Произведение «Благословенная смерть Анании и Сапфиры»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 14
Читатели: 399 +1
Дата:

Благословенная смерть Анании и Сапфиры

Левый бок болел непрерывно. Временами, боль перекидывалась на спину, опоясывая все тело и становилась невыносимой. Неделю назад к этим мучениям, добавилась еще одышка, которая переходила в приступы удушья. Сапфира старалась держаться, но слабела на глазах и все чаще, стонала не в силах терпеть боль. Анания, понимая, что приближается неизбежный конец, с горечью смотрел на умирающую жену. Все средства супругов были потрачены на лекарей еще месяц назад. Мази и отвары, которые, по словам целителей могли помочь, оказались совершенно бесполезны. Сын и две дочери пожилой пары, приходили почти каждый день, чтобы побыть рядом с матерью в ее последние дни.

Почти три десятка лет проведенных вместе сблизили супругов настолько, что две их жизни неразрывно соединились в одну единственную. Не имея возможности облегчить страдания Сапфиры, Анания сидел рядом, держа ее ладонь. Мужчина нежно прикасался к знакомому узору вен на кистях рук. Он целовал кончики пальцев, пытаясь этой лаской, хоть как то сгладить мучения дорогого человека. Слезы сострадания, одна за другой скатывались по его щекам. Потерявший всякую надежду на исцеление жены, он шепотом обращал свои молитвы к Всевышнему…

- Господи! Что мне делать в этой жизни? Остатки дней, которые я проведу без Сапфиры, будут бессмысленным и никчемным существованием! Зачем мне это время? У детей свои семьи и своя жизнь. Моя же жизнь здесь, на этом смертном одре, где угасает моя любимая жена! Ты лучше знаешь, Господи, как надо управлять судьбами людей, но услышь меня! Исцели жену мою, или же забери обе наши жизни! Прояви милосердие и подай нам любое из этих благодеяний!

Творя эти молитвы, Анания, с любовью смотрел на жену. Сапфира пребывала в забытье. Избавленная коротким сном от мучений она обрела недолгий покой. Черты ее лица разгладились, а дыхание выровнялось. Это продолжалось всего несколько минут, после чего новые спазмы удушья вернули ее к мучительной реальности. Женщина с гримасой боли открыла глаза. Она встретила сострадающий взгляд супруга и боль в ее глазах, соединилась с жалостью к мужу.

- Потерпи, мой милый. Совсем скоро, Господь примет мою душу и наши страдания окончатся…

- Если тебя не станет, то мои страдания, Сапфира, окончатся вместе с моей жизнью. Вместе с моей совершенно не нужной жизнью… Что мне здесь делать без тебя?

- Все в руках Господа! Мы жили, уповая на Бога, грех нам хулить Его волю и сейчас. Мое время пришло к концу – придет и твой час…

- Молю Всевышнего, чтобы Он даровал нам этот час один на двоих! В Его силах исцелить тебя, в Его же власти и забрать нас в один день. Я не хочу жить без тебя.

Мужчина отпустил руку жены и отвел глаза в сторону. Сапфира с тревогой посмотрела на мужа.

- Что ты задумал?

- Бог откликнулся на мои молитвы и вложил мне в сердце благой помысел. В притворе Соломоновом храма, собирается община последователей распятого Иисуса. Люди говорят об удивительных чудесах и исцелениях, которые творит Всевышний руками этих людей. Они живут общиной и прославляют Господа. Присоединимся и мы к ним!

Сапфира, с гримасой страданий, прикрыла глаза. Новый приступ боли нарастал в ее теле. Еле сдерживая стон, она отвернулась от мужа. Потребовалось некоторое время, чтобы женщина смогла ответить.

- Люди говорили, что священники храма очень недовольны этими проповедниками. Тех, кто примыкает к ним, отлучают от молитвенного общения. Их жертвы не принимают в храме. Поговаривают, что недолго будут терпеть их собрания в притворе Соломонова. Благой ли это помысел, Анания? От Бога ли он?

- От Бога ли он мы узнаем, лишь присоединившись к ним. Чего нам ждать и чего терять? Продадим то, что имеем и придем к этим людям. Я не могу бездействовать, Сапфира. Я решился, прошу же, прими и ты это решение. Сделав так, мы не погрешим перед Господом, но вверим свои судьбы в руки Его!

Острая боль не позволила женщине дать свой ответ. Этот приступ был настолько силен, что подавить стон, она была уже не в силах. Задыхаясь и корчась от боли, Сапфира повернулась к стене. Ее тело судорожно и неестественно скрючилось. Анания с горечью смотрел, как побелевшие от напряжения костяшки пальцев жены терзают темную материю одежды. Решение было принято.

В тот же день, совершенно не торгуясь, Анания продал свою землю и пошел в храм. По дороге он зашел в дома своих детей, сообщая о решении присоединиться к общине последователей Иисуса. И сын и дочери были встревожены этим известием. Но решимость отца и врожденное уважение к старшим не позволяли детям противоречить. Прощаясь с детьми, мужчина оставил всем, некоторую часть денег от проданной земли. Придя в храм, Анания, сразу нашел последователей Иисуса. Спросив, кто здесь старший и получив ответ, он положил у ног апостола Петра оставшиеся деньги.


- Как звать тебя, брат, и почему ты решил присоединиться к нам?

- Я молился Господу и Он вложил мне в сердце этот помысел. Я, Анания, и жена моя, Сапфира, желаем быть с вами. Верую Богу, что Он исполнит мольбы мои!

- Не сомневайся, брат! Если мольбы твои не греховны и угодны Всевышнему, то – да будет так! Веруем и мы, что Иисус воскресший, благословит твои благие помыслы – аминь!

Сразу после этих слов Анания, как подкошенный упал у ног апостола лицом на землю. Он лежал совершенно неподвижно. Сомнений в том, что душа покинула тело мужчины, не было никакого. Глядя на такую смерть, смущение и страх овладели людьми. Все смотрели на Петра, стоящего рядом с мертвецом. Глубокое недоумение отражалось на лице апостола. Шепот его губ был услышан стоящими рядом:

- Что за помыслы и какие мольбы ко Господу были у этого мужа? Могли ли они быть благими, если Бог увенчал их такой смертью? Не иначе, как нечто греховное замышлял Анания…

Тихое предположение о грехе, тут же облетело все собрание. Петр распорядился братии разыскать родственников и организовать погребение. Пока дожидались детей и жену погибшего, Петра не оставляли мысли о причинах всего произошедшего. Мысль о неведомом грехе окрепла, все более и более укореняясь в его разуме.

- Не мог! Нет-нет, не мог Всеблагой Господь и молитва к Воскресшему Учителю убить человека с чистыми помыслами! Воистину, был некий грех, не ведомый собранию! Его просто не могло не быть…

Дети Анании, которые сразу пришли на похороны, не захотели общаться с Петром. Молча постояв на скромной церемонии, они сразу удалились, чтобы быть рядом с матерью. Тяжелобольная Сапфира не присутствовала на погребении. Болезнь накрепко приковала ее к постели. Припадок следовал за припадком, не позволяя женщине подняться. Только через три часа она несколько пришла в себя и через силу, не смотря на увещевания детей, пошла в сторону храма.

Все это время Петр терзаемый домыслами, пытался постичь суть всего произошедшего. Мысль о тайном грехе Анании, окончательно и бесповоротно утвердилась в его сердце. В то время, когда согбенная от страданий женщина, появилась в притворе Соломоновом, обращенный к ней взгляд апостола был полон твердого обличения. Женщина в глазах Петра предстала, как соучастница неведомого греха. В чем состоял этот грех, ему было неведомо, но его наличие не подвергалось никакому сомнению.

Измученная непосильным для нее путешествием в сторону храма, Сапфира без сил опустилась у ног апостола. Она и сама не могла толком понять цели своего прихода. Единственное, чего она желала – это услышать обстоятельства смерти мужа. Услышать от тех, кто в этот момент был рядом с ним. Мысли в голове путались, а сил не осталось совсем. Собрав их остатки женщина обратилась к Петру с вопросом:

- Что здесь произошло?

Петр, грозно взглянув на женщину, ответил вопросом на вопрос:

- Тебе ли спрашивать меня о случившемся? Не думаешь ли ты, что тебе лучше моего известны причины произошедшего?

Сапфира, опустила глаза. Вопрос апостола прозвучал, как ключ к ответу. Образ мужа предстал перед ней. Она отчетливо услышала его мольбы к Богу: «…в Его же власти, и забрать нас в один день»… В этот момент несчастной женщине все стало предельно ясно. Умиление и спокойствие в ее душе совершенно перекрыли боль измученного тела. Всем сердцем она ощутила радость близящейся встречи с любимым супругом. Последний вздох ее, был исполнен благодарностью к Творцу…

В общине последователей Иисуса смерть супругов долгое время не имела однозначного толкования. Многие верующие испытывали смущение, не понимая сути всего произошедшего. Ради мира церковного этот случай получил особое разъяснение, которое и озвучили пастыри. Оно было назидательным и страшным одновременно. Оба эти качества, и назидание, и страх, ученики Иисуса сочли полезными для верующих. Все произошедшее было записано в особом послании, авторитет которого считается неоспоримым и по сей день. 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:50 29.08.2021 (1)
Интересная версия. Возможно, конечно, она столь же произвольно авторская, как и знаки препинания в этом тексте, но заслуживает интереса и уважения. Я сам иногда позволяю себе фантазии на околобиблейские темы (например, такая и такая), и считаю, что это даже находится в русле традиции. Многие богослужебные тексты этим "грешат" (самый наглядный случай —  канон праздника Благовещения — весь от начала до конца  представляет собой выдуманный диалог ангела с Марией).
Лично меня современные либеральные версии православного учения настораживают своей неосторожностью, навязчивым желанием выкинуть из него всё пугающее, призывающее к бдительности, серьезности по отношению к Духу (как и в случае с Ананией и Сапфирой). Мне кажется это каким-то инфантилизмом.
P.S. Если что, мы с Вами коллеги — я тоже получал второе образование по направлению "Теология", только в ПСТГУ.
     20:29 29.08.2021 (1)
Рад приветствовать, коллега..
Использование страха, как полезного педагогического фактора, мне видится ущербным..
Что вы имеете ввиду под словами "серьезности по отношению к Духу"..?
     08:37 01.09.2021 (1)
Ущербно, когда страх ложный. А "не суй пальцы в розетку, убьёт" - это информирование о непреложных законах мироздания - как физических, так и духовных. Трепет от осознания страшной силищи божественных энергий вполне свойственен и Библии и святоотеческим текстам. Это, конечно, не слепая сила, но Бог явно не спешит нарушать собственные установления, делает это в крайних случаях, и точно не тогда, когда человек сознательно проверяет их на прочность. В таких случаях Он просто констатирует: поскольку ты съел несъедобное, проклята земля в делех твоих и т.п.
Если начать выкидывать из Писания всё, что нам кажется несоотоветствующим божественной милости, то придётся выкинуть бОльшую часть ВЗ, и немалую часть НЗ. "Как это хула на Св.Духа не прощается? А может у меня настроение было плохое, вот и похулил немножко? Надо меня простить и понять." Так можно далеко зайти. В ВЗ всё было очень конкретно, и замертво падали хватавшие руками ковчег. В НЗ внимание больше не движениям рук, а движениям сердца и мысли. Но ответственность за аккуратность этих движений не может быть меньше.
     13:38 01.09.2021 (1)
Откровенно говоря, я побаиваюсь людей, которым "известны" непреложные законы мироздания)))
И я бы не назвал, профессиональных проповедников людьми, которые информируют. Увы, современная проповедь, это, как правило, система манипуляций. Я говорю это, как преподаватель миссиологии и НРД (сектоведения). Новый Завет, предлагает христианам "будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением", но куда там! Мы же эффективные менеджеры, которые спасают мир))) Ну, а в спасении мира - все средства хороши. В итоге, ради педагогики, эксплуатируется образ страшного Бога, который так сильно нас любит, что и убить готов и с существованием ада, как то мирится.. Нет, Бог, конечно, добрый, но глупые люди, которых Он создал - сами виноваты)))
Если некто переживает, что без страшных картинок, люди не захотят душу свою спасать и станут предаваться пороку, то, как мне кажется, стоило бы не сильно переживать об этом. Люди и со страшными картинками, при желании этим занимаются. Может, все же не стоит ради примитивных технологий запугивания коверкать образ Бога? 
     17:46 01.09.2021 (1)
Современная проповедь, боюсь, наоборот чаще старается "льстить слуху", что тоже является манипуляцией. О такой манипуляции апостольские послания предупреждали, а про запугивание что-то не помню, так что, возможно, слухоласкающий вид манипуляции опаснее.
Я думаю, что судить о ложности чего-либо по внешнему сходству с сектантскими методами не совсем верно. Методы все очень похожи, а главное отличие в содержании и в духе. Иоанн Златоуст, например, пользовался языческими риторическими приемами, а каппадокийцы философской методологией.
Достижения текстологии - это, конечно, очень хорошо и интересно. Но и древнюю церковную рецепцию, сформировавшую новозаветный канон, тоже сбрасывать со счетов не стоит, наверно.
Я не хочу особо спорить, мне, повторю, рассказ этот показался интересным, но я не согласен с принципиальностью в отвержении традиционного толкования. Потому что за Ананией и Сапфирой маячат фигуры Адама и Евы. Не будем же мы отвергать связь их смерти с их грехом, по причине невозможности для Бога быть источником смерти? Понятно же (насколько могут быть такие вещи "понятными"), что убивает не Бог, а отпадение от Него. Чем принципиально отличается история Анании и Сапфиры?
     20:56 01.09.2021 (1)
Насчет модерновости в части "льстить слуху" - это, как раз наша, что ни на есть исконнейшая традиция. В этом активно упражнялись отцы много веков назад. Эту традицию продолжает наш патриарх - говорит правду глаза))) Даже слово для этого красивое придумали - византизм..
Насчет, возможности для Бога быть творцом смерти (ада).. Хм.. Вопрос, конечно, интересный - можно поразмышлять..
1.Знал ли Господь, что Адам и Ева совершат грехопадение? Он Всеведущий вообще то.. Не знать - не мог.. Хм.. Знал и творил, обрекая людей на смерть и муки? Предположим, что не знал.. Все еще хуже - наш Творец творит не отвечая за последствия.. Бог виновник всего происходящего. В этом смысле, истории принципиально не отличаются..
2.Почему Сапфире и Анании не дали времени на покаяние? Откуда эти зашкаливающие требования? Мы, в отличие от этих супругов, вообще ничего похожего не сделали, но соглашаемся, что смерть супругов необходимый педагогический ход. Или же неминуемая смерть за хулу на Духа, что еще хуже - ибо Бог слишком обидчивый получается..
3.Отцы творили прекрасные вещи, которые сегодня являются нравственным извращением. Например, святители благословляли, традиционное воспитание, когда учащихся пороли (розги) и морили голодом (на хлеб и воду)..
Церковная рецепция не существует вне того культурного контекста в котором она родилась. Переносить вещи актуальные много веков назад в нашу жизнь, это странное упрощение.
 
     08:36 02.09.2021 (1)
Хм-м. А богодухновенность Писания имеет место, или она тоже явление временное и культурнообусловленное? Что за бессмысленное и неэкологичное деяние - проклятие бесплодной смоковницы? Или она уже и так была по сути мертва, и изреченное слово лишь сделало это явным? Возможность для покаяния, вроде бы, всегда дается -  "Адам, не ел ли ты плодов?", "За столько ли продали вы землю?" Вон Симон волхв сказал: "помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами" и остался жив. Симония - очень тяжелый церковный недуг, но он очень явный, и потому, возможно, менее опасный. А Господь, кажется, наиболее сурово обличает именно незаметные грехи, потому что их трудно заметить, легко сказать "подумаешь, какая мелочь, неужели за нее сильно спросится". Больше всего гневных слов сказано в Евангелии про фарисеев, а они вообще-то вели себя очень благочестиво. Про симонию все знают, а "ананиесапфирию" мало кто замечает. Мало что ли людей, приходящих в церковь с сугубо мирской мотивацией? Церковная взаимопомощь - это очень хорошо, но есть люди, злоупотребляющие ею (особенно в эмиграции, где приходы иногда превращаются в клуб взаимоподдержки соотечественников, такой культурный центр национальных мафиозных кланов), и она, кстати, тоже может вырождаться в сектантские формы. Как отличить? По новозаветному: по внутренним движениям и побуждениям людей, а они не очень-то явны, и судить со стороны очень трудно. Поэтому, возможно, в Библии некоторые моменты обострены и обнажены, чтобы мы могли все-таки сопоставить их с собой.
Мне кажется, можно пытаться найти оправдание отрицательным библейским персонажам, и поискать какую-то позитивную зацепку в их мотивации, это очень по-христиански, и Бог, похоже, тоже старается до последнего найти хоть одно "живое место" в любом человеке. Но принципиально отрицать свободу человека в возможности добровольного выбора греха - это уж слишком.
     12:24 02.09.2021 (1)
Замечательные вопросы! Размышлять над ними гораздо лучше чем декларировать, что мне все понятно. Грустно слышать, что кому то все понятно. Впрочем, каждому свое. Наверное те, кому все понятно более счастливы в этой жизни))
Насчет - "это уж слишком".. Не знаю.. Где оно начинается - "это уж слишком".. Когда собратья по вере мне начинают ставить духовные диагнозы, конечно, я испытываю некий дискомфорт. Человек существо социальное и некое выпадение из консолидированной идеологии не может не причинять определенных проблем.. Но, увы, кнопки "выкл" я на своей голове не нашел и предпочитаю оставлять ряд вопросов открытыми..
Не хочу вас заваливать этими вопросами. Вы как человек получивший богословское образование, знаете их не хуже меня. Другое дело, что слабость и неудовлетворительность традиционных ответов зачастую обходится молчанием или замыливается пафосной болтовней. В церковной тусовке это нормально прокатывает, но при общении с людьми вне церкви нужен глубокий, вдумчивый и откровенный разговор. Именно поэтому сложные вопросы это не мое болезненное любопытство - это потребность разобраться в том, что не может не волновать людей, интересующихся нашей верой. И здесь, "это уж слишком" - не работает.
Вопрос свободы нашей воли очень сложный и рождает ряд логических тупиков. Наиболее очевидный тупик - это невозможность нашей свободы при неизменности Бога. Если есть нечто, что зависит только от меня, то Бог общаясь со мной не может не приобрести новый опыт. Это опыт знакомства с моей свободой. Если же Богу все известно, и он творит меня, зная весь мой путь, то, увы, приходится признать, что наша свобода не более чем иллюзия. Готовы вы подвергнуть сомнению неизменность Бога? Если нет, то объясните в чем моя свобода, когда все мои решения известны Богу до моего рождения..  
     09:56 03.09.2021 (1)
Я вместе с древними греками не понимаю, например, как неделимая точка может находится на бесконечноделимой прямой. Но это не мешает мне понимать Евклидову геометрию, основанную на постулатах, и пользоваться ею. Если сам факт творения мира никак не повлиял на неизменность Бога, то какой смысл рассматривать отдельные свойства этого сотворенного мира? Если я умею поселить в свою квартиру таджикскую семью из 38 человек так, что это нисколько не стесняет ни меня ни их, то что принципиально изменится от того, знаю я заранее, что один из них выберет на завтрак или нет?
Отвлеченно эти вопросы не решаются, иначе мы уподобимся Зенону, который наблюдает феномен движения на практике, но отрицает его логически. Ответ Бога Иову не был логическим, он был опытным. Такие логические спекуляции о свободе\несвободе кажутся значимыми, только если есть проблемы с ощущением своей свободы.
Если угодно, можно зайти художественным подходом. Я когда пишу стих, то не столько сочиняю его, сколько пытаюсь отгадать, каким он должен быть. И мучаюсь творческими муками, пока не отгадаю. Но я не ощущаю при этом ущемления свободы своего творчества. Пусть оно больше похоже на сотворчество, соавторство с неизмеримо превосходящим меня Творцом, это не умаляет моей творческой свободы, наоборот, чем меньше мой авторский произвол, тем большую радость это творчество доставляет.
Можно тоже это воспринимать пафосной отмазкой, но это реальный опыт, который очень родственен ощущениям от жизни в целом.
     11:27 03.09.2021
Вы правы в главном, актуальность тех или иных вопрос, это сугубо личностная проблема. Я знаю верующих, которые декларируют понимание тайны Пресвятой Троицы. Вместе с тем, их размышления высказанные о понимании этой тайны, совершенно ничего не дают другим. Поэтому, личный опыт и собственное мироощущение, это факторы, которые в религиозности человека не могут быть на вторых ролях..
     22:04 29.07.2021 (1)
1
Интересно написано!))
А Пётр так ничего и не узнал?
     22:18 29.07.2021 (1)
Я понимаю, что это прозвучит чудовищно, но тем не менее (только вам и по секрету).. - то, что узнал Петр, меня категорически не устраивает..
     22:10 30.07.2021
1
Ясно!))
     02:08 28.07.2021 (1)
Сильная и тяжёлая проза...

Вообще, "счастливая" фраза, что они умерли в один и тот же день, мало даёт успокоения для тех, кому ещё рано думать о "едином" дне...
Хотя, и скорее всего, я полностью разделяю...

Спасибо, Алекс!
     13:22 28.07.2021 (1)
Спасибо за отзыв.. Основной пафос произведение - это мое неприятие осуждения этих супругов в церковном предании. Современная библеистика аргументированно предполагает, что отрывок в Священном Писании посвященный смерти Сапфиры и Анании, является поздней вставкой. Глубоко убежден, что осуждение на смерть этих супругов является несоответствующим духу Евангелия. Моя трактовка - это фантазия, которая, как мне кажется могла бы быть правдой и могла бы объяснить все случившееся с точки зрения благости Бога.. 
     22:20 28.07.2021
ок!
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама