Между прочим, я сейчас полюбопытствовал: а в современную программу по литературе для старших классов включён ли Саша Чёрный? И сколько на него отводится уроков?
Оказалось - есть. Аж.. в пятом классе!.. Для старшеклассников же это имя не упоминается вообще. Нет его в литературе. Есть и Северянин и Брюсов, и Ахматова, и Тэффи, и Зайцев, и Кузмин... Адамович есть, даже Ходасевич... Не говоря уж о Есенине, Маяковском и др., оставшихся ещё с наших времён. А вот Саши Чёрного нет. Вообще. Хотя, возможно, он подразумевается в "и др."
Пушкина тоже нет в программе и Лермонтова и Толстых... Вернее есть то из них, что их не характеризует, но полезно для. В школе не любил многоих из писателей, считал надутыми занудами и ханжами, которых полюбил бесконечно после, ознакомившись с творчеством, дорисовав для себя их образ. Гликберг... Литературу надо изучать факультативно, а не строем. Я тут, год спустя (отпуск) вновь включил 1-ый канал (традиция). Какой там Гликберг! После такого и Бажов - подвиг.
Поэзия Саши Чёрного значительнее стихов Ахматовой.
Вместо трёх уроков на Ахматову хватило бы и одного (это я посмотрел одну из программ; а вообще в этом смысле педагог сейчас достаточно свободен - перераспределять часы между писателями он (в определённых пределах, кончено) может сам).
Признаюсь, не люблю т.н. "женскую поэзию". И это не сексизм и не шовинизм, отнюдь. Не люблю просто. Потому, для меня Гликберг (не могу называть его уменьшительно) настолько больше, нежели чем, что увы.
Забавно. Вы упомянули Кузмина, де, он входит в школьную программу. Интересно, какие его произведения? Трудно вообразить, сколь этот великолепнейший, самый наверное лиричный поэт среди всех своих современников, противен нынешнему тренду на пещерность. А уж школу нужно просто святить после каждого урока литературы, где упоминается имя этого талантливейшего человека )
Ну, Саша - форма всё-таки мне представляющаяся более дружеской, нежели уменьшительной. Но дружеской не в смысле фамильярности, а просто расположения к человеку, приязни.
Думается, здесь надо учитывать множество факторов. И время, в которое жил писатель, и национальность и его глубочайшую самоиронию, ум. Где вы в самодержавной России видели друзей у евреев? Впрочем, в нынешней тоже. Саша - скорее, маленький человек. Таким он ощущал себя в мире. Черный - брюнет и... "не белый". "Полюбите нас черненькими..." (с) Что-то вроде.
По поводу же Кузмина...
Ну что Кузмин?.. В наше советское школьное время он не существовал. Ни в учебниках, нигде... Потом пришли 90-е. Стали печатать всё и всех. С соответствующими биографическими подробностями, разумеется. Потом как-то задумались: ну ладно, бум прошёл, всё всем рассказали, а дальше: стоит ли акцентировать биографические подробности? Ведь существовал же всегда Чайковский. В советское время ничего не акцентировали, так почему же нужно акцентировать теперь Кузмина? Не будем... И включили в программу. Без акцентов. Как всегда был Чайковский.
Это далеко не то же самое. Чайковский не делал творчество предметом трансляции своих сексуальных предпочтений. А Кузмин пошел даже дальше. Он создал целую философию, систематизировал и зарифмовал. Он попрал нормы морали, посмеялся над фобиями, нарушил традиции. Причем, сделал это талантливо и вызывающе смело. Мало того. Он и в жизни был верен своим убеждениям и не скрывал этого. Кузмин - больше, чем писатель. Кузмин - смелый вызов общественному мнению, оставшийся безнаказанным.
Да, но так литературу никто в школе не рассказывает. Ни у одной учительницы нет даже в лексиконе такого выражения "смелый вызов общественному мнению, оставшийся безнаказанным". У них всё больше (со времён "Доживём до понедельника" мало что изменилось) фразы вроде "типичные представители" (помните диалог Мельникова и молодой учительницы, бывшей его ученицы?). Учительница говорить не будет, до деталей никто из школьников сам доискиваться не станет - не то поколение. Да и некогда им. А даже если и случайно прочтёт (ну или неслучайно) - так что в этом для них, современных-то, удивительного? Это могло шокировать в 70-е там или 80-е годы, а сейчас... эка невидаль! Хмыкнет да и всё... Ему уже к следующему уроку готовиться надо. По Твардовскому там сочинение писать или по Распутину...
Ну хорошо. Кузмин в школьной программе. Но, каким из своих произведений? Ярчайшим образчиком его творчества является известный сборник. Но его в нынешней школе даже открывать нельзя. Что изучать - "Не так ложишься мой Али. Ну что за женские привычки...", "Уж не знаю б...дь ли сваха...", "Кларнетист, мой кларнетист, приходи ко мне с кларнетом...". Или может про то, как смотрят "в чей-то зад, как в телескоп"? И как после этого Первый канал смотреть? Когнитивный диссонанс обеспечен )))
Да, вот так вот. Начинаешь разбирать и понимаешь, что зря затеял. Что фокусировать взгляд много на чем не охота. Тут "разбирая" - более общее действие, "взгляд назад" - более конкретизированное.