Утро начиналось нестандартно. На улице, в будний день было что - то не так. Тишина. Подозрительная тишина на улице и... свет. Словно кто-то добавил немного яркости на экране.
Слегка удивившись изменённому состоянию окружающего мира, я смело спустился по ступенькам подъезда и уверенно пошёл к остановке.
На остановке, как обычно, толпились люди в ожидании автобуса. Немного в стороне от толпы я занял своё место и погрузился в свои мысли. Из этого зомби - состояния меня вытащил чей - то голос.
- Молодой человек! Можно Вас спросить?
Я осмотрелся и заметил рядом старика с тросточкой. Старик смотрел на меня сквозь толстые стёкла своих очков голубыми глазами и улыбался. Это был не БОМЖ. Обычный старик, располагающий к себе своим неощутимым обаянием простоты.
- Спрашивайте... - ответил я.
- Понимаешь... Тут такое дело. Один я остался. Жену недавно похоронил. Детей нет. Родственников тоже нет. Живу в четырёхкомнатной квартире один, как затворник. Бабу мне уже не найти, сам понимаешь - не работает ничё! Пенсия мизерная. Годков мне уже многовато, болею часто. На лекарства куча денег уходит. Вот, ищу себе помощника – чтобы ухаживал за мной... А я готов завещание написать на него, договор составить... Пусть даже ко мне переедет со своей семьёй жить, но только чтобы мне полегче было, боюсь я один на старости лет остаться. Ну, там за квартиру платил, чтобы подкармливал иногда, понимаешь?
- Понимаю, чего не понять то...
В голове моей словно нажали на некий рычажок и в ней запрыгали, завертелись... планы, мечты, надежды на лучшую жизнь после смерти этого старичка (как бы это пессимистично ни звучало – все, когда - то умирают). Волна этих безудержных мыслей смела мой рассудок начисто, и мне так захотелось, чтобы этот старик помог именно мне с моими жилищными проблемами... Ну и я бы ему помог, как он хочет, искренне – почему бы и нет?! Впереди - то не видно даже проблеска света в туннеле моих проблем... Поэтому я спросил его:
- Как Вас зовут?
- Николай Никанорович меня зовут. А фамилия моя - Кошкин.
Я также представился ему и продолжил:
- Вы мне хотите, что - то предложить, Николай Никанорович?
- Да. Вы мне понравились. Чем, не могу вам сказать. Просто, я достаточно уже пожил на этом свете, чтобы видеть людей, и хочу вам предложить деловое сотрудничество. Приезжайте сегодня ко мне вечером. Посмотрите, как я живу, поговорим, чаю попьём. Не на остановке же мы будем с вами о деле говорить. Запишите мой адрес!
- Хм... А вы меня заинтриговали. Мне интересно Ваше предложение. - честно сознался я - Так во сколько же к вам приехать и куда?
Старичок продиктовал мне свой адрес и, лукаво прищурившись, добавил:
- К семи вечера буду вас ждать. Можете и жену прихватить, если есть.
- Хорошо, договорились, Николай Никанорович! До вечера! Вот мой автобус, мне ехать пора...
- Погодите, погодите!!! Я у вас сто рублей до вечера хотел занять, не хватило мне на лекарства...
"Вот он – момент истины! Неужели он всё это время мне врал?" - подумал я. Но времени на обдумывание решения – дать или не дать - не было. Подъехал автобус и люди ринулись в него, будто он был самый последний в их жизни. А в разговоре со стариком всё было так убедительно, и я, особо не раздумывая, быстро достал из кармана сотку и вручил её деду.
- Спасибо огромное. Я вечером отдам. Приходите! – прокричал он.
Махнув ему рукой на прощание и посильнее прижавшись к какому - то пассажиру, я позволил автобусной двери наконец - то успешно захлопнуться.
Уже вечером, снедаемый любопытством и меркантильностью, я ехал на стареньком автобусе по назначенному адресу. Жене ничего не сказал. Дом, как оказалось, находился на самом краю города, где я за всю свою сознательную жизнь так и не успел побывать.
После непродолжительных поисков мною был найден восьмиэтажный дом. А вот квартиру, которую дедушка указал, строители забыли построить! Ну не было такого номера квартиры! Дом был рассчитан на меньшее количество...
Возвращаясь домой в расстроенных чувствах и с убитой надеждой, я постепенно успокоился и ближе к дому вдруг ощутил себя на удивление счастливым... лохом! Я реально сыграл свою роль в спектакле двух актёров! Если такой прожжённый циник как я поверил этому человеку, значит и Станиславский бы аплодировал игре этого старого пройдохи! За сто рублей меня заставили сопереживать, верить, надеяться, играть роль, а потом ещё и задуматься о смысле жизни! Браво, дедуля!!!
Поддержка автора:
Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Сергей Захватошин в литературе - и пейзажист, и юморист. В его рассказах смешное часто происходит на фоне мастерски и лаконично написанных пейзажей (он любитель рыбалки, и описания природы встречаются в его рассказах о рыбалке).
О комическом в литературе: "Как правило, смешное становится частью произведения для того, чтобы подчеркнуть какие-либо общественные или личностные недостатки, противоречия. Одно из назначений комического - социальная критика".
У Сергея Захватошина юмор - другой, добрый. Комическое в его работах - это выражение радости жизни и ее обновления.
Именно обновление жизни и радость испытывает рассказчик - литературный герой рассказа "Браво, дедуля!", чувствуя себя "счастливым лохом":
... меня заставили сопереживать, верить, надеяться, играть роль, а потом ещё и задуматься о смысле жизни! Браво, дедуля!
***
Многие рассказы и миниатюры Сергея Захватошина близки к притче - короткому назидательному рассказу.
Когда я задумалась, в чем заключаются поучения этих "почти притч" Сергея Захватошина, то вспомнила притчу всемирно известного аргентинского психотерапевта и писателя Хорхе Букая о кладбище, где на могилах была указана продолжительность жизни, и для каждого умершего она не превышала одиннадцати лет. Герой притчи расстроился, так жалко стало ему умерших детей, но смотритель кладбища утешил его и рассказал следующее.
«Когда юноше исполняется пятнадцать лет, родители дарят ему книжечку. Такую, как у меня. Ее носят на шее. С этого момента каждый раз, переживая что-то очень приятное, открываешь книжечку и записываешь в ней:
Слева — что вызвало наслаждение.
Справа — сколько длились эти мгновения.
Такая вот традиция.
Например, ты познакомился с девушкой и влюбился. Продолжительной ли оказалась радость знакомства? Сколько длилась безумная страсть? Неделю? Две? Три с половиной?
Затем — волнение первого поцелуя… это необычайное удовольствие. Как его измерить?
Полторы минуты? Столько, сколько длится поцелуй? Или еще. Добавить переживания, связанные с ним, его послевкусие. Два дня? Неделю?
... ... ...
Сколько было отпущено наслаждений?
Часы? Дни?
И так мы отмечаем в книжечке каждый момент радости… Каждое мгновение.
У нас так заведено:
Когда кто-то умирает,
нужно открыть книжечку
и сложить время наслаждения,
чтобы записать его на могиле.
Потому что для нас только это и есть действительно ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ».
(Хорхе Букай, Искатель, из книги "Истории для размышлений")
У Букая и счастье, и сама жизнь должны быть инвентаризированы - пойманы сачком, убиты, засушены и пришпилены, как бабочки коллекционером.
Букай учит оценивать и тем самым обесценивать жизнь. То, что не было измерено и зарегистрировано в книжечке, не было, по Букаю, прожитой жизнью. Если жизнь - это дар, то, по Букаю, это дареный конь, в зубы которому следует смотреть ежесекундно.
Рассказы и миниатюры Сергея Захватошина, напротив, учат принимать с благодарностью то, что есть. Я пишу "учат", но Сергей никак не ставит своей целью чему-то научить своих читателей. Им движет одно только вдохновение и желание поделиться радостью жизни.
Сегодня утром весело светит солнышко. Последнее тёплое утро лета. Поэтому немного грустно. Завтра будет в два раза холоднее. Иду по дороге и впитываю в свою память мой проснувшийся город с его блестящими после ночного дождика улицами и полусонными прохожими. И так мне хорошо на душе, что я готов поделиться своей радостью со всеми встречными!
И Сергей Захватошин ничуть не осуждает тех, кто не разделяет его настроение.
Однако, встречные прохожие не разделяют моей радости и в большинстве своём задумчивы и угрюмы. Идут, смотрят себе под ноги, не замечают ничего вокруг. Сны свои, наверное, досматривают...
Могу представить себе, что читатели Букая, поверившие ему, будут стремиться получить максимум наслаждений от жизни, и могу представить себе, что все им будет мало. Будут гоняться за мгновениями счастья, как коллекционер-энтомолог с сачком за бабочками.
Что касается количества счастья, то миниатюра Сергея Захватошина "Не хватило" прямо противоречит притче Хорхе Букая.
Заповедь "Не жадничай" - ведущий мотив произведений Сергея Захватошина:
никогда не бери в жизни больше, чем тебе нужно, а иначе сгорит сила и не будет у тебя никогда больше радости душевной, аккуратнее будь!
Оказывается, одно из последствий разбуженной души - бескорыстие!
"Жадность и скупость сковывают в поступках", - пишет Сергей.
Жадность и скупость сковывают в поступках. Презрение к другим ослепляет. Сомнения и недовольства гложут изнутри.
Должно быть, именно о падении оков - оков жадности и скупости - рассказывает миниатюра "Дурачок". Главный герой миниатюры - "дурачок" и "кулёмушка" - не жадничал, не уподобился старухе из сказки Пушкина о Золотой рыбке, зато обрел смелость и еще что-то, не названное автором.
Предполагаю, что что-то, не названное автором, - это простота (естественность, легкость и непринужденность) и "располагающее к себе неощутимое обаяние простоты" (характеристика, данная рассказчиком дедуле в рассказе "Браво, дедуля!").
***
"Желаю всем авторам легко творить - на одном дыхании и с любовью в своём сердце!" - пожелание на личной странице Сергея Захватошина. Впечатление от работ Сергея - что и они написаны на одном дыхании и с любовью в сердце.
Герой рассказа не лох, а очень счастливый человек! И он сам понял это. "Я реально сыграл свою роль в спектакле двух актёров! Если такой прожжённый циник как я поверил этому человеку, значит и Станиславский бы аплодировал игре этого старого пройдохи! За сто рублей меня заставили сопереживать, верить, надеяться, играть роль, а потом ещё и задуматься о смысле жизни! Браво, дедуля!!!"
Как говорится - "моих грехов разбор оставьте до поры/Вы оцените красоту игры". Не каждому дано наблюдать такую вдохновенную игру и быть вовлеченным в нее.
Есть прекрасный короткометражный фильм "Эмилия Мюллер" о девушке пришедшей на пробы к фильму и сыгравшей так, что все поверили в подлинность ее слов. Это огромное искусство и огромный талант.
Действительно, браво!
Мне нравится философский оптимизм героя. По некотором размышлении он не стал проклинать обманщика, а попытался найти крупицы комического во всей ситуации. И на душе сразу полегчало. Хороший человек - герой. привык верить людям. и это правильно. А сто рублей... ну не велика потеря. Ведь правда же?
Чего-то мне не хватило в этом рассказе, может, отношения автора к данной ситуации. И какая-то повторяющаяся ошибка на этом сайте: местоимение "вы" в диалогах пишется с маленькой буквы. Это однозначно.
Все, кто жив в этом мире - достоин того, чтобы поставить свою подпись под каждым своим поступком, ибо ему доверили сделать свой выбор. Вопрос в том - осознан ли этот выбор тем, кто его совершает? И каждый получит полную меру воздаяния, потому как каждое действие порождает новые миры....
Почему-то все сразу о потере доверия пекутся. 100 руб - это два раза проехать на транспорте. По виду и характеру дед нормальный . Просто любитель подначить, разыграть. Скучно ему одному, а характер веселый. Я помню разыгрывал своих друзей намного посильней и чувствительней. Так что не бери в голову. И дед рад , что купил хорошего человека, и тебе была загадка для души. Все нормально. Мне понравился ваш дед. Здоровья всем!
Как говорится - "моих грехов разбор оставьте до поры/Вы оцените красоту игры". Не каждому дано наблюдать такую вдохновенную игру и быть вовлеченным в нее.
Есть прекрасный короткометражный фильм "Эмилия Мюллер" о девушке пришедшей на пробы к фильму и сыгравшей так, что все поверили в подлинность ее слов. Это огромное искусство и огромный талант.
Действительно, браво!