Произведение «Мальтийские лебеди. Часть II. Глава 6. Пылающая Испания» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Темы: историясудьбалюбовьвойначеловек
Сборник: Мальтийские лебеди. Часть II - роман, история
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 458 +1
Дата:
«Бойцы отряда самообороны, созданных по призыву правительства Испанской республики, июль, 1936-ой год.»

Мальтийские лебеди. Часть II. Глава 6. Пылающая Испания

    Бидлер попрощалась с Уильямс, взяла остатки чайного сбора и вернулась к Кэмпсу. Войдя в кабинет, она предложила:
    – Сэр, у меня осталось немного чая, не возражаете?
    Тот с удивлением взглянул на неё:
    – Не стоило, миссис, с довоенных лет у меня сохранился запас настоящего цейлонского. Позвольте мне вас угостить?
    Бидлер предпочитала классическим сортам собственный, заботливо выращенный в небольшом саду позади дома и смешанный с высушенными листьями лимонной мяты и мелиссы, но, не желая обидеть Кэмпса, предложила:
    – Если вы не против, начнём с вашего, затем перейдём на мой.
    – Не против, но просмотреть все данные за сегодня вы всё равно не сможете – их очень много, – он подошёл к тумбочке в углу комнаты, снял с электроплитки* небольшой чайник и проверил содержимое. – На несколько минут я вас оставлю. Продолжайте работу с документами.
    Взяв пустой чайник, Кэмпс вышел из комнаты, и Бидлер вернулась к просмотру информации о ситуации в Европе перед началом войны. Выделяя основные детали, она последовала совету и занялась анализом событий в Испании. Какое-то время гражданская война в этой стране проходила далеко от Мальты и практически не волновала её жителей. До сегодняшнего дня Бидлер слышала о ней лишь мельком. Но новые факты оказались настолько интересны, что сразу же захватили внимание и мысленно перенесли её в прошлое, которое оказалось не таким спокойным, как казалось ранее. Пока жители Европы мечтали о безоблачном завтра, в их странах уже шли процессы, которые не оставили этому будущему ни шанса.

    История Испании в первое тридцатилетие начавшегося века до боли напоминала Бидлер то, что произошло в России. Потеряв колонии в Новом Свете, Испанское королевство встретило ХХ-й век и первую мировую войну полуфеодальным государством с угасающей экономикой. С появлением на европейском театре войны американских войск к «прелестям» нового столетия добавилась эпидемия неизвестной ранее тяжёлой формы гриппа, которая сразу же показала свой размах и силу. Массовое передвижение людей в Европе, развитие транспорта и путей сообщения, скученность стоянок армейских частей и лагерей беженцев вкупе с плохим питанием и антисанитарией способствовали распространению смертельно опасной болезни. Летальному исходу предшествовали: сильный кашель, синий цвет лица, кровотечение в лёгких – больной не мог дышать и постепенно захлёбывался собственной кровью. Вспышки нового заболевания отмечались и в других странах, но показатели смертности в Испании оказались одними из самых высоких в мире – 710 человек на 100 тысяч населения. К маю 1918-го года в ослабленном королевстве уже болело или переболело, включая и самого короля Альфонсо XIII, не менее восемь миллионов человек, и с чьей-то «лёгкой» руки новую хворь окрестили «испанкой».

    Несмотря на то, что в двадцатом году эпидемия закончилась так же внезапно, как и началась – остались лишь локальные очаги заболевания, её появление усложнило и без того непростую жизнь испанцев. После окончания Великой войны** королевство стояло на краю пропасти, в которую уже рухнули четыре империи – Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Колоритная страна темпераментных мужчин, страстных женщин, любителей изящного фламенко и летней фиесты также оказалась расколота. По разные стороны оказались обедневшие горожане-рабочие и безземельные крестьяне, кто выступал за проведение серьёзных преобразований в обществе и экономике, и правящая элита: землевладельцы, промышленники, дворяне и офицерский состав армии, которая фактически жила как государство в государстве и, напротив, не желала настолько радикальных перемен. Любые попытки протестов против социальной несправедливости жёстко пресекались и подавлялись Гражданской гвардией. Тринадцатого сентября 23-го года генерал Мигель Примо де Ривера попытался стабилизировать ситуацию – ради сохранения в стране порядка он при помощи армии совершил вооружённый переворот, объявил о приходе к власти военных, распустил кортесы*** и ввёл повсеместную цензуру. Действуя жёсткой рукой, генерал, уповая на разум испанцев, поддерживал отечественных предпринимателей, и на время он даже добился ряда успехов. В 25-м военная директория была преобразована в гражданскую. Однако начавшийся мировой экономический кризис не дал вывести Испанию на устойчивый путь развития. Де Ривера не удалось урегулировать главные проблемы испанского общества. Вопросы социальных гарантий для рабочих и наделов для крестьян решены так и не были. 28-го января 30-го года под давлением подавляющей части населения, которой не нравилось ущемление прав и свобод, де Ривера подал в отставку, уехал во Францию, где вскоре и скончался. 

    В 31-м продолжающиеся волнения вынудили многовековую испанскую монархию, во избежание повторения российского сценария, пойти на кардинальные уступки. Король Альфонсо XIII по доброй воле отрёкся от престола и покинул Испанию, которая сразу превратилась в кипящий котёл политических страстей. 28-го июня в ходе выборов в парламент прошли умеренные социалисты и сторонники левых либеральных партий. Девятого сентября была торжественно провозглашена Первая Испанская республика и принята конституция, уравнявшая всё население в правах. Придя к власти, левые перешли к долгожданным реформам. Духовенство, дворяне и офицерский корпус лишались привилегий, началось сокращение вооружённых сил и изъятие излишков земель у помещиков. Церковь также была отстранена от управления государством: священникам запрещалось заниматься политической деятельностью, светским образованием, проводить проповеди в армии, упразднялись деятельность Ордена Иезуитов и договор о подчинении Ватикану, были легализованы разводы и гражданские браки. Безземельные крестьяне начали получать долгожданные наделы. Однако ожидаемого результата это не принесло. Преобразования в стране накопившихся противоречий, когда нужно было действовать быстро и решительно, ограничились лишь полумерами, и ситуация по-прежнему продолжала накаляться.

    В ноябре 33-го года состоялись новые парламентские выборы, где победу одержали противники левых – «Испанская конфедерация независимых правых» – CEDA, состоящая из консерваторов-монархистов, правоцентристов и националистов. Вдобавок в насыщенной резкими поворотами жизни Испании впервые заявили о себе ультраправые радикальные партии – «Испанская фаланга» и «Испанское обновление», объединившие в себе тех, кто ради победы готов был пойти на самые жёсткие меры. Оказавшись у власти, правые свернули проводившиеся реформы, и после двух «красных» лет началось «чёрное» двухлетие реакции. Но Испания не была бы Испанией, если бы на этом всё закончилось. После падения монархии в стране появилось множество различных полувоенных организаций. В провинциях, где действовали «разношёрстные» политические группы, начиная с анархистов и заканчивая ультраправыми националистами, произошло не менее двадцати серьёзных вооружённых выступлений то одной, то другой стороны. В областях, особенно в таких как Каталония и «страна басков» — Астурия, росли сепаратистские настроения. Однако акции неповиновения Мадриду подавлялись с особой жестокостью. Самыми громкими и масштабными были выступления в начале октября 34-го года, которые удалось усмирить лишь при помощи армии и обещаний, что в случае капитуляции восставших репрессий не будет. Но как только боевые действия закончились, в ходе расправы погибло до трёх тысяч левых активистов, и не менее тридцати тысяч участников выступлений оказались за решеткой. Двадцать руководителей восстания были приговорены к смерти, но под давлением интеллигенции, власти, не желая делать из осуждённых мучеников, сменили приговоры на длительные сроки заключения. Какое-то время Испании с трудом, но удавалось балансировать на краю пропасти. До настоящей гражданской войны дело практически не доходило, однако, долго это продолжаться не могло.

    Коррупция в правом лагере и продолжение повсеместного падения уровня жизни простых жителей быстро вернули запрос на социальную справедливость. Пятнадцатого января 36-го года президент Испании Алькала Самора уволил главу правительства, распустил парламент и назначил новые выборы. В результате волеизъявления граждан в законодательное собрание вернулись левые из демократического блока «Народный фронт». Состав парламента Второй Испанской республики оказался необычайно пёстрым. В него вошли представители сразу восьми различных партий и союзов: социалисты, анархисты, коммунисты, троцкисты и представители различных объединений рабочих. Под предводительством нового премьер-министра Мануэля Асанья, ставшего в том же году новым президентом республики, разнородное правительство приступило к выполнению предвыборных обещаний – продолжению приостановленных социальных реформ.

    По сравнению с прежними годами количество распределяемой среди населения земли увеличилось в семь раз, но большинство крестьян, не дожидаясь законных наделов, начало самовольно захватывать и делить вотчины помещиков. Усмирять необычайно инициативных граждан вновь пришлось при помощи Гражданской гвардии. В условиях растущей сумятицы радикализовались и требования постоянно бастующих рабочих, которые также хотели особых преференций – за несколько месяцев в стране произошло 113 всеобщих и 228 локальных стачек и забастовок. Деятельность неоднородного правительства, которое не имело единой линии действий, до боли напоминала «труды» героев из басни русского писателя Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак» от 1814-го года, где каждый из героев, взявшись за воз с поклажей, тянул его лишь в свою сторону.

    Русский баснописец оказался прав: подобная деятельность ни к чему хорошему не привела – правительство в Мадриде вновь начало терять на местах власть. Учитывая, что перевес левых по итогам последних выборов оказался минимален — не более 150 тысяч голосов, военные и правые восприняли происходящее, как свидетельство того, что подобная «демократия» приведёт страну либо к анархии, либо, по примеру России, к приходу к власти более жёстких на руку коммунистов или, хуже того – троцкистов. Рассчитывать на снисхождение и милость со стороны победителей в этом случае им было бы глупо. В сложившихся условиях офицеры испанской армии заручились поддержкой церкви, влиятельных промышленников, землевладельцев и с целью избавления страны от «красной» угрозы решили повторить опыт генерала де Ривера – жёсткой рукой вытащить страну из нарастающего хаоса.

    Читая материалы по Испании, Бидлер поймала себя на мысли, что, живя в спокойной Мальте в достатке и покое, она и понятия не имела, что творилось в предвоенные годы в Европе. На улицах испанских городов вновь разгорелись ожесточённые стычки. Во время очередного витка противостояния, которое сопровождалось жестокими убийствами оппонентов, под лозунгом «Любой патриот предпочтёт скорее умереть, чем отдать судьбу Испании в руки «красных» правые перешли к решительным действиям. Шестнадцатого


Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:04 25.03.2021 (1)
С интересом прочитал про Испанию. Жду продолжения. Успехов.
     19:43 25.03.2021
Спасибо, Виктор, за отзыв. Игра и подготовка войны против СССР началась уже в те дни. Новая глава уже на подходе.

С уважением, Андрей. 
     19:36 02.01.2021 (1)
Помню, смотрела довольно неплохой испанский историко-фантастический сериал "Министерство времени" - эти события там тоже показывали) Однако, как-то маловато про Кейт и Мэтью)
     20:59 02.01.2021
Спасибо, Наталья, за отзыв. Здесь идёт небольшой отступ от сюжетной линии главных героев.

У Кейт появилось много вопросов по поводу происходящего, и она в надежде на мирную жизнь пытается для себя разобраться, сколько ещё продлится эта война. Её поразило то, с каким чувством выразился её начальник о поведении Англии и Франции в предвоенное время. Девушка пытается понять причины поведения старшего офицера, которые пока ей не совсем понятны. Сначала я не хотел так побробно останавливаться на ситуации в Испании и её гражданской войне, но она оказалась очень интересной и показательной (больше всего в ней мне понравилось поведение генерала де Ривера, жаль ему не удалось довести начатое до конца). Ситуация в Испании и её гражданская война повлияла на то, как в СССР начали готовиться к неизбежной войне с Германией и на предвоенное поведение наших будущих союзников. К тому же, многие европейские державы имели к ней прямое или косвенное отношение, многие участвовали в ней на той или иной стороне - фактически она стала проверкой сил и прологом Второй мировой войны. В следующей главе знакомство с этой информацией и беседа с Кэмпсом за чаем поможет главной героине найти ответы на свои вопросы, особенно, на самый главный - что будет дальше, а кое-что из происходящего и переосмыслить. 

С уважением, Андрей.  
     08:11 31.12.2020 (1)
Долго же мы ждали продолжение! Да, испанка унесла множество  жизней...каких только заболеваний не было! С Наступающим Новым годом!  Успехов в творчестве!
     13:18 31.12.2020 (1)
Спасибо, Анна, за отзыв. Да, "испанка" сыграла одну из решающих ролей в судьбе Испании. К счастью, в то время пути сообщения между странами и континентами не были так развиты, как сегодня, иначе бы та пандемия могла бы закончиться не так быстро, как закончилась. Я не хотел вставлять эту главу в роман, но гражданская война в Испании предопределила дальнейший ход событий и повлияла на то, как в СССР стали готовится к неизбежной войне. 

С уважением, Андрей.  
     13:43 31.12.2020 (1)
Все правильно! Война в Испании - это одна из страниц в истории приближающейся войны.
     22:45 31.12.2020 (1)
Так оно и есть, но, к сожалению, все те, кто в начале Второй мировой войны обвиняет лишь СССР и Германию и "пакт Молотова-Рибентропа" хотят забыть про собственные "художества" во времена гражданской войны в Испании и страстное лобызание с немецкими нацистами и итальянскими фашистами в Мюнхене 30 сентября 1938-го года. Правда колет глаз, но об этом нигде вспоминать не хотят, настоящим виновникам начала той войны куда проще считать других, переписать историю и во всём винить тех, кто пытался предотвратить новую мировую войну. Сколько раз до августа 39-го года СССР предлагал Англии и Франции заключить договор о коллективной безопасности? Начиная с начала гражданской войны в Испании несколько раз, но Западу это было не нужно и когда в августе 39-го года в Москву прибыла англо-французская делегация, которая даже не мела права заключать и подписывать какие-то либо соглашения, чтобы попытаться оттянуть начало неминуемой войны СССР, кстати последней стране в Европе, пришлось идти на вынужденные соглашения с Германией, которые помогли оттянуть начало войны. Но наши либералы-"историки" и на Западе об этом вспоминать не хотят. Как говорится: "Все в дерьме, лишь мы в чистых фраках и белых перчатках."

С уважением, Андрей.

С уважением, Андрей. 
     09:50 01.01.2021
Согласна полностью, Андрей! С наступившим Новым 2021 годом!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама