эту безумную любовь, животное желание.
Образ первого космонавта  использован в нетрадиционном сравнении, совершенно новым для лирики. 
Очень интересным текстом для анализа является текст песни Басты «Космос». Традиционное изображение космоса, в его прямом значении, цитирование разговора космонавтов, как интро.
Бескрайний космос, который ждёт нас
Зовёт пройтись по Млечному Пути
Мы летим в бескрайний космос
Пусть невесомость поможет до конца его пройти
Привела отрывок припева, который идет сразу после интро. В нем классическими эпитетами описывается космос – бескрайний, зов его тянется по млечному пути, опять же невесомость. Но от того, что такие традиционные мотивы описания песня не становится скучной. Наоборот, какая-то ностальгия чувствуется, ведь очень давно понятие космоса и всех его составляющих не использовались в традиционном понимании.
Позволю себе процитировать целый куплет песни:
Вдали цветная палитра города, словно полотно Дали
Огни этого космоса тянут к себе, как магнит
Родной район погиб, и все тут как смертники в склепе
Но поспорит с небесами последний наследник
Внутри и снаружи вакуум: не вдохнуть, не выдохнуть
Двухкомнатная клетка, из неё не выпорхнуть
Вслед за звездопадом начнётся метеоритный дождь
Связи нет с Землёй: некого позвать на помощь
Выше только звёзды, но мы выше этих звёзд
Видишь ли, мы выжили — и выжить помогли нам упорство и злость
Кто-то на меня поставил ставку, кто-то поставил крест
Я умер всем на радость и всем назло воскрес
Из песни слов не выкинешь, как правду из кадра
Одинокий челнок прибился к другим, и теперь они эскадра
К звёздам продолжаем путь, война между мирами
Но я на высоте, мама, полёт нормальный
Лирический герой здесь - мечтатель, который стремится воплотить свои грезы в жизнь. Видим путь его стремления: упорство , злость, визуализация своей мечты.
Есть два мира: погибший город с клеткой-квартирой, которая держит его физическое тело, но не способно удержать духовное в сознании героя и нетленный мир космоса, в котором сейчас герой.
Если в стихотворении Маши Невской «выше тебя только звезды», герой земной и недостаточно возвышен, чтобы эти звезды покорить, то у Вакуленко лирический герой выше этих звезд. Можем сделать вывод, что герой уже  покорил космос.
Лирический герой- мечтатель, он воплотитель мечты и движенник собственной цели, но не все на его пути легко. Дальше мы рассматриваем его тернистый путь: проигрыш в чьей-то жизни, уход из чье-то судьбы, одиночество, одиночество в толпе и расставание.Но герой смог вынести все трудности, которые стали для него только хорошей школой жизни, смогли закалить его характер и сделали его более упорным в достижении собственной цели. Герой в конце успокаивает главного человека в своей жизни, видим поддержание традиционных ценностей, ценностей незыблемых на все времена: любовь к матери и родине. «Я на высоте»- кратко, емко, понятно. Несмотря на все, что происходило- он смог. Он герой.
Герой совершенно не собирается на землю. Бесконечный космос- вот предел его мечтаний. И он в нем. Его не пугают трудности, которые ждут его на просторах Вселенной, потому что он к ним готов.
В традициях Басты идут ряды сравнений, витиеватых аллегорий, 


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама