Произведение «Неармейские рассказы отца. 8. Здравствуй, Сибирь!»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Неармейские рассказы отца
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 237 +1
Дата:
Предисловие:

Неармейские рассказы отца. 8. Здравствуй, Сибирь!

На фото мой прадед и мой отец. У прадеда в руках - цимбал. Примерно середина тридцатых годов ХХ века.
В июне 1775 года императорские войска заняли Запорожскую Сечь, корни существования которой восходили ещё ко временам Золотой Орды. А в августе вышел Манифест Екатерины Второй. Сечь упразднялась. После этого небольшой отряд около тридцати всадников с обозом, оружием и припасами двинулся в Сибирь, на вольные земли. Они перевалили через Урал и перед рождеством по Владимирскому тракту подъехали к небольшой крепости на берегу Иртыша. Это было село Пустынное, которое располагалось немного ближе к Иртышу, на Старине.

Из семейных преданий известно, что среди них были и братья Кудренко. Впервые эта фамилия упоминается в списках Запорожского  войска ещё в 1649 году. Это из Интернета:

«Реестр Войска Запорожского 1649 г.»

Мирон Кудренко – Брацлавский полк, полковая сотня

Иван Кудренко – Переяславский полк, полковая сотня

Хома Кудренко – Переяславский полк, сотня Ивана Бабыча

Васко Кудренко – Переяславский полк, сотня Ивана Бабыча

Мирон Кудренков брат– Переяславский полк, сотня Ивана Бабыча

Богдан Кудренко – Бужинская сотня

Назар Кудренко – Жовнинская сотня

Ничипор Кудренко – Кропивненский полк, Яблоновская сотня

Матвей Кудренко – Полтавский полк, Оксютина сотня

Матвей Кудренко – Полтавский полк, Зеньковская сотня

Лаврин Кудренко – Полтавский полк, Лубенская сотня

Семен Кудренко – Миргородский полк, сотня Андросова»

Среди прибывших в Сибирь было два брата Кудренко. Можно сказать, прибыли они в село Пустынное вовремя. Жители Пустынного и сейчас не всегда ладят с татарским населением. Пустынцы иногда проверяют чужие зимние сооружения для рыбного лова – катцы. Из-за этого происходят бытовые ссоры. В 1775 году причины были, по всей видимости, посерьёзнее. Татары из нескольких сёл обложили Пустынский острог. Население пряталось за стенами крепости и ждало подкрепления или рождественского чуда.

Местность на запад С высокого берега Иртыша просматривалась далеко: от двадцати до сорока километров. Осада была организована всего лишь пятью десятками степняков, но и этого хватило. И вот вдали на лугу показалась сначала маленькая чёрная точка, которая начала расти, увеличиваясь в размерах по мере приближения. Это был довольно большой для Владимирского тракта обоз. По мере приближения стало понятно, что едут вооружённые люди. У них было даже две бронзовые пушки. На этом осада Пустынного закончилась. Разведчики осаждавших выехали навстречу обозу, вернулись к острогу и осада была снята. После этого подобных инцидентов в этой местности не наблюдалось.

Особенностью запорожских казаков было то, что в Сечи они не женились. Но по прибытию в Сибирь на постоянное место жительство с этой традицией пришлось расстаться. Невесты нашлись каждому из тридцати воинов. Кто-то женился на русских из Пустынного и соседних сёл, а кто-то на татарских женщинах. В Сибири мы все давно и основательно перемешались. И сейчас часты межнациональные браки.

Как рассказывал моему отцу его дед Иннокентий Кириллович Кудренко (1855-1938), к концу восемнадцатого века у двух братьев Кудренко было девять сыновей, но через сто лет к концу девятнадцатого в селе остался он один из рода Кудренко. Его единственный брат уехал из Пустынного в Новониколаевск. У Иннокентия и его жены Аграфены своих детей не было. Они усыновили, крестили и воспитали родного племянника Аграфены, сына её сестры Евдокии. Мальчишку при крещении назвали Ванифатием Иннокентьевичем. До шестнадцати лет он не знал, кто его настоящие мать и отец.

Через сто пятьдесят лет уже ничего от запорожских казаков не осталось ни в обычаях, ни в языке. Осталась фамилия. Прадед Иннокентий состоял в Сибирском Казачьем войске. В тридцатых годах ХХ века его собаку звали Гай. В украинском языке это слово означает небольшую рощу. А в русском – облаву при загоне зверя на охоте и крик, шум участвующей в загоне толпы. Какой термин имел в виду прадед, называя так собаку, остаётся только догадываться. Вторую его охотничью собаку звали Венерка. Застольных песен семье родителей отца на украинском языке никогда не пели, хотя у нас в Сибири они имели хождение вплоть до недавних событий.
2020.



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:00 10.10.2020 (1)
     16:23 10.10.2020
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама