Произведение «Два часа до рая»
Тип: Произведение
Раздел: Юмор
Тематика: Черный юмор
Автор:
Баллы: 64
Читатели: 1060 +4
Дата:
Предисловие:

Два часа до рая



I
Июль в том году был жарким даже для этих южных мест. Зной — густой и вязкий, как горячий кисель — плавил асфальт, корежил листву на деревьях и выжигал траву на газонах. Все, что находилось под прямыми лучами солнца, нагревалось до температуры раскаленной жаровни, поэтому людей на улицах города было немного, а те, кто по необходимости все же оказывался в пекле, старались держаться  тени.
Мне с моим тезкой, сокурсником и лучшим другом Сашкой нестерпимо хотелось лежать где-нибудь в теньке у воды, потягивать холодное пиво и глубокомысленно обсуждать проблемы планетарного масштаба. Других тогда у нас не было. А если и возникали, то мы не особо ими заморачивались.
В те славные дни нашей молодости границы республик внутри огромной страны были обозначены только на картах, ты везде чувствовал себя почти как дома и можно было без виз, таможен и сопутствующих всему этому проблем всего с сотней рублей в кармане махнуть — без преувеличения — на край света.
Между Кишиневом, где находились в то время мы, и Одессой каких-то две сотни километров, но для нас это был уже совсем другой мир. Говорят, что хорошо там, где нас нет. Нас в те дни не было в Одессе. И этот славный город, с его легендами и мифами, с его морем, пляжами, неповторимыми и сочными людьми воистину казался нам раем. Мы давно уже грезили такой поездкой, да все не складывалось. Как-то вечером, потягивая холодное красное вино в прокуренной насквозь кухне Сашкиной квартиры, мы неожиданно для себя вдруг отложили в сторону мировые проблемы и твердо решили — едем в Одессу! Завтра же! Искупаемся, прошвырнемся по Дерибасовской, попьем пивка у Потемкинской лестницы... Уж Сашке-то, лбу здоровому, но внешне несколько рыхловатому и совершенно белокожему, точно не мешало бы немного поваляться на пляже.

II
Между городами курсировал дизель. Это как электричка, только с тепловозом. Поезд в "рай" отправлялся трижды в день: в полшестого утра, ближе к полудню и вечером около пяти. Останавливаться там на ночь мы не планировали — на все про все у нас был всего один день. Требовалась четкая программа действий, расписанная едва ли не поминутно. Её разработкой мы и занимались до глубокой ночи, реагируя на хорошие идеи восторженными восклицаниями и неизменно сопровождая их хорошим глотком вполне сносного домашнего вина. План покорения южной морской столицы был составлен по всем правилам военной науки и с тем расчетом, чтобы успеть на обратный ночной дизель. Стартовать решили рано утром, по холодку. Да и времени оставалось больше. Последний тост был поднят в четвертом часу утра…
Я продрал глаза первым. Сашка безбожно храпел, закинув голову куда-то за подлокотник раскладного кресла. Часы показывали половину одиннадцатого. Мне с трудом удалось растолкать друга.
«Весь план коту под хвост! Теперь мы либо едем на двенадцатичасовом, либо не едем никуда!» — злясь думал я, лихорадочно приводя себя в порядок. На сборы и дорогу до вокзала оставалось около часа.
Плюнув на кухонный бардак и оставив на столе все следы бурно проведенной ночи, включая грязную посуду и даже остатки килек в томате, где теперь вместо мелкой рыбёшки теснились «натуральные «бычки», мы выскочили на улицу. Солнце пекло нещадно. Задыхаясь и обливаясь потом, мы кое-как добежали до ближайшей автобусной остановки.
В салоне старого гремящего троллейбуса было по обыкновению тесно и душно. Стараясь негромко дышать винным перегаром на возмущенных женщин, мы все же отвоевали места у окна на задней площадке. Солнце стреляло в наши головы прямой наводкой, парниковый эффект ухудшал и без того неважное самочувствие. Разговаривать не хотелось, да и не особо моглось. Я представил себе предстоящее нам четырехчасовое пребывание в духоте вагона и почувствовал себя еще отвратительнее. Но отступать от утвержденного и «обмытого» плана было как-то не по-мужски.

III
Дизель уже стоял на путях, принимая в себя пассажиров. Обычно мы ездили зайцами, поэтому и сейчас, не сговариваясь, проследовали мимо касс к центру состава, чтобы в случае появления контролеров нам было куда отступать. Свободных мест в вагоне как всегда не было и мы привычно расположились в раскаленном тамбуре. Разговаривать по-прежнему не хотелось — последствия ночи и почти невыносимой жары давали о себе знать, а от вчерашнего предвкушения и радостного возбуждения остался только гадкий привкус во рту. Мы закурили и, скучая у открытых дверей вагона, глазели на снующих, спешащих и покорно ожидающих своего рейса пассажиров. Прозвучало объявление о скором отправлении. Настроение немного улучшилось — как бы то ни было, а мы все же едем! Мужик сказал — мужик сделал! Хотя сейчас больше всего на свете мне хотелось оказаться дома, улечься на прохладную простынь и закрыть глаза. Судя по выражению лица моего друга, он тоже размышлял о чем-то похожем, но ни один из нас не выказывал слабость. Прошла еще пара томительных минут. Мы по-прежнему молчали, словно злясь друг на друга. Выглянув наружу, я разглядел зеленый сигнал семафора.
«Поздняк метаться, обратной дороги нет», — тоскливая мысль мелькнула и растворилась в июльском мареве. Дверь громко зашипела и резко закрылась, я едва успел убрать голову. — «Хоть бы предупредил, зараза!»
Наше внимание привлек мужчина средних лет, выбежавший из здания вокзала. Судя по всему, бежал он уже давно — рубашка вылезла из брюк, ослабленный галстук болтался где-то за спиной, открытый, перекошенный рот уродовал лицо. Он несся к нашему составу, размахивая жутко модным в те времена черным пластмассовым дипломатом, срезая углы и расталкивая людей, не обращая внимания на их возмущение.
«Чего уже бежать-то? — отстраненно подумал я, — кто не успел, тот опоздал».
Неожиданно дверь с резким шипением открылась. Ему оставалось не больше двадцати метров. Это уже становилось интересным. Мы оживились. Успеет или нет?
— Успеет! — уверенно произнёс мой друг.
Я думал иначе, но на возражение времени не хватило — спустя секунду створки захлопнулись буквально перед носом «бегуна». Он согнулся, упираясь рукой в вагон — тяжелое, хриплое дыхание слышалось даже сквозь плотно закрытую дверь. Нас разделяло всего каких-то полметра, но мы уже почти были в Одессе, а этот невезунчик оставался здесь, на перроне кишиневского вокзала.
Его нельзя было назвать расстроенным. Это даже не было для него неприятностью. Это было катастрофой! Мокрое, распаренное лицо мужчины выражало всю вселенскую скорбь за последние пару тысяч лет. Растерянность, обида и отчаяние от такой чудовищной несправедливости читались в его полусогнутой фигуре и скривившемся лице. Судьба обошлась с ним зло и трудно было придумать что-то более беспощадное. Ясно было, что мужик «попал». Кто знает, что находилось у него в том дипломате и чем ему грозило опоздание... Но выражение его красного, потного лица указывало — он опоздал, что называется, «навсегда». Уткнувшись лбом в стекло, он широко открытым ртом судорожно хватал раскалённый воздух. В бессилии ударив кулаком по двери, мужчина умоляюще посмотрел на нас. Мы с Сашкой спохватились и попытались раздвинуть створки двери, но все наши усилия оказались безуспешными — ни зацепиться, ни упереться было не во что. Прозвучал гудок. Состав дернулся и, проехав несколько метров, резко остановился. Мужчина, в непонятной мне надежде шагавший рядом, в отчаянии помахал рукой в сторону локомотива и снова бросился штурмовать неприступные ворота этой крепости на колесах. Мы с Сашкой, пыхтя, ломая ногти и сдирая кожу с пальцев, тоже упирались вовсю. Но тщетно — дверь была гладкой, без каких-либо выступов.
— Бесполезно! — угрюмо буркнул Сашка. Оправдываясь перед мужиком, мы одновременно беспомощно пожали плечами. Его лицо еще более исказилось. В отчаянии он со всей силы ударил по двери кулаком.
Это было невероятно, но она неожиданно открылась. Створки распахнулись всего на секунду и тут же с таким же пронзительным шипением стали смыкаться. К счастью, мы с другом успели ухватиться за резиновые уплотнители и несчастный буквально продрался в вагон. Прижавшись спиной к уже закрытой, но теперь такой родной, поддавшейся его мольбам, двери, задыхаясь и истекая потом, он бессильно кивнул нам, выражая свою благодарность и устало сполз на корточки, прижимая дипломат к груди.
Я с изумлением и даже каким-то восторгом смотрел на него. На вид лет сорок. Хорошие туфли и костюм, явно используемые нечасто, белая с голубым воротником рубашка в едва заметную полоску с большими пятнами пота на груди, строгий элегантный галстук, сбившийся набок, мокрые волосы, лысеющая макушка. Капли пота падали с его лица на колени, оставляя на светлой ткани брюк крупные пятна и мужчина попробовал было достать платок из кармана. Повозившись некоторое время без пользы, он ладонью смахнул пот со лба, а затем просто откинул голову назад и закрыл глаза. Теперь пот струйками стекал по щекам и шее куда-то под рубашку, но ему, похоже, было уже все равно. Его лицо выражало абсолютное блаженство, губы едва заметно шевелились. Кажется, он что-то шептал. То ли хвалу небесам, то ли просто повторял раз за разом «спасибо». «Везунчик!» — восхитился я, пытаясь зажечь спичку трясущимися от возбуждения руками. Мужчина попробовал встать, но, видно, сил на это ему еще не хватило и он, все еще пытаясь хоть как-то сдерживать громкое дыхание, остался сидеть на корточках, привалившись к двери.
Послышалось пронзительное шипение и створки дверей мгновенно разошлись. Продолжая блаженно улыбаться, несчастный провалился спиной в пустоту и мячиком выкатился из тамбура. Дверь зашипела и так же быстро захлопнулась. Злорадно прозвучал гудок локомотива и поезд тронулся, оставив на плавящемся асфальте платформы лежащего на боку несостоявшегося пассажира с поджатыми коленями и прижатым к груди черным дипломатом...

***

Следующие десять минут мы с Сашкой проехали в полной прострации, избегая смотреть друг на друга. Когда поезд остановился на следующей после вокзала платформе и ненавистная дверь с противным шипением открылась, впустив волну зноя в духоту прокуренного тамбура, мы, не сговариваясь, угрюмо шагнули из вагона и в полном молчании направились обратно к дому. Пешком.

(Иллюстрация из Интернета)

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:20 22.12.2023 (1)
Буду предельно краток. Зарисовка с натуры очень понравилась. Живая, очень правдивая Я бы даже сказал вкусная . На мой взгляд написано талантливо.
     12:10 22.12.2023
Спасибо, Шембур! 
Мне она тоже нравится )
     23:56 16.05.2022 (1)
В том смысле как я постарался всего из одного очень короткого, но яркого эпизода сделать полноценный рассказ.

Александр, а как Вам кажется, если этот рассказ немножко сократить, он от этого мог бы стать неполноценным? 
Вы, как мастер слова, талантливо обыграли этот маленький яркий эпизод. И мне рассказ понравился. Но, динамично, лаконично, напряженно - относится только к третьей его части.
Вот тут начался интерес к происходящему. В этой части случился и эпизод, и финал был красивый.
Рассказ очень хороший, но если от него оставить только третью часть, он все равно остался бы полноценным. Мне так кажется.
Прошу заметить, я рассуждаю как читатель. 
Опять повторюсь. Поучиться есть чему. Пишите Вы красиво, читать приятно. Героям сопереживаешь. Юмор присутствует. И я бы не сказала, что он черный. поскольку над этим человеком не смеялись, а хотели ему помочь.
Спасибо, Александр.

     06:00 17.05.2022 (1)
если этот рассказ немножко сократить
===================================

Ай да Ирина, ай да молодец! А говорите - "не знаю, не умею, не могу..." 
Вы очень точно подметили один из моих недостатков - многословность, излишнюю словоохотливость. Об этом мне не раз говорили опытные коллеги-редакторы и квалифицированные читатели. Увы, что есть, то есть )) Кстати, вы точно та за кого себя выдаете? А то я тут распинаюсь, щеки надуваю, хвост-перья распушил...
В свое оправдание могу лишь привести пример из кинематографии. Ведь крайне редко режиссер, снимавший картину и режиссер монтажа - это одно и то же лицо. Такое бывает, но это исключение. И все по той же причине - сокращать себя, безжалостно отрезать лишние, не очень важные, утяжеляющие и размазывающие произведение куски крайне сложно, на это способны немногие. Мне, например, очень тяжело! И если объем публикуемого материала не ограничивается жесткими рамками, то я добровольно "сушить" текст не буду, не могу, не хочу. Это неправильно, знаю, но... Жалко ))
Ну и по поводу соотношения объема всего текста и главных, ключевых его эпизодов. Да, рассказы - как правило - строятся вокруг одного, главного события, эпизода, действия, а иной раз вообще ради всего одной фразы. Все остальное - антураж или прелюдия. Но если их убрать, оставив только соль, получится справочник происшествий. Тоже некомильфо. Найти нужную границу между сутью и антуражем, сделать рассказ стильным как маленькое черное платье от Коко Шанель - одно из главных принципов и признаков настоящего искусства. Я так думаю. Но не всем это по плечу. И мне тоже. 
Спасибо за прочтение и добрые слова, Ирина!
И отдельная благодарность за беседу ))

     07:34 17.05.2022 (1)
Кстати, вы точно та за кого себя выдаете?

       Этот вопрос, Александр, дает мне право на продолжение беседы. Я Ирина Крупенина. Я пишу рассказы и публикую их на литературных сайтах в интернете. Я люблю писать, а еще больше я люблю читать. Представляете, читаю свои рассказы по многу раз, потому, что это мои воспоминания. Я знаю, что не все потом читают то, что написали. Наверное считают, что осчастливили человечество своим творением. 
      Писать я училась у копирайтеров. Писала статьи для коммерческих сайтов. Вот где, я Вам скажу, упражнение в лаконичности. Ютуб ведет строгую проверку на уникальность текста, на содержание "воды". В тексте не должны повторяться одинаковые слова, нужно уметь подобрать кучу синонимов. Все это сложно и не интересно. Но мне это помогло писать рассказы. 
      Теперь как читатель. Если я знаю автора, и он мне своими работами доказал, что он талантлив. Я читаю все, что он написал, беспрекословно подчиняясь его воле. И такие люди на Фабуле есть. Но, если автор мне не знаком, то я первым делом смотрю на объем произведения. Если рассказ большой, то могу вовсе не читать, или попробовать прочесть первый абзац. При этом всегда встает вопрос, как написать отзыв? Обижать автора нельзя, поскольку он художник, и так видит мир.
         Есть авторы, которых я вообще не понимаю. В таком случае я прошу их подобрать для меня то, что я, по их мнению, могу оценить по достоинству. И далее веду с ними беседу, учитывая их индивидуальные особенности.
         Очень не люблю открытую лесть, но как правило на мои замечания не обижаются. Очень люблю абзацы - это помогает читать. 
          Хочу еще добавить, что пишу я недавно. Первый раз написала маленький рассказ года два назад, а первое стихотворение в этот Новый Год для своего плейкаста. Плейкасты я обожаю "рисовать". Приглашаю Вас в гости на мою страничку в Литпричал, там все мои плейкасты есть. ( в левой стороне на страничке в меню) Интересно проведете вечер.
        Уверяю Вас, что никакого отношения к большой литературе, или к её критике отношения не имею. Всю свою сознательную жизнь занималась совсем другим делом и имею профессию далекую от сочинительства. Теперь на пенсии начала неожиданно для себя писать. Все. Спасибо за прочтение моего очередного рассказа.
     
     07:56 17.05.2022 (1)
Я Ирина Крупенина
===================================

Я не в этом смысле, Ирина. Я о том, что после вашего комментария мне стало очевидно - вы вовсе не новичок, каким в разговоре со мной представлялись. Я имел в виду только это.
Ну а что касается SEO и копирайтинга, то все же это разные жанры и краткость, строгость и лаконичность коммерческого текста вряд ли однозначно можно считать плюсами в художественной прозе.
И еще: я прошу вас обращаться ко мне на простое вы. Без пафосного Вы. А то я чувствую себя неловко.
 
     08:19 17.05.2022 (1)
        В копирайтинге я как раз не преуспела, я больше люблю писать в свободном стиле. А новичок я, или нет, нужно судить по моим рассказам. А мы очень мало знакомы с творчеством друг друга. Я Вас тоже не знаю. Но если бы Вы мне представились главным редактором сайта, я  все равно познакомилась бы с Вашими произведениями.
         Так или иначе, я чувствую себя новичком, а разговариваю так смело только потому, что боюсь быть раздавленной чьим-то авторитетом. Хотелось бы остаться собой, и не потерять то, чему уже научилась.
Спасибо Вам, Александр, за содержательную беседу. Я еще вернусь почитать Ваши творения, как бы они не назывались. А свои я буду ставить в анонсы, хотя их все равно никто не читает. На Причале анонсы вверху на Главной страничке, а тут внизу. 
С теплом и уважением!
     08:52 17.05.2022
А свои я буду ставить в анонсы, хотя их все равно никто не читает.
========================================================

Терпение и воля.
Вспомним фразу, сказанную Воландом из "Мастера и Маргариты" М. Булгакова:
"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Еще раз спасибо, Ирина!


     08:30 17.05.2022 (1)
Прекрасный рассказ! Мне он напомнил бурную лейтенантскую молодость. Служил в Ашхабаде. А отпуск проводил на родине - в Волгоградской области. Поезд тащился четверо суток!
Еду в Ашхабад. На какой-то маленькой станции посреди казахских степей - остановка. Вылез размяться. Метрах в ста - базарчик. Ну, думаю, прикуплю водички. Прикупил.
Смотрю, а поезд начал набирать ход. 
Кошмар! Как представил себе, что сутки придётся сидеть в этой дыре, без вещей, сразу стал рекордсменом мира по бегу на все дистанции. Стометровку пролетел за секунду! Ухватился за ручку последней двери, и втащился в вагон...
  
     08:47 17.05.2022
стал рекордсменом мира по бегу на все дистанции
=============================================

)))
Знакомо!
Спасибо за такой комментарий, Петр!

Гость      11:11 10.05.2022 (1)
Динамично, лаконично, напряжённо, в самую точку. Сразу виден большой талант прозаика. Под впечатлением держит долго.
     12:34 10.05.2022
Благодарю за такую оценку! ))

Гость      11:11 10.05.2022 (1)
Очень интересная работа. Талантливо и неповторимо.
     12:33 10.05.2022
Спасибо, гость! Заходите еще.

     13:01 23.04.2022 (2)
1
Потрясено!
Что ещё добавить!
Гость      11:11 10.05.2022
Потрясено, не добавить, не убавить. Спасибо.
     13:04 23.04.2022
Этого более чем достаточно, Надежда ))
Спасибо за прочтение и отзыв!

     22:12 23.04.2022 (1)
Очень интересная и хорошо описанная история. 
     23:31 23.04.2022
Спасибо, Виктор! 
Приятно ))

     12:43 23.04.2022 (1)
1
О, кошмар!

Написано замечательно, поэтому такой эмоциональный комментарий. 
     12:50 23.04.2022
1
Спасибо за ваши эмоции, Алёна! ))

     16:33 19.04.2022 (1)
1
А стоп-кран?
Динамично, лаконично, напряжённо... мастерски написано. Для чёрного юмора сюжет в яблочко.
Успехов!
     18:22 19.04.2022
В те времена стоп-кран был чем-то сакральным. Табу. Только для исключительных случаев и при явной угрозе жизни и безопасности. Нам даже в голову такое не пришло.
Спасибо за такой комплиментарный отзыв, Александр!

     16:00 18.03.2022 (1)
1
Высоко оцениваю этот рассказ прежде всего потому, что здесь очень хорошо вырисовывается эмоциональное состояние всех трёх персонажей. Я, например, этому только учусь.
Простой на первый взгляд сюжет преподнесён так, что о нём трудно забыть. И финал! Он - как резюме всего вышесказанного, а я будто стала свидетелем этой истории, вдруг заставившей меня сопереживать чужим людям и задуматься о том, что могу не успеть сделать что-то важное в своей жизни.
     16:16 18.03.2022
1
могу не успеть сделать что-то важное в своей жизни
==========================================================

На это можно сказать примерно так: "Спешите жить!" ))
Благодарю за прочтение, Елена, и за такой приятный для любого автора комментарий.

Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама