Стихотворение «13/ Литера 24. Поэма. «Петербуржские неологизмы», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!» »
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Мистическая лирика
Сборник: Поэма. «Петербуржские неологизмы», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!»
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 1
Читатели: 360 +1
Дата:
Предисловие:
Психоделическая литература. Писать, балансируя на грани сна и яви, совершая безопасные (будем надеяться) экскурсы в подсознание и порождая всякого рода фантазмы, сейчас модно… увы, сия чаша не обошла и нас…

13/ Литера 24. Поэма. «Петербуржские неологизмы», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!»


«Петербуржские* неологизмы**»,
или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру»,
или «Хочу в Москву!».

***

Взял перо, неологизмы питерские записать.
Глядь, вокруг меня собрались черти -
С требованьем описать:
петербургские* мотивы, площади, мосты,
переулки чинные и миражи...

***

13-ое число, за окном четвертая среда.

***

Великой Кати настроенье
По счету третьему – рожденье.*
Потом пошёл кордебалет,
Сплошной имперский менуэт.

И наконец-то вновь крещенье,
Сорокалетнее мученье.**
В нем царь опять авторитет
И Монферран – приоритет.***

К финалу злое наущенье,
Месть за гордыню… поученье.****
В конце - открытие, концерт
Без Монферрана тот  фуршет.

***

P.S.
Протрезветь, жизнь моя отработана
Всё бы бросить, в Москву бы уплыть!
Но Судьба на Рогатки*** намотана,
И в комплекте отсутствует нить…

***




Послесловие:

*    Эти прилагательные образованы от разных существительных: петербургский от Петербург, а петербуржский от петербуржец. Следовательно, у них разная сфера применения. Петербургский: герб, мэр, климат и т. п. Петербуржский: характер, выговор и т. п. Чтобы правильно выбирать при употреблении эти слова, воспользуйтесь аналогией: латвийский (от Латвия) и латышский (от латыш).

**  петербургский-петербуржский

*** Рогатки получили своё название оттого, что этих местах находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником. Таких рогаток на пути находилось три: первая в районе Московских ворот, вторая (средняя) - на месте Площади Победы и третья - на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.

*******

*      Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор. Екатерина II одобрила идею воссоздания колокольни Исаакиевского собора, но в прежних формах, не принимая во внимание проект Чевакинского, в котором предлагался совершенно иной облик собора.

**    В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение большей части ринальдиевского собора. Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана.

        Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Долматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи.

***  Вскоре, после начала строительных работ, на Монферрана написал донос соотечественник, прижившийся в Петербурге архитектор Антуан Модюи. Он утверждал, что проект перестройки Исаакиевского собора, предложенный месье Огюстом, невозможен. Строительство остановили, объявили конкурс, на нем победил архитектор Андрей Михайлов. Победить-то победил, но строить собор поручили Огюсту Монферрану — по новому проекту, который он подал царю напрямую, минуя конкурс.

**** По одной из легенд, во время торжественного освящения собора, один из приближенных Александра II обратил внимание царя на скульптурную группу святых на фронтоне храма. В ней присутствовала скульптура самого Монферрана с моделью собора в руках

Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом, но этого мало, все святые смиренно склонили головы перед Исаакием Далматским, и только зодчий остался с гордо поднятой головой.

        Император Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил. Зодчий сильно расстроился, от расстройства заболел и умер...

Словарь.

мэр - губернатор

подъезд - парадная

подъезд №13- лестница №13

батон - булка

белый хлеб - батон

черный хлеб - хлеб

буханка - кирпич

бордюр - поребрик

шаурма - шаверма

дом 13/1 - дом 13 литера 1

асфальт - брусчатка

курятина - кура

ластик - резинка, (детс.) стерка

учет - переучет

палатка,киоск - ларек

лавка - скамейка

(толстый) блин - блинчик

(тонкий) блинчик - блин

(колечком,донат) пончик - пышка

пышка - пончик

(габаритный) занос - вынос

шлюпка - вельбот

проездной - карточка

(в поликлинике)талончик - номерок

(с соской)бутылочка - рожок

(полиэтиленовый) пакет - мешочек,мешок

гречка - греча

утятница - латка

дача,участок - сад,(устар.)мыза

(товарищество)дачное - садоводческое

(1000) штука - тонна

мобильник,мобила - труба,трубик

(магазин)"букинистический" - "старая книга"

"входа/прохода нет" - "нет входа/прохода"

тротуар - панель

ярлык - этикетка

водолазка - бадлон

подворотня - арка

(чернильная) ручка - вставочка

(трамв.-тролл.) депо - парк

(трамв.) конечная,кольцо,круг - кольцо, петля

(дом) башня, одноподъездный - точка, односекционный

салочки - пятнашки

классики - классы

(рубашка) безрукавка - бобочка

(школьные парты) 3 ряда - 3 колонки

растяжка - перетяжка

пункт (ремонта/приема/обмена/заправки) - центр

"пирожки", "чебуреки" - "пирожковая","чебуречная"


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама