Стихотворение «Чему не учили в школе»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Оценка редколлегии: 7.8
Оценка рецензентов: 4
Баллы: 58
Читатели: 826 +1
Дата:

Чему не учили в школе

На кухнях смелей разговоры.
Границы и рамки – в «почете».
Устали от мнимого Бога,
И новенький срок не пришьете.

Известно, не ждет и наивный
Тепла от воды из колодца.
Обетов наелись – противно.
На паперти нет выходного.

Не время искать виноватых.
Орбита – по кругу: вновь «Брежнев»,
Красоты в верховных докладах,
Как раньше, не любим евреев.

И вновь заточили в молчанье,
Сильнейшее в нем не оспорить.
В те годы повсюду кричали,
Что лучшее встретится вскоре.

Дойдем непременно до края –
До правды, в которую верим.
Пусть топчут и слева, и справа
В той свойственной им же манере.

Но даже заблудшую душу,
Привыкшую к жизни в неволе,
Не сломят, и лезет наружу,
Чему не учили нас в школе.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Чему не учили в школе...

На кухнях смелей разговоры.
Границы и рамки – в «почете».
Устали от мнимого Бога,
И новенький срок не пришьете.

Известно, не ждет и наивный
Тепла от воды из колодца.
Обетов наелись – противно.
На паперти нет выходного.

Не время искать виноватых.
Орбита – по кругу: вновь «Брежнев»,
Красоты в верховных докладах,
Как раньше, не любим евреев.

И вновь заточили в молчанье,
Сильнейшее в нем не оспорить.
В те годы повсюду кричали,
Что лучшее встретится вскоре.

Дойдем непременно до края –
До правды, в которую верим.
Пусть топчут и слева, и справа
В той свойственной им же манере.

Но даже заблудшую душу,
Привыкшую к жизни в неволе,
Не сломят, и лезет наружу,
Чему не учили нас в школе.
_____________________________

Начнём...

На кухнях смелей разговоры.
Границы и рамки – в «почете».
Устали от мнимого Бога,
И новенький срок не пришьете.

«На кухнях смелей разговоры»

Хочется познать мысль автора шире, понять, отчего разговоры на кухнях стали смелей. То ли оттого, что эпоха сменилась на более свободную, то ли на кухне после сытого обеда и весёлой рюмашки легче развязываются языки… Но в любом случае люди становятся смелей, когда рамки дозволенного исчезают, а не когда создаются. Однако, как мне показалось, следующая строка находится в некотором противоречии со сказанным:

«Границы и рамки – в «почете»».

У меня появилось непонимание авторской мысли. Мне потребовались пояснения.

Устали от мнимого Бога,
И новенький срок не пришьете.

Можно предположить, что «разговоры смелей», поскольку все устали от «мнимого Бога» и за разговоры никто нынче «срока не пришьёт». Тогда причём: «Границы и рамки – в почете»?

Но, только сейчас замечаю, что слово «почёте» в кавычках. Всё в порядке? Но кто сказал, что постановка кавычек равносильна отрицанию, инверсии понятия?

Фраза «не пришьЁТЕ» по своей форме является обращением к читателю. (До тех пор, пока сам автор не дал иного адресата, например: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! ТаитЕСЬ вы под сению закона...») А читатель-то в чем виноват? Надо бы использовать «не пришьЮТ», но рифма не позволяет. А что у нас в рифме? А в рифме у нас тот самый «почёт» в кавычках. Смотрим на вторую рифму строфы: «разговоры - Бога». Ага, рифмы нет.
По моему мнению, автору не хватило «поэтических манёвров» для наглядного выражения мысли в ритмичной, зарифмованной форме.

Известно, не ждет и наивный
Тепла от воды из колодца.
Обетов наелись – противно.
На паперти нет выходного.

Не понял, к чему здесь аллегория с колодцем. Если автор развивает мысль о несправедливой власти, и ему хочется выразить ощущение исходящего от власти холода, то аллегория с колодцем здесь крайне неудачна. Поскольку колодец – символ блага, дающий воду, основу жизни. И холод воды – уже не «мертвящий холод», а, как бы, «живительная прохлада». Получается, в этой аллегории автор переигрывает, опровергает самого себя.

А фразу «на паперти нет выходного» вообще не понятно, к чему цеплять, как трактовать. Тут автор может привести свои объяснения. Но зачем что-то кому-то объяснять за пределами стихотворения, когда в возможностях автора было сделать это в теле произведения. Там надо было объяснять. Кстати, эта фраза неудачна ещё и потому, что нет рифмы. «Выходного - колодца» - это не рифма.

Не время искать виноватых.
Орбита – по кругу: вновь «Брежнев»,
Красоты в верховных докладах,
Как раньше, не любим евреев.

Если автор поднимает столь острые вопросы и замечает, что «не время искать виноватых», то к месту бы озвучить альтернативу… "Не время что-либо делать" - так обычно говорят, когда срочность более важного вопроса не позволяет заниматься менее важным.   Например: не время искать виноватых, а пора делом заниматься. Но автор альтернативы не даёт и ценность такого замечания падает, поскольку звучит неубедительно. А, может, самое время их искать... этих виновных. К слову, автор одного виноватого уже нашёл: Брежнева. Возможно, сам того не желая. Сказал, что не время искать, но нашёл.

«Орбита – по кругу: вновь «Брежнев»» - неловко скроенная фраза. Орбита - она всегда по кругу или эллипсу. Сюда бы более простое и "гладкое" сравнение действительности с перемещением по кругу.

«Верховные доклады»? Странноватое определение, хотя смысл понятен. В советское время был «верховный совет», но доклады…

Неужели всё сводится к любви к евреям? Такая конкретизация лишает стихи глобального смысла и размаха и сжимает до узкой проблемы. Тем более, если есть претензия к власти, то лично я не вижу ущемления, происков власти в адрес еврейской национальности. И, если кто вспомнит, к примеру, М.Ходорковского, то я запросто вспомню, к примеру, друга Путина –  А.Ротенберга.

И вновь заточили в молчанье,
Сильнейшее в нем не оспорить.
В те годы повсюду кричали,
Что лучшее встретится вскоре.

«И вновь заточили в молчанье» – не стоит сравнивать Брежневские времена с нынешними, имея ввиду степень молчания или замалчивания. И прямо уж: «заточили»! Автор опубликовал же это стихотворение. И ФСБ сюда не примчалась брать автора под белы-рученьки или сайт закрывать. К тому же сам автор пишет: «и новенький срок не пришьете». А в старые времена очень даже бы «пришили».

«Сильнейшее в нём не оспорить». ("в нём" - в молчании, авт)
Сильнейшее, содержащееся в молчании, не оспорить; или, пребывая в молчании, не оспорить; или, пребывая в заточении, не оспорить? Нечётко выраженная мысль.

«Молчанье - кричали» - это опять таки не рифма.

Дойдем непременно до края –
До правды, в которую верим.
Пусть топчут и слева, и справа
В той свойственной им же манере.

Если какое-то политическое собрание пару раз разогнали на площади - это ещё не тот размах, не те расправы, когда уже можно говорить: «топчут налево и направо». Преувеличение, IMHO

И тут меня торкает: а, может, автор, пишет не о России, а о стране из ближнего зарубежья? Но тогда ему бы ясней выражаться. А то о Брежневе слова нашлись, а более ни об одной персоналии для чёткого «геотаргетинга».

«В той свойственной им ЖЕ манере».
Для чего здесь «ЖЕ»? Здесь нет противопоставления и т.п..
Правильней без «же»: «В той свойственной им манере», но автору потребовался лишний слог.

Но даже заблудшую душу,
Привыкшую к жизни в неволе,
Не сломят, и лезет наружу,
Чему не учили нас в школе.

На ум приходит:

«Во глубине сибирских руд
Храните гордое…» и т.д.

Декабристы по тем временам совершили неслыханный по дерзости поступок, исполненный высокого гуманизма и стремления к всеобщей свободе. На такое был способен не каждый. И Пушкин откровенно намекает на продолжение борьбы: «не пропадёт ваш скорбный труд…» В стихотворении высокий смысл и призыв.

А тут «душу не сломят», надо понимать, ни власть, ни новые времена, поскольку что…? Какова реакция?
Внимание! Здесь должен быть сильный финал… Приготовились! Иии-и-и:

«…..и лезет наружу,
Чему не учили нас в школе»

Надо полагать, здесь должен идти русский мат… (ему не учат в школе)
Приехали… Замах на рубль, отдача на копейку.
Такие проблемы! Снова "Брежнев", ..., евреев не любят... А мы им за это в ответ: ТО, ЧЕМУ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ!!!!
Надо полагать, что прочитав это власть от страха обделается...

Я здесь позволяю себе некоторую иронию, чтобы объяснить автору, что взяв на старте высокую планку, нужно её держать и на ней же закончить… Если это, конечно, не юмористический стиш.

Старания автора мне понравились, но, как я постарался объяснить, мне их явно не хватило. Однако, многие так начинали. И я в том числе.
Автору желаю совершенства в поэтическом искусстве. Техника приходит с опытом. За смыслом и стилистикой нужно тщательно следить. Это самое слабое место в современной сетевой поэзии. Пока 4.

Удачи!

__________________________________________________________________________


Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 4
Александр О. 10.12.2020
     00:00 13.04.2022 (2)
Интересно, но рифм "холостых" много, причём даже вполне заменяемых, если подумать.
Я подробно препарировать не буду, хотя от меня вроде этого всегда ждут, но когда запрашивают оценку. А так
меня содержание больше увлекает.
Успехов Вам!
     19:37 17.09.2022
Согласен с Вами полностью,хотя в целом,  содержанию и манере исполнения отдаю предпочтение и оцениваю, в данном случае, в большей степени,чем положительно!
     08:07 13.04.2022 (2)
Люблю "стрелять" "холостыми". Мне кажется, что эффекта побольше.
Точная рифма сужает простор в содержании и образности, да и приелась, как читателю, так и сочинителю.
     19:48 17.09.2022 (1)
  Злоупотреблять часто, стреляя холостыми,может быть чревато последствиями до абсурда и  иметь обратный эффект,извините за каламбур мыслей!
     08:30 18.09.2022 (1)
Если, по Вашему, произошло злоупотребление "холостыми", то расценивайте такое произведение, как стих в прозе.
     08:46 18.09.2022 (1)
Я такой стих в произвольной манере не понимаю и не принимаю по жизни,свободный стиль не признаю,как поэзию,извините!Ваш стих понравился в целом,а замечание ,  это на будущее.
     08:58 18.09.2022
Особое спасибо - за замечание.
     10:36 13.04.2022 (1)
Для уротребления холоствх рифм (уж если они случаются) тоже есть определённые схемы - стихи ведь всё же. Стихи порядок любят, а в ином случае может послушаться графа Льва Николаевича Толстого? Он говорил: " Никогда не пишите стихи... Хотите сказать что-то путное - пишите в прозе!", хотя в молодости баловался стихами. 
     15:02 13.04.2022
2
А в моем понимании: поэзия - это проза с использованием рифмы.
     16:33 13.08.2022 (1)
Увлекательно и смело. "Чему не учили нас в школе" мы познавали в кругу друзей, на улице, в быту а также в прозе жизни. От всей души БЛАГО ДАРЮ за полученное удовольствие у Вас на страничке.
     16:51 13.08.2022
     19:56 18.11.2021 (1)
2
А в школе нас не учили 
Ни сексу, ни целоваться,
И то, что они упустили,
Наверстывать будем стараться.
     21:46 18.11.2021 (1)
1
Старанья умножить нетрудно.
Вот только б на доброе дело.
При этом, прошу, не бездумно
Пускайте в процесс части тела.
     22:53 18.11.2021
1
Руками, помыслив немного,
Старательно - не' как-нибудь,
Я буду оглаживать ногу
И мять обнаженную грудь.

И делая доброе дело
Как следует - не торопясь,
Я буду следить, чтобы тело,
Вступая в случайную связь,

Заботилось о безопасном
Участии в ней тех частей,
Что могут в безумии страстном
Родить несчастливых детей. 
     00:02 24.08.2021
Прям таки, цветаевские рифмы!

.
     08:56 19.11.2020 (1)
В ШКОЛЕ МЫ, УЧИТЕЛЯ, УЧИЛИ ТОЛЬКО ХОРОШЕМУ. ВЕРИЛИ САМИ, И ЭТО ПЕРЕДАВАЛИ УЧЕНИКАМ, НО БЫЛА ЕЩЕ СЕМЬЯ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ И, КОНЕЧНО, УЛИЦА.
     10:58 19.11.2020
Но не все хорошее хорошо...
     23:28 10.11.2020 (1)
1
Почему философская?
Это гражданская лирика.
Умная.
Гражданская лирика - это ведь не обязательно разрывание рубахи на груди с криком "За Родину!"
     09:07 11.11.2020
Вы правы. Гражданская. Как-то упустила это из виду, находясь на автомате...
Огромное Вам спасибо за подсказку!!!
     23:21 10.11.2020 (1)
1
Можно только посочувствовать тем, кто нынче учится в школе (да и в ССУЗах, и в ВУЗах)
     08:53 11.11.2020
Но всегда найдется то хорошее, чему почему-то не учат школе настоящего и не учили в школе прошлого.
     01:47 29.08.2020 (1)
1
Стихи не соответствуют портрету юной, "заблудшей душой", красавице... но тут одно из двух - талант ярок и времена в одном... Хорошее стихотворение. Всё же, чему-то школа научила при "Прежневе", я же в "портретные" годы Марты (времён Брежнева), был очень далёк от политики и национальности, ну очень...

Орбита кружащая - "Прежнева"...
Красоты в верховных докладах...
И любим евреев, как прежде и...
Не время искать виноватых!

Прочёл комментарии. Серж: "...в Великую Отечественную войну фашистами уничтожено шесть миллионов евреев.
А еще двадцать миллионов советских граждан..." - не совсем так, тут целых три неточности и сравнение вышло не корректное.

Во Вторую мировую (во-первых), то есть с 1939 года, и около 5,5 млн всего погибших, то есть военных и гражданских лиц вместе по май 1945 года - за 6 лет...
Благодаря этой статистике от евреев (а иной не было), я пытался хоть примерно, но вычислить количество погибших мирных жителей с 1941 года - за 3 года...
На оккупированных территориях Союза погибло около 18 млн мирных жителей (всего 27, соответственно 9 млн военнослужащих, в том числе с евреями вместе).
Пишу по памяти, помню, что расчёты свелись 1:20 по мирным на территории СССР в ВОВ - за минусом погибших евреев в Европе (с 39 по 41) и на фронте.
С части территории Польши, с Бедаруси и Украины они частично успели эмигрировать до оккупации, и мирных здесь погибло менее 1 млн...
Вот такой получился геноцид... Кого? Дорога жизнь каждого человека, что бесспорно. Двойная мораль ужасна.
Лучше бы учили? Сложный вопрос... 

Умеющий читать может сам прочесть статью Солженицына «Двести лет вместе (1795—1995)», как сообщают в вике-с-педей, "литературно-историческое исследование, посвящённое русско-еврейским отношениям"... Не совсем согласен, что там именно "русско-еврейские отношения", а в общем - поучительная вещь для внеклассного чтения вполне...

     12:01 29.08.2020 (1)
На мой взгляд, в еще недавнем прошлом в школах чему-то учили, чему-то не учили, но в настоящее время в школах лишь поступает для учеников предложение об ознакомлении со знаниями, включенными в школьную программу.
     01:07 30.08.2020 (1)
1
...предложение об ознакомлении - хорошо сказано...
Крайние годы популярными стали ролики на исторические темы, как девушки и юноши рассказывают о победе Сталина над Наполеоном, или ещё чего... И вот это поколение придёт на смену. Сегодня был на Тургеневском фестивале, - молодёжи очень много и детей. Глаза горят, души настежь... Замечательные люди у нас! Приехали из разных мест, судя по номерам регионов на авто... А школьные программы плохие - сознательно? Сложная тема, они ещё и зомбированные...Писал в министерство образования и президенту Русского языка по поводу одного диктанта для 6 класса - теология, если ласково...лёгкая эротика времён средневековья, но в ней вся наша история вкратце и всего то в 121 слове...Написано мастерски: 
КУПАНИЕ КОНЕЙ - КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИТОГОВЫЙ ЗА 6 КЛАСС
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/152---6-/1162-------6---.html

будет время прочтите... и такая же феня в диктантах для россиян взрослых - Всероссийский к 1 апреля - читают избранные людям.
     18:08 30.08.2020
КУПАНИЕ КОНЕЙ - КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИТОГОВЫЙ ЗА 6 КЛАСС

Вечного нет. Поплавок для того и поплавок, чтобы находиться не под водой, а над ней. Всему свое время...
     21:08 19.08.2020 (1)
1
Круто!
     22:16 19.08.2020
В смущении...
     10:16 14.08.2020 (1)
Спасибо. Согласна с каждым словом.
     15:09 14.08.2020
А Вам спасибо за то, что сумели найти на необъятных просторах интернета то, с чем согласны в каждом слове.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама