Второй концерт Рахманинова, в своем величии стихии чувств, звучанием несёт земное предзнаменованье силы духа. Отдавшись музыке, сдаешься в плен непостижимых буйств страстей земли, едва ли уловимых её благословенным даром слуха.
Сознание уносится в сиянии лазури утренней с закатом пламенеющих небес. Его гармонии переплелись степенно, и благородства жизни строгий смысл воскрес. Безудержное вдохновение уносится воображеньем ввысь, все дальше ...в незамедлительное погружение туда, где быть не может даже мига зла и фальши. Туда, где воскрешается земля, напившись родниковой музыки природой всей, все глубже в недра нервов пробираясь, пронизывает неизбежностью сильней... Абстрактные, неуправляемые мысли, безмолвных клеток, как немые слуги: их крылья постиженья проросли, воздушные движения упруги. Обрушивается ошеломительный каскад созвучий гармонических вовнутрь тебя, и ты им поддаешься изумлённо. С напором огненным, пластичной мощностью аккордов, за собой ведя. Самоконтроль и творческое самовыражение, как трепетное пламя, несет тебя на крыльях ощущения, и сокрушает чувственной волной цунами. Бушующая силища уносит за собой весь смысл существования, умиротворяющий его покой… И отдых сердцу благодатный призывает, умыв его счастливой, освежающей слезой.
В концерте номер два царит достойный дух величия ума, от внутренних разрух несущее спасенье. Свобода внутреннего аристократизма, дыханью дарит отрешением уверенность, покой, избавив от тревог. От напряженного уныния освободив свободой, в себя вобравшей силу духа Русского народа, с Монгольскими чертами их скрестив. Велик концерт всепоглощающей неодолимой властью над сознаньем, вручающей умам рецепт насыщенного пониманья внутреннего счастья. В нем все вобралось: и фатализм, и рока – неизбежность, и чувственность, и, как торнадо-страсть. Ковчег божественных щедрот, России не позволивший пред трудностями пасть: в звучании - его предназначенье.
Послесловие:
Эссе от автора:
Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; Не случайно возникла такая форма, как проза в стихах. Сложно, почти невозможно в небольшом объеме выразить нахлынувшие чувства от восприятия того или иного момента. Ключевым понятием тут являются чувства: эмоциональные, субъективного впечатления. Здесь нет ритма, метра, рифмы. Здесь распорядителем является промежуточная связь между поэзией и прозой: ритмическая проза и свободный стих. Формулировку подарил нам Бодлер в «Цветах зла». Первой же книгой стихов в прозе. Является "Гаспар из тьмы" Бертрана, в русской литературе нас познакомил с этой формой И.С. Тургенев.
Стихотворения в прозе, это лиро-эпический жанр. Он предполагает не механическое сочетание стихотворения и прозы, как это следует из определения А. Квятковского, по которому стихотворение в прозе - "произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме". Исследуя множество других источников работы, я пришла к выводу, что больше оснований согласиться с тем, что стихотворение в прозе является совершенно особым жанром, в котором характерные черты прозы и поэзии сочетаются гораздо более органично и сложно.
Стихотворения в прозе наиболее традиционной прозы, тяготеют к поэтическим метафорам, аллегориям, символам. В них вполне могут уживаться анафоры, кольцевые композиции, синтаксические повторы, параллелизмы, образующие в некоторых случаях рефрены. И что самое главное, так это мелодичность, которая достигается не рифмами, но звуковой организацией (аллитерациями и прочими созвучиями). Важнейшим свойством жанра является миниатюрность формы, краткость текста...
Тщательнейший выбор наиболее выразительных, чувственных сравнений, и ощутимая самостоятельность, замкнутость в себе. Что позволяет автору наиболее открыто высказаться относительно своего сиюминутного ощущения момента. Стихотворение в прозе, невзирая на некоторые признаки родства между ним и свободным стихом – невозможно отождествлять с верлибром, еще и потому, что он предполагает деление на стиховые строки, а стихотворение в прозе на абзацы, и это прозаическое деление придает ему свое звучание, свой характер. Следуя за исследователями, под стихотворением в прозе мы понимаем, самодостаточный литературный жанр, позволяющий выражать поэтический замысел.
Стихотворению в прозе, без использования формальных признаков поэзии, связанных с рифмой и ритмом, тем не менее, присущ сугубо поэтический взгляд на мир. Изображение происходящего здесь носит абстрагированный характер, имеет обобщенные, акварельно - размытые контуры, позволяющие читателю легко внедряться в состояние лирического героя. В этой форме, как нигде отражается внутренний субъективный опыт автора и его возвышенно - эмоциональное отношение к миру, мыслеформа вдохновения. «Полнота и цельность впечатления, образность, концентрация и игра смыслов, особая роль означающего; краткость и завершенность формы, бессюжетность, своеобразие тематического развертывания, приемы экспрессивного синтаксиса; структурная и ритмическая упорядоченность за счет использования параллелизмов и повторов на разных языковых уровнях, специфика отражения времени». Источник - Ж. Зельдхейи-Деак "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. К проблеме жанра"//Русская литература. - 1990. - №2. - с.188-194. Источник - Пушина Л.А."Лингвостилистический анализ жанра стихотворения в прозе в сборнике Шарля Бодлера "Парижский сплин" (Автореф.... канд. наук, 2004. - с.6). Источник - Литературный энциклопедический словарь под ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева. - М.: 1987. - с.425.
Обожаю Рахманинова! А на концерте Святослава Рихтера мне посчастливилось побывать в давние времена - это, как для верующего человека в церковь сходить на причастие...
это, как для верующего человека в церковь сходить на причастие...
Натан, вот и в моей маленькой исповеди, похожее состояние души, потребовало высказаться о её труднообъяснимых
внутренних метаморфозах от музыки Рахманинова в целом, и от второго концерта - в особенности.
Пусть даже на незначительный отрезок времени, ты способен отречься от реальности, отдавшись ошеломительному катарсису,
это уже несет тебе спасение, несравнимое ни с какими лекарствами и молитвами, произносимыми наскоро... без глубокого осмысления.
Музыка Рахманинова и есть - молитва. Для меня, во всяком случае.
И для меня... Я второй концерт в исполнении разных исполнителей слушала, специально, чтобы понять - кто что выделяет, какие акценты педалирует. Очень интересный опыт, в первую очередь для исцеления души...
Мощь искусства, как Духа человека проявления, безгранична: Музы нас, с гармонией знакомя, возносят к Небесам Иль в пропасть бренности роняют. А порою, безразличны, - Ждут решения старушки Немезиды, доверившись её весам…
Но… боренье Духа с Бытием не подсудно никому- Ни смертным и не Музам - лишь Богу одному…
Благодарю, Иосиф, за прекрасный комментарий!
Когда слушаешь такую музыку, то все вокруг становится не таким значительным и непременным, как прежде,
и появляются свежие мысли и взгляды на, казалось бы, очевидное.
утро доброе, Надюша! прочла все с большим интересом - с подобным сталкиваешься не часто! Чувствуется в словах такая мощь и убеждение, что хочется включить и слушать - вот так действуют Ваши слова! передаются Ваши ощущения и, глядя на фото человека с таким лицом ,( волевое и наполненное ), понимаешь, что могло твориться в его душе, когда он писал эту музыку. СПАСИБО!
Огромное спасибо, дорогая Надежда, за Ваше внимание!
Ваше произведение невероятной красоты! Я наслаждаюсь и восхищаюсь музыкой, стихами,
скульптурой, картинами - для меня это бесконечное счастье, словно я постоянно слушаю божественный Второй концерт С. Рахманинова!
Сердечное спасибо!!!
С нежностью, теплом и любовью.
Мир сегодняшний до того погряз во лжи и пошлости на фоне которого, данный симбиоз кажется неким островком
надежды и веры в лучшее. Дай Бог, чтобы такие островки слились в материк.Утопия? Но хочется верить .
Браво, Надежда!
Я уже как-то писала, о том что жили и при социализме, и коммунизме и, вот вам, капитализм...
Так отчего же не попробовать на зубок утопизма.
Думаю человечество бы не прогадало.
Терять нам уже нечего.
Все прос...@
А вот обрести кое что еще есть шанс.
Чем черт не шутит.