Произведение «О кофиях. Какого рода кофе»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Рассказы, сказки и др.
Автор:
Баллы: 55
Читатели: 326 +1
Дата:
Произведение «О кофиях. Какого рода кофе» самая оцениваемая(13) работа за сутки
13.10.2021
Произведение «О кофиях. Какого рода кофе» самая читаемая(17) работа за сутки
13.10.2021

О кофиях. Какого рода кофе

В пятом или шестом классе учительница русского языка вызвала отвечать одного за другим всех учеников нашего класса. Задавала она каждому один и тот же вопрос: Какого рода кофе? Все вызванные один за другим отвечали одинаково: среднего.

Я недоумевала: какой ответ хочет услышать учительница? Ведь ясно как день: кофе - оно, моё кофе - средний род.

Я как лучшая ученица была вызвана последней и ответила, как все: среднего рода. Учительница громко вздохнула, как простонала, и ничего не сказала.

Дома я рассказала маме о непонятном поведении учительницы. Мама, предвкушая удовлетворение от того, какая грамотная у нее дочь, спросила, как я ответила.

- Ответила, что среднего рода.

Мама очень рассердилась. Однако, причину своего гнева она не объяснила.

Я недоумевала дальше: что может быть неверного в том, что "кофе" среднего рода? Интернета в те времена не было совсем, словарей русского языка не было у нас дома. Были словари русско-французский и русско-немецкий, но мне не пришло в голову, что можно справиться по ним.

Откуда мне было знать, что  "кофе" мужского рода? У нас в семье кофе никогда не пили и о кофе не разговаривали. В магазинах кофе не продавался. Как не продавалась сгущенка, да и много чего в магазинах не было.

Наш класс был "сборным". В других пятых классах ученики учились вместе с первого класса. А в нашем классе собрались дети из недавно заселенных новых пятиэтажек-хрущёвок, недавние барачные дети. Только с двумя девочками я училась с первого класса. Все дети, кроме меня, были из рабочих семей, у их родителей не было блата и, следовательно, возможности доставать кофе. Да и потребности такой не было. Зря учительница русского языка не отнеслась с пониманием к нам и к нашему невежеству.

Но откуда знала мама, что  "кофе" мужского рода? Она рассказывала иногда о своем голодном военном и послевоенном детстве, когда они варили картофельные очистки и лебеду. Кофиёвничать им и подавно не приходилось. Должно быть, ей преподали в школе, что  "кофе" мужского рода. И еще она слышала разговоры о кофе от дам, сосланных в сибирское село Дзержинское. В этом селе жили в ссылке жена - или уже вдова - генерала Власова и жены - или уже вдовы - бывших министров Латвии. Генеральша и жены министров не снисходили до общения с чернью, но все равно об их страданиях без привычного им кофе моя мама тогда наслышалась достаточно.

Встретив у Николая Лескова слово  "кофий", я сообразила, что "кофе" как производное от него унаследовало от него и мужской род. Но долго длилось мое неведение относительно правильного грамматического рода злополучного "кофе". Поэтому я рада, что правила русского языка демократизировались и теперь допускается использовать  "кофе" и в среднем роде. Возможно, что мои однокашники из яслей и детского сада и мои одноклассники и сейчас по привычке используют слово  "кофе" - оно, мое кофе - в среднем роде. Ведь кофийком мы не баловались, кофиёв не распивали, откуда же нам было знать, какого рода этот самый  "кофе".


Послесловие:
«Кофе» как существительное среднего рода использовали писатели Андрей Белый и Алексей Толстой. В произведении Михаила Булгакова «Записки покойника (Театральный роман)» встречается такое предложение: «Кофе в чашке стояло на письменном столе». А Иван Бунин, Владимир Набоков и Иосиф Бродский употребляли и мужской, и средний род. Герои романа Набокова «Король, дама, валет» пьют «утренний кофе», а в русском переводе «Лолиты» сам автор утвердил вариант «утреннее кофе».
https://lifehacker.ru/kakogo-roda-kofe/



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:55 12.10.2021 (1)
1
Для меня кофе всегда только мужского рода. Но это действительно тот случай, когда очевидна вариативность нормы... Такого не то, чтобы много в языке, но оно иной раз устойчиво и, скорее, радует. Язык не должен быть примитивен...
     21:23 12.10.2021 (1)
1
А я сейчас общаюсь на русском, к сожалению, только в интернете (живу в Германии, и получилось так, что общаюсь сейчас только с немцами). А по-немецки "кофе" только мужского рода. И когда в русскоязычном интернете кто-нибудь пишет о кофе в среднем роде, это, действительно, кажется уже неграмотным. Одергиваю себя тогда, что не нужно быть снобом.
     08:33 25.05.2022 (2)
1
кофе в среднем роде, ...кажется уже неграмотным

Слово "грамота" в русском языке имеет два значения, умение писать и читать и похвальный лист.
Поэтому, словосочетание "кофе в среднем кажется неграмотным", - это такое же извращение русского языка, как кофе в среднем роде.
Это показатель недостаточной эрудиции человека.
     08:49 25.05.2022 (1)
Существительное к слову "грамотный" - не "грамота", а "грамотность".
     09:48 25.05.2022 (2)
1
Есть слово "стол", а от него образовано "столовый" прибор. Но что в смысле "столовый" изменилось?
От слова "грамота" в русском языке образовано слово "грамотный". Оно означает умение читать и писать.
Теперь объясните мне что у вас получается со смыслом, - "кофе в среднем роде кажется умение читать и писать".
     10:19 25.05.2022 (1)
По аналогии с тем, что Вы сделали с моим предложением, "столовый прибор" означало бы "предмет мебели прибор".
     10:24 25.05.2022 (1)
2
Не понятно. Стол, это мебель. Но всё остальное со словом "стол" относится в первую очередь к столу, а не к мебели.
     10:27 25.05.2022
1
"Предмет мебели, состоящий из широкой доски на четырех ножках, прибор" не было бы более понятным.
Сравните с Вашим "кофе в среднем роде кажется умение читать и писать".
     09:54 25.05.2022 (2)
1
Я писала: 
И когда в русскоязычном интернете кто-нибудь пишет о кофе в среднем роде, это, действительно, кажется уже неграмотным.


а вовсе не то, что Вы придумали. И что у Вас там со смыслом получается, в придуманном Вами, объяснить не могу. 
     17:35 01.05.2023
Не советую Вам, Алёна, опускаться до уровня этого собеседника,
славящегося самодурством.
     10:40 25.05.2022 (1)
2
Я из Вашей фразы убрал тишине слова. Сократил еë, для простоты.
Давайте разберëм фразу целиком.

"И когда в русскоязычном интернете кто-нибудь пишет о кофе в среднем роде, это, действительно, кажется уже умением писать и читать", - так лучше?
     10:43 25.05.2022 (1)
1
Да, лучше. 

"И когда в русскоязычном интернете кто-нибудь пишет о кофе в среднем роде, это, действительно, кажется уже неумением говорить без грамматических ошибок" - было бы еще лучше.
     10:55 25.05.2022 (1)
2
Я посмотрел Вашу страничку, Вы пишите рецензии!
Но как можно браться за большое, не понимая малого?
Надо будет прочитать одну из Ваших рецензий, оценить насколько она "грамотная"
     10:59 25.05.2022
1
О, я буду очень рада!
     08:42 25.05.2022 (1)

В словаре Ефремовой
Ударение: гра́мотный
м. разг.
Тот, кто умеет читать и писать.
прил.
Умеющий читать и писать (о человеке).
перен. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области; знающий.
Не содержащий грамматических и стилистических ошибок, соответствующий нормам литературного языка.
Сделанный, выполненный и т.п. со знанием дела, в соответствии с основными требованиями данной области знаний; правильный.


     10:06 25.05.2022
1
Словари пишут для людей, которые языка не знают.
Например: для иностранцев. В русском языке много мусорных слов, которые используются в устной речи в простонародье. Поэтому их и объясняют в словарях.
Но это не значит, что их надо использовать и в случае, когда речь идёт о правописании.
Гость      09:27 01.04.2023 (1)
Комментарий удален
     09:37 01.04.2023
1
     22:02 25.05.2022
1
Я кофе пить начала очень рано. Мой отец очень любил кофе, и попробовав однажды, я полюбила этот горький ароматный напиток. Папа варил его мастерски. А еще мы любили с ним выпить вторичного))) Когда в ковшик, к спитому кофе, просто наливалась еще вода и это тоже было вкусно, важнее всего тут была беседа, которая растягивалась на две чашки. Но то что кофе мужского рода, я узнала совсем случайно, из известного анекдота. Наверное в нашем детстве в 70е, это был не очень популярный напиток и внимание на правильности не заострялось.
     12:46 25.05.2022
     20:24 12.10.2021 (1)
1
В Туркмении при СССР пытались вырастить кофе. Но правила туркменского языка - совсем другие, чем у русских. Поэтому никто там не задавался вопросом о роде этого растения. там всё - "Ол", то есть "он" - и женщина, и мужчин.
     21:38 12.10.2021 (1)
Туркменский язык очень похож на турецкий. Я несколько лет интенсивно учила турецкий и даже неплохо выучила, чем сильно гордилась. Сейчас, правда, забыла, так, только иногда всплывает в памяти, типа сакалсыз - безбородый, сакалсызсын - ты безбородый, или еще какие-нибудь фразы конструирую. 
     08:24 25.05.2022 (1)
1
Туркменский, турецкий и прочие языки Средней Азии это всё тот же тюркский язык в разных интерпретациях.
     08:49 25.05.2022 (1)
Туркменский, турецкий и прочие - это не интерпретации "тюркского языка", которого не существует.

Тюркские языки.  Группа языков, широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Область распространения тюркских языков простирается от бассейна реки Колыма на северо-востоке до восточного побережья Средиземного моря на юго-запад.


     09:58 25.05.2022 (1)
2
тюркского языка", которого не существует

А
Область распространения тюркских языков простирается от

Как это понимать?

Слово "интерпритация", я использовал неправильно. Хотел написать вариация.
     10:03 25.05.2022 (2)
А так, что есть понятия и слова, имеющие смысл только во множественном числе. 
     10:31 25.05.2022 (1)
2
"В русском языке есть существительные, которые употребляются только во множественном числе; например: сани, очки, брюки, вилы, грабли; среди таких существительных, которые не имеют форму единственного числа, есть существительные, которые обозначают парные предметы: брюки, очки, ножницы".
Если Вы имеете в виду это правило, то словом "тюркский" может существовать и в единственном числе.
     10:38 25.05.2022 (1)
Да, Вы правы. 

Я хотела сказать, что "тюркский язык" - это не какой-то конкретный, отдельный язык. Это собирательное понятие.

Особенность собирательных понятий заключается в том, что их нельзя приложить к отдельным предметам, совокупность которых мыслится в данном собирательном понятии.

Тюркский язык - это язык, который относится к группе тюркских языков.
     10:49 25.05.2022
2
То что Вы написали о турецком и туркменском языках, меня удивило. Мне показалось странным, что человек изучающий турецкий язык не знает о его происхождении. Поэтому я и написал, что оба эти языка имеют одно происхождение.
И пока не было государств, скорее всего был один тюркский язык. Правда, тогда ещё не знали, что он тюркский. Говорили на нём и не задумывались какое у него название.
Это уж потом появились государства, нации и языки стали называться по названию нации или государства.
     10:27 25.05.2022
1
Понятно, но нелогично. Если есть множественное число, то что же произошло с единственным?
Если есть тюрки, то один из них тюрком не будет?
Сейчас посмотрю в инете...
Спасибо.
     00:32 26.11.2021 (1)
1
В детстве я тоже говорил про кофе "оно", поскольку его у нас не употребляли.
     01:54 26.11.2021 (1)
Да! А еще дети последовательно применяют правила грамматики: если драже и поле среднего рода, то и кофе тоже среднего рода.
     12:08 26.11.2021 (1)
1
Какие у Вас дети замечательные, правила знают! Признаюсь, что правил никогда не знал, но пишу почему-то грамотно, просто парадокс.
     12:11 26.11.2021 (1)
В раннем возрасте развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ранний возраст здесь - от года или двух до пяти лет. 
Правилами я закономерности назвала, mea culpa.
     12:27 26.11.2021 (1)
1
Латынь не изучал, но смысл понял. Может, Вы мой парадокс сможете объяснить с научной точки зрения?
     12:32 26.11.2021 (2)
1
Смею предположить, что Вы рано научились читать. 
А с научной точки зрения я этого объяснить не могу. 
Знаю только, что грамотно пишут не те, кто знает наизусть правила, а те, кто много читал.
     08:20 25.05.2022
1
Есть такое народное понятие "врождённая грамотность". Это не научное, а придуманное в обиходе.
В том числе считается, что человек пишет без ошибок потому, что много читает. Это не так. В этом утверждении нарушена  причинно-следственная связь. Человек много читает потому что это особенность его психики. У таких людей и речь хорошо развита и фонематический слух. Чтение им доставляет удовольствие.
Но для того, чтобы писать без ошибок нужно ещё и запоминать слова. Значит, для того чтобы писать без ошибок, у любителя чтения должна быть ещё и хорошая память.
Именно память и является залогом правильного написания слов.
Приведу пример причинно-следственной связи: спортсмены сильные не потому, что спортом занимаются, а спортом занимаются потому, что сильные.
Слабый человек сколько бы не занимался спортом, сильным всë равно не станет.
Правильная речь, это такое же врождённое свойство психики, как сила - врождённое свойство природы человека.
Есть люди, которые много читают, но пишут с ошибками и есть люди которые слабые, но занимаются физкульткрой.
Одно другому не мешает.
Хотя сейчас на всё вопросы есть ответы в интернете, но даже те, кто много читает не удосуживаются найти на них ответы...
Вот это странно!
     12:40 26.11.2021 (1)
1
Как преподаватель с большим стажем скажу: пять баллов по психологии, на экзамен можете не приходить. Действительно, я очень много читал в детстве и в юности, что называется "запоем", и  неосознанно (автоматически) запоминал правильное построение предложений и написание слов. В те времена книги печатались практически без ошибок, не то что сейчас.
     12:43 26.11.2021 (1)
1
Спасибо!
     12:48 26.11.2021
1
Pardon moi, я оценку забыл поставить, старый стал.
     07:56 25.05.2022
1
О кофе столько много говорили, что я сколько живу, столько знаю, что кофе мужского рода.
Правда о том, что мужской род слову "кофе" достался по наследству от слова "кофий",  узнал относительно недавно.
Это путаница произошла, исключение из правила, я думаю, что принимать законодательный акт по этому поводу глупо. Это традиция, в какторой заключается некая пикантность.
Я считаю, что " кофе" звучит как слово женского рода, но надо говорить, что кофе мужского рода.
     07:30 25.05.2022
Туркмены намного мудрее. Не заморачиваются. У них и мама, и папа одинаково - "Ол" (он). И никакого "она", "оно".
Никакого "оно". Мудрый народ!
     09:38 10.01.2022
Я тоже долго считала, что кофе - оно.
     16:35 26.11.2021
1
Кофе растворимый привезли на базу.

Привезли на базу – растворился сразу.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама