Произведение «Ну, дела... или монолог водителя »
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 68
Читатели: 381 +2
Дата:
«Ну, дела... или монолог водителя » выбрано прозой недели
01.08.2022
Произведение «Ну, дела... или монолог водителя » самая оцениваемая(11) работа за сутки
31.05.2022
Произведение «Ну, дела... или монолог водителя » самая комментируемая(29) работа за сутки
31.05.2022
Предисловие:
(Небольшое подражание Веславу Мысливскому)

Ну, дела... или монолог водителя

- Садитесь, садитесь. Не смотрите, что машина частная. Сейчас в такси много частников подрабатывает. Закон вроде как не позволяет, конечно, но что уж делать! Разве на нынешние зарплаты проживёшь? Вот и приходится вертеться-крутиться на все стороны.
Вам куда ехать-то? На площадь Революции? Далековато, конечно, но домчу быстро. Гостиница там, говорите? Так вы не местный? А,  в командировку прибыли? Я-то уж и смотрю, что сумка у вас большая. Думал, спортсмен вы. Не спортсмен? Менеджер? Ну, да… Сейчас менеджеров-то развелось много. Это как управленец, вроде? А, стало быть, я правильно понимаю. Сейчас время такое пошло, все управлять хотят. Простого люда нет, все в начальники рвутся. Ну, дела…

Вы, это, пристегнитесь по-хорошему, и поедем. Сумку бросьте на заднее сиденье, неудобно в руках такую махину держать. Сами назад сядете? Ну, это как вам удобно будет. Располагайтесь, пожалуйста.
Значит, вы гость заезжий? Ну, что же, очень приятно. Михал Михалыч меня зовут, а вы кто по имени-отчеству будете? Илья Александрович? Ну, будем знакомы. С приездом вас! Ох, силищи-то у Вас в руках сколько!  Никак боксом занимались? Угадал? Да, как не угадать? У боксёра рука обычно широкая да костистая. У вас как раз такая, вот я по руке-то в вас боксера и признал.
Занимался ли сам? Да было дело, по молодости только. Потом бросил. Женился – и бросил. Некогда было. Сами понимаете. Жена молодая, детки пошли, какой тут бокс? Мне многие спортивную карьеру пророчили, да не задалось дело. Так и пошёл в монтажники, и всю жизнь на заводе отработал. Нет, не строитель я. Все почему-то так думают, как скажу, что я монтажник. У всех в мозгу сразу образ артиста возникает, который поёт, что мол, «не кочегары мы, не плотники. Мы – монтажники-высотники». Не, я монтажом вентиляционного оборудования занимался. На заводе-то знаете, вентиляция – самое первое дело. Во всех цехах она, почитай, есть. И в судокорпусном, и в судоремонтном, и в механосборочном. А как без вентиляции-то? Особенно, если мартеновский цех взять. Цех работает - выхлоп идёт. А куда ему, скажите на милость, идти? Тут без вентиляции не обойтись.

Вот и не получилось из меня спортсмена. Да, я и не жалею. Всё равно, как говорится, пригодился в этой жизни. Считаю, что на своём месте был. Сейчас нет, охранником в магазине работаю, да вот в свободное от работы время таксую. Это ведь раньше работников ценили. На собрания всякие приглашали, опытом просили поделиться. А сейчас – не успел пенсионный возраст перешагнуть – тебе так ненавязчиво намекают, что, мол, хватит трудиться, пора молодежи дорогу освобождать. Хотя, какая там молодежь? Я вот уволился – так на моё место никто и не пришёл. Долго я ходил, просил меня взять обратно. Оборудование сам ставил, душа за него болит: что оно, как, не вышло ли из строя? А мне одно в отделе кадров говорят, что, мол, теперь не твое это дело. Найдётся, кому за вентиляцией последить. А кому найдётся? Как никого не было – так и нет! Ну, дела…

Мы, кстати, сейчас по улице Горького едем. И город наш раньше так назывался – Горький. Это сейчас его обратно переименовали, вроде как историческую справедливость восстановили. А мне так лично очень жалко, что теперь наш город не зовётся Горьким. Я ведь тут родился и вырос. Ну, да, с исторической точки зрения он Нижним Новгородом должен называться. Вроде как правильно, но только мне всё равно жаль. Не каждый город имя такого великого человека носит, как писатель Горький, не надо было ничего переименовывать. Вот, и вы сейчас сказали «Нижний». Просто «Нижний». А второе слово «Новгород» не добавили! Вот так все ленятся добавить. Так и говорят «Нижний», а это неправильно. Я так считаю, что город – это город, и его надо обоими словами называть, если в названии два слова. А то как скажут «Нижний» - у меня, прошу прощения, сразу мысль о нижнем белье возникает. Что смеётесь? Я порядок во всём люблю. Вот и Ленинград до сих пор старым именем называю. Санкт-Петербург – это другое дело. Красиво звучит.  Можно сказать, что величественно и царственно! Вы только вслушайтесь: «Санкт» - это прямо какое-то музыкальное слово, оно так и поёт! Да ещё к нему если «Петербург» прибавить, то есть «крепость Петра», получается. «Бург»-то ведь это «крепость» по-немецки будет. Я со школы помню, у меня по немецкому всегда «отлично» в дневнике стояло. Так вот я и говорю, мол, «Санкт-Петербург» - это название! А как скажут «Питер» - тьфу, слушать не могу. Словно имя Пётр по-немецки произносят. Или того ещё хуже, будто про какое-то питейное заведение говорят. Снова смеётесь? Тоже так говорите? А ведь это непорядок! Раз город называется «Санкт-Петербург» - так его и  надо звать. А то – «Питер»… ну за что это слово искромсали! Нельзя так.

А Горький-то в нашем городе не, не родился. В Астрахани он родился, совсем даже не здесь. Сюда-то он приехал к деду, и всё детство здесь прожил. У нас и дом тот до сих пор сохранился, дедов дом-то. «Домик Каширина», так он называется. Почему Каширина? Так имя деда Горького Василий Каширин было. Откуда знаю? Да сам неподалёку от этого дома живу, раз десять там был. Иногда и от нечего делать забегал. В советское время билеты десять копеек стоили. Я интересу ради и ходил. Чего было не ходить? Меня в том доме знаете, что больше всего удивляло? Две вещи. Чайник там на цепи висит. Не стоит, а именно висит! Как люлька с младенцем прицепленная к потолку висела раньше, так вот в том доме чайник висел! И каждый, кому хотелось пить, подходил и из носика воду пил. Забавно, правда? Я как-то раз тоже хотел попробовать дотянуться до носика – уж больно меня этот чайник забавлял – а служительница тамошняя не позволила. Да она как закричала, а потом вообще чуть не выгнала меня! Я уж с тех пор опасался лишний раз что-нибудь потрогать. А вторая вещь – это бабушкин сундук. Он такой маленький, а Горький на нём до двенадцати лет спал. Как можно было на таком маленьком сундучке уместиться? Вот и я не знаю.  Ну, вы-то, поди, знаете, что Горького бабушка вырастила. Нет? Не читали? А что же это, по литературе в школе не проходили разве? Ну, дела…

«Войну и мир» читали? И фильм смотрели? Или только фильм смотрели? А я прочитал, осилил! Только написал это совсем другой писатель, Лев Толстой. Знаете такого? Ну, уже хорошо. Да, история длинная, четыре тома один другого толще. Горький-то попроще писал, конечно, не так длинно. Не, не про войну. Он про детство своё писал. Тяжёлое у него детство-то было. Дед всё розгами его сек, да ни за что. Я вот своих сыновей разу пальцем не тронул. А тут – розгами. Экая жестокость! Нельзя детей бить, вот что я вам скажу. Не, нельзя.

- У вас-то деток нет ещё, поди? Нету? И не женаты даже? А, ну карьеру строить – это дело. Мы вот в свое время ни о какой карьере не думали. Жили в заводском бараке, так ещё хорошо считалось, жили! Комната была большая, так я из неё целых две сделал. Как-как? Перегородил – вот две комнаты и получилось. Ничего не маленькие! Маленькие… Скажете тоже! Комната была целых двадцать метров. Что из неё две не сделать? У нас некоторые и по три ухитрялись делать. Как-как... да вот так! Дети-то рождались, старшие к тому времени вырастали. А куда стол хотя бы письменный, скажете, поставить? Вот и делили метры квадратные, кто во что горазд был.

Что вы говорите? Сразу на квартиру хотите заработать? И только уже потом женитесь? Это правильно вы рассуждаете! Жену в новую квартиру приведете, хорошо это! Я-то, помню, по-первости у бабки угол снимал. А уж когда женился – вот мне на заводе комнату в бараке и дали. Да-да, ту самую, которую я потом разделил на две. А что? Хорошо получилось. И все довольны были. Что? Жена? Да она вообще ни на что не жаловалась! А чего ей жаловаться было? Народ, скажу я Вам, раньше попроще был. В разы попроще. Это сейчас такие качества человеческие, как честность, совсем не ценятся. И простодушие тоже не ценится. И откровенность тоже. Сейчас думают, что если человек откровенный – значит, он чудной какой-то. Потому что в наши дни все сердца свои друг от друга захлопывать начали. Как раньше на тяжёлые амбарные замки сараи  запирали - так теперь люди сердца свои друг от друга запирают. Раньше такого не было. Жили все открыто  и дружно. Ну, и что, что в бараке? Комната у каждого своя была. Ну, разве что кухня была общая. Ванная – не, вот ванной комнаты как раз не было. А зачем нам комната ванная, если мы два раза в месяц в баню общественную ходили? Для заводчан баня бесплатная была. А  те, кто хотел помыться, но на заводе не работал – за пятак могли это сделать. Да ещё и брусок мыла нам давали. Мы его «солдатским» называли, потому что оно тёмное было. На один раз этого брусочка как раз хватало. Не понимаете? Не привыкли мылом мыться? А, гелем французским моетесь? Не, таких слов французских не знаю. И гель не люблю. Он смывается плохо, после него всё тело как липкое, вот и не люблю. Мне как-то подарили такой, я им не пользуюсь. Разве только руки иногда мою, после гаража. Не, ну, пахнет гель, конечно не так, как то мыло. Духами, можно сказать, пахнет. Для рук, да после ремонта машины, считайте, самое то, что надо!

Ну, вот мы и доехали почти. Это вы мне зачем такую денежку большую даете? У меня и сдачи-то не найдётся. Как это не надо? Постойте, я сейчас дойду до киоска, там, может быть, разменяют.
Ты подумай, убежал уже! И сдачи не взял! Ну, как же неудобно! Ладно, куплю внукам по большой шоколадке да бананов связку. Богатый видно, парень, спасибо ему. Вон ещё парочка стоит, наверняка сейчас подойдёт. Дождик накрапывает, охота ли им под дождём стоять!
- Куда вас довезти? На автозавод? Садитесь, довезу, конечно. Заодно и про историю завода нашего расскажу. А то ты подумай! Писателя Горького этот Илья не знает! Про войну, спрашивает, он, что ли, писал? Чудной малый. Зато называние французского геля как лихо выговорил! Это, наверное, сейчас больше ценится.
Ну, дела…


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:24 08.06.2022 (1)
1
Говорливый водитель иногда действует на нервы ... 
Но  под настроение поездка проходит быстро ...
Хороший рассказ !
У меня  отец был таксистом ... Любил поговорить ... 
     08:19 08.06.2022
1
По разному бывает, Вера. Мы иногда тоже подбрасываем до дома попутчиков, когда возвращаемся на машине домой. Но чаще говорят они, а не мы. 
Рада, что моя небольшая зарисовка напомнила Вам Вашего отца. 
Да когда едешь в тишине - скучно. Иной раз и водителю поговорить хочется. 
     15:03 31.05.2022 (1)
2
Санкт-Петербург - редко кто у нас говорит. В основном - Питер. Но мне, здесь выросшем, гораздо ближе Ленинград.  И ещё, когда я читал "Войну и мир", там было 4, а не 2 тома. Так что, не совсем я согласен с водителем. 
     08:13 08.06.2022
Вы правы, Виктор. Это книг две, но в каждой книге по 2 тома, как сам же Лев Толстой и пишет. Это у меня было так. А есть и такое издание, где каждый том по отдельности напечатан. Но как бы ни печатало издательство, задумку автора нельзя менять. Исправляю! Спасибо, очень это ценно, когда читатель такой внимательный.  Ведь когда пишешь (наверняка Вы это и сами знаете) не все можно учесть. 
     05:42 31.05.2022 (1)
1
Я тоже как Станиславский, "ВЕРЮ" но из такси бы уже выскочила Были недавно на рыбалке в Астрахани. В соседнем номере тоже рыбаки жили, трое, так один просто не "затыкался" бу-бу, бу-бу, Мужу говорю, я на месте тех двоих выгнала бы его из номера неперислушать. Ну есть же такие общительные, разговорчивые
     05:46 31.05.2022
1
Аллочка, это же образно написано.
Если бы и вправду такой водитель попался, я бы тоже долго терпеть не смогла. 
За то, что верите - спасибо. Нет, спасибище!!!
     00:11 31.05.2022 (1)
2
Ох, и разговорчивый твой водитель! По мне - болтун.
Но читается с интересом...
     05:41 31.05.2022
1
Ой, Галина, тут такая смесь из типажей получилась... Без известного количества граммов и не разберешься . Шучу, конечно. 
Но ладно хоть получилось незатянуто. Мне иногда не удается остановиться вовремя, и тогда рассказ грешит излишними деталями. 
В этот раз "тормоз сработал")))
     22:54 30.05.2022 (1)
2
Замечательный длиннющий монолог!  Отличный язык, мастерский.  Умеешь мысль выстроить и...выставить.

Короче, крутая вещь, Лина!
     23:01 30.05.2022 (1)
2
Как коротко сказано! И не менее отлично, и так же мастерски. Умеете Вы очаровать дам и наговорить им комплименты! 
Короче, Ваши слова очень приятны, Олег! 
     23:05 30.05.2022 (1)
2
Это не комплименты, а констатация очевидного.
     23:09 30.05.2022 (1)
2
Ладно, я сегодня добрая. Всем на слово верю. 
     23:10 30.05.2022
1
Я тоже сегодня добрый.  С каждым днём это даётся всё труднее и труднее...
     19:56 30.05.2022 (1)
2
После того, как прочитала твой рассказ, в голове завертелась куча мыслей. Возможно, что отниму у тебя немного времени, но не могу не поделиться ими с тобой.
  Мне кажется, что, возможно, ты сама, не заметив того, наделила своего ЛГ очень неоднозначной профессией. Ведь монтажник вентиляционных устройств, по сути своей, похож на своего рода фильтр, если так можно выразиться, т.е. он, пропуская через себя (в данном случае воздух), использованный для работы каких-то устройств, возвращает в окружающую среду его очищенным. Он нейтрализует всё вредное, которое накапливается в нем в процессе работы. Так и твой ЛГ, сам того не замечая, всякого рода негатив ли, житейские трудности ли, превращает во вполне приемлимые для жизни вещи. Например, его убогое, в нашем нынешнем понимании, жилье в барачной комнате он превращает в "двухкомнатную" квартиру и умеет быть удовлетворенным тем, что приходится ходить в баню с куском бесплатного мыла, а не мыться в собственной ванной.
  Некоторым может показаться, что этот человек несколько примитивен в силу своей нетребовательности и умения приспосабливаться к трудностям и дискомфорту. Однако, это совсем не так. Да, он не имеет высшего образования, но знания литературы и истории своей страны у него значительно выше, чем у его пассажира с высшим образованием. Вот тебе и разница между двумя поколениями людей. Старшее поколение, хоть и не получило "дипломов", однако, куда более просветленное и в смысле знаний, и в смысле духовности. И ещё немаловажный момент: старшее поколение умеет быть благодарным за всё, что имеет. Чего не скажешь о каждом последующем поколении. Они всегда чем-то недовольны. И это я говорю не потому, что сама отношусь к людям 60+, а потому, что это факт.
  Я не имею в виду, что имея какую-то малость, нужно на этом остановиться, но рост должен быть сначала духовным, а потом уже материальным. Возможно я не права, но спорить на эту тему ни с кем не собираюсь. каждый имеет право на собственное мнение и мировоззрение, если оно не претит законам и моральным устоям.
  Ну вот, все свои мысли выложила. Огромное спасибо тебе за рассказ.
     20:20 30.05.2022 (1)
1
Круто!!! Валюша, спасибо тебе большое за такой развернутый комментарий! 

Теперь по-порядку: откуда что взялось. 
Написать в стиле польского писателя Веслава Мысливского я хотела давно. Но одного желания мало, тут ещё бы и умение неплохо было подключить! А где его взять, если я далека от этого стиля? Вообще им никогда не пользовалась?
Долго думала, и ничего не придумала лучше, как снабдить монологом... водителя такси! Это мы в конце февраля ехали в Москве в такси и такой нам попался разговорчивый водитель - ужас просто! 
Думаю: но водитель такси не может быть настолько образованным. Что бы ему ещё приписать? И вспомнила, как работала на заводе и у нас был начальник вентиляционной службы Воронцов Степан Семенович! Такой образованный дядька! 

Ну, а детали монолога и придумывать не пришлось. Услышала от одного школьника на фотовыставке, где побывала на днях, такую фразу: "А Горький, что, про войну писал, да?"

Вот, как ты любишь говорить, "пазл и сложился!"
     20:52 30.05.2022 (1)
Отлично сложился. Вот, казалось бы, такой короткий рассказ, а сколько в нём смысла!  Пока читала, вся человеческая жизнь перед глазами пробежала. Сколько в ней простоты и житейской мудрости. Как люди старшего поколения выстраивали своё счастье, начиная не с быта, а с чувств. Ведь в период совместного труда и хлопот проверялись и крепли эти чувства, формировалась ответственность за всех членов семьи. Такие семьи, как правило, очень крепкие, дети в них вырастают правильные, с уважением к старшему поколению, и с правильной ориентацией во всех планах. Вот, маленький рассказ, а сколько в нём сказано. Тут есть над чем подумать. Молодчина, Магдалинушка.
     22:12 30.05.2022 (2)
А знаешь, Валюша, люди того периода были не так избалованы. Может быть, даже дело не в чувствах, а в том, что умел народ любить и ценить то  малое количество хорошего, что ему иногда выпадало. 
А когда хорошего зашкаливает - человек становится избалованным. Ты посмотри, как сейчас: машина - не машина, шуба - не шуба, и квартиру дай-подай с джакузи и сверхкомфортом. А раньше желания были куда более скромными! И это малое умели ценить! 
Всё-таки прав был Александр Македонский, когда сказал:
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега. Люди к этой изнеженности привыкают и действительно становятся её рабами.
     22:31 30.05.2022 (1)
Знаешь, я сейчас перечитала рассказ и свои комментарии и у меня сложилось впечатление, что я старая ворчливая консерваторша.
Жизнь такая штука, что имеет способность менять взгляды на ту или иную ситуацию, но, главное, не растерять духовные ценности.
     22:34 30.05.2022
1
Никакая не консерваторша. 
Валюша, задавать вопрос "А Горький - это тот, кто про войну писал?" - это ненормально! При чём тут консерватизм? 
С малограмотностью надо бороться! 
Ну, и не давать терять духовные ценности тоже надо, конечно. В этом я согласна с тобой. 
     22:23 30.05.2022 (1)
Живем, как в сказке: чем дальше, тем страшнее... К сожалению.
Каждое новое поколение превносит в жизнь своё понимание, свои понятия о плохом и хорошем, свои ценности... Не всегда духовные, к сожалению.
Сколько раз приходилось сталкиваться с абсолютным незнанием ни культуры, ни истории!!! Это настораживает: мы потеряем всё, если не станем обращать внимание на воспитание последующих поколений, на то, что они читаю, если читают вообще, что они смотрят, с кем общаются... Но, боюсь, что это глас вопиющего в пустыне.
     22:29 30.05.2022
1
У меня тоже порой руки опускаются, когда слышу то, что говорят мои ученики и студенты. Но знаю: если руки опустишь - будет ещё хуже. Поэтому борюсь с безграмотностью (ну, с относительной безграмотностью, конечно), пока хватает сил. 
     20:23 30.05.2022 (1)
2
Прочитала и задумалась. Думать вообще хорошее занятие!
Написано, конечно, прекрасно и очень содержательно, тонко выдержан стиль и динамика повествования. 
Но, на мой взгляд, это не подражание Веславу Мысливскому и его "Трактату о лущении фасоли"
Там содержание и атмосфера намного мрачнее.
У тебя, слава Богу, мрачности нет.
Если провести параллель, то я бы скорее сравнила  (по форме повествования) с рассказом Чехова "Тоска" и стихотворением Некрасова "В дороге".
Но именно по форме повествования. По содержанию и рассказ Чехова, и стихотворение Некрасова очень трагичны.
А у тебя получился очень симпатичный словоохотливый таксист, влюбленный в свой город и жаждущий рассказать о нем пассажиру, а заодно и историю своей жизни. Так сказать, поведать "о времени и о себе".
И впечатление от твоег рассказа гораздо более светлое.
Но, права Танюша Лаин, иногда от таких говорливых водителей хочется сбежать!
     21:54 30.05.2022 (1)
1
Думать, безусловно, занятие хорошее. И, заметь, полезное!
Не подражание Веславу Мысливскому? Ну вот... 
А мне так хотелось написать именно в этом стиле. Не получилось, значит.  
Надо, пожалуй, переписать вступление. Пусть будет "Плохое подражание Веславу Мысливскому".

Да, это правда, мне хотелось совместить и историю города (хотя бы немного!), и описание личной жизни водителя, и чтобы - желательно - это было недлинно. Я тоже могу процитировать Таню Лаин, которая иногда мне, вздыхая, пишет: "Много бука-ф-ф-ф", или что-то в этом роде.

То, что впечатление от рассказа осталось светлым, меня очень радует. Я в общем-то в минорных тонах и не хотела писать.
Так что "плохое подражание" получилось не совсем уж плохим... 
Спасибо тебе большое! 
     22:13 30.05.2022 (1)
1
Замечательное получилось Произведение!!!!
     22:16 30.05.2022 (1)
1
Ну, если ты пишешь слово "Произведение" с большой буквы, не поверить никак не возможно.
Я не Станиславский. ВЕРЮ!!!
     22:26 30.05.2022
1
     21:52 30.05.2022 (1)
1
Веслава Мысливского не читал и не буду. Мне достаточно того, что читаю Магдалину Гросс. Да!
     22:05 30.05.2022
Ой, как приятно! Приятно, что ты о моих трудах такого высокого мнения.
Веслава Мысливского, к сожалению, почти на русский язык не переводили. То, что удалось прочесть - это перевод непрофессиональный (хотя, и очень хороший!) одного человека, с которым мы знакомы только виртуально. И то он сумел перевести не всё его произведение, а только половину. 
Сначала, скажу честно, чтение захватило. Потому что стиль монологического повествования показался очень необычным. Но чем дальше читала - тем больше гас интерес. То ли приелся этот стиль, то ли уже и так стало ясно, что хотел сказать автор - но дочитывала я уже с трудом.
Правда, Ляман считает, что у меня не очень получилось подражать этому польскому автору.
Ну, вот не профессионал я. Что же поделать! 
     20:54 30.05.2022 (1)
Чудесный монолог и вообще прекрасно написано. Читала и словно опять в Горьком (да, он тогда так назывался) побывала. В Домике Каширина меня тоже этот чайник заинтересовал, а ещё крест, который убил Цыганка...
     21:58 30.05.2022
Да, это такой музей, в который ходить никогда не скучно. Я там была раз пять (с экскурсиями и сама по себе). А ещё в доме-музее Горького на ул. Семашко, и в Литературном музее на Минина, который около политехнического института находится. Его ещё "Царской игрушкой" называют - так он красив.
     17:54 30.05.2022 (1)
1
Да, водителю нужно за дорогой следить, а у него слова как пулемет строчит.
Зато быстро доехали, почти экскурсию провел, о жизни рассказал.
Всё ладненько!
     17:58 30.05.2022
Бывают такие водители 
Сама, если честно, не люблю разговаривать за рулём, даже музыку редко включаю, чтобы не отвлекала.
Но водитель водителю рознь. 
Спасибо большое! Меня особенно последняя твоя фраза умилила: "Всё ладненько!" 
Книга автора
Жё тэм, мон шер... 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама