Произведение «43. Болгария. »
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: ДНЕВНИК ИНСТРУКТОРА РАЙКОМА КПСС.
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 256 +1
Дата:

43. Болгария.


Дневник инструктора райкома КПСС. 43. Болгария.

Туристические группы для поездки за границу формировались в районе райкомом партии. Руководителем группы в Болгарию назначили секретаря парткома совхоза Семён Семёновича Римского-Корсакова. Туристы должны были иметь характеристики-рекомендации партийных организаций. Кого попало, за границу не пускали. Однофамилец великого композитора поехал без жены, руководителю группы не разрешалось брать с собой членов семей, и он взял с собой сотрудницу, бухгалтера совхоза Маргариту, отличавшуюся стройностью фигуры и мягким покладистым характером. Смирнов-Ростовцев ехал в турне с женой, простым туристом, его и избрали партгрупоргом туристической группы. Группа добиралась поездом до Москвы, потом самолётом до Софии, на автобусах по Болгарии до Слынчева Бряга, а потом, уже после отдыха, из Бургаса – самолётом до Москвы.

Если в СССР туристы были разных национальностей, а после пересечения границы их всех стали считать русскими. Только одного татарина, учителя по профессии болгарские пограничники долго проверяли. Все другие туристы, в том числе, и его соплеменники, уже прошли осмотр и отпускали безобидные шуточки в адрес «счастливчика», а он смущался и краснел. Встречали туристов из СССР везде хорошо.

Ровно за сто лет до этого прадед Смирнова-Ростовцева поручик Елецкого полка возвращался из Болгарии в Россию. Он был увешан орденами за освобождение страны от турецкого ига, но главной была награда от народа Болгарии: молодая жена, прабабушка Смирнова-Ростовцева. Возможно, где-то здесь жили родственники – троюродные братья и сёстры отца Сергея Сергеевича. Но искать кого-то через сто лет было нереально, прошло две мировых войны и одна балканская. Да и наличие родственников за границей не приветствовалось. Поэтому и из скромности о своём славном прадеде партгрупорг группы не рассказывал никому, хотя и очень хотелось сделать это на экскурсиях и при встречах с болгарами. В Болгарии туристы узнавали и свою историю. В своей стране многие даже не слышали о генерале Скобелеве, немного знали и о роли Александра Второго в освобождении Болгарии. А о Самарском знамени в Старой Загоре туристы узнали только около его одноимённого памятника. Здесь раньше была Римская Империя, Фракия. Отсюда был родом Спартак. Гид говорил, что и мать Александра Македонского была сербской княжной. В Пловдиве показывают развалины амфитеатра, музеи. Странно, у обнажённых статуй римлян скульпторы показывают волосяной покров только на голове. Древнеримская мода на бритьё или их же каноны изображения в камне?

Пловдив, Габрово, Долина Роз, Бургас – красивые места. Однажды экскурсовод очень удивил туристов, некоторые смеялись до слёз. После сорока минут езды по идеально ровной дороге из Софии в Пловдив на автобусе «Чавдар» со скоростью 140 километров в час он высказал мысль, что туристы устали, и сейчас будет отдых у кемпинга. Он явно не ездил «необъятными просторами Сибири» по ухабам в жёстком автобусе 300 километров по восемь часов, стоя, и всего с двумя остановками по сорок минут на автовокзалах, где тоже негде присесть. Самое вкусное мороженное в Пловдиве, сладолёд по-болгарски. Шипка, здесь сражался Елецкий полк, здесь лежат боевые товарищи прадеда.

Новости по радио на болгарском языке были очень понятны, а вот речь продавцов на рынках нет. Но с туристами они все говорили по-русски. Гид рассказывал, что «с первого класса ученики школ учат болгарский и русский языки, а с четвёртого класса – иностранные». Большинство туристов истратили 90 процентов обмененных левов в первые два дня пребывания. По сравнению с СССР покупать было что. Смирнов-Ростовцев взял трёхтомник Константина Симонова «Живые и мёртвые» болгарского издательства «Вышейшая школа» на русском языке, дома его было не достать даже работнику райкома партии. В болгарском издании не было «купюр» цензуры, поэтому было много правды о войне. Ещё был приобретён монгольский кожаный пиджак. Много ли купишь на обмененные 530 рублей? А ведь ещё за два месяца до их поездки обменивали вообще по 330. Наши туристки ходили по магазинам до последнего дня, прикидывая, как лучше истратить последний лев.

Селили туристов в двухместные номера, заботясь о нравственности и соблюдении Морального кодекса строителя коммунизма. Тем, кто был с сотрудницей, приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы уединиться в номере во время похода группы на пляж или по магазинам. Но много ли нужно время любовникам для счастья? Некоторые туристки знакомились с местными парнями. Они не выполняли рекомендации ходить по городу и в гости только группой по пять человек. С первого же дня поездки всех интересовал вопрос: кто же приставлен к группе от КГБ? Считалось, что такие представители были в каждой группе туристов за рубежом. Потом эта тема стала обсуждаться открыто. Подозревали Марию, преподавательницу института и, естественно, работника райкома партии Смирнова-Ростовцева. Сергей Сергеевич во время очередного вечернего банкета подошёл к Марии и предложил выпить за «бойцов невидимого фронта». Выпили на брудершафт.

Благодарность от признательной Болгарии в адрес Великой России, казалось, была написана на каждом камне. Туристов пропустили без очереди в Мавзолей Георгия Димитрова. Здесь они были иностранцами. Но веломобили в парке давали в прокат только за свободно конвертируемую валюту. Стране нужно было зарабатывать доллары, фунты, марки. Существовала и целая сеть валютных магазинов «Кореком». Чтобы объехать весь Солнечный Берег Смирнов-Ростовцев взял в прокате простой велосипед за один лев в час.

В Москве пограничники даже не проверяли вещи туристов. Ограничились проверкой паспортов. Приятно побывать в стране, где воевал прадед, где жили родственники прабабушки.

Сентябрь 1985.



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:41 08.09.2020 (1)
Получается, у Смирнова-Ростовцева
болгарские корни...
     19:16 08.09.2020
Не только у него. 
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама