Произведение «Москва и москвичи Александра Тимофеичева (Александрова). Вводные замечания» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 416 +5
Дата:
Предисловие:
Последнее обновление всех томов в папке "Москва и москвичи Александра Тимофеичева (Александрова)" (с дополнениями и исправлением ошибок и опечаток) - 02.04.2024

Хотя улицы Москвы на все буквы обработаны, работа по уточнениям, исправлениям ошибок и опечаток продолжается. Возможно, уже по этим частям будут принципиальные замечания, которые с благодарностью рассмотрю.

Все тома выкладываются в папке "Москва и москвичи Александра Тимофеичева (Александрова)":
https://fabulae.ru/autors_b.php?id=6088&f=6902



Москва и москвичи Александра Тимофеичева (Александрова). Вводные замечания

Москва и москвичи Александра Тимофеичева (Александрова)
Материалы для справочника


Вводные замечания

Замысел работы родился из моей собственной потребности в такой книге. Думаю, что многим москвоведам такая книга помогла бы в их работе над путеводителями, рассказами о Москве и над темами для экскурсий по городу.


Источники.

В начале 1980–х годов, когда я начал собирать материалы для подобного справочника, было не так уж много книг о Москве и москвичах, и всё же именно с них я начал работу. И довольно быстро убедился в том, что среди их авторов тех, кто работал с архивными документами и справочной литературой 18–19 веков, по пальцам пересчитать. Остальные же переписывали сведения друг у друга с повторением одних и тех же ошибок.
Поэтому очень скоро основными источниками для моей работы стали дореволюционная справочная литература о Москве, карты Москвы разных лет и, конечно, архивные материалы – в то непродолжительное и счастливое время для таких, как я, «любителей» (конец 1980–начало 1990–х гг.), когда московские архивы стали доступны для всех желающих. К сожалению, такие ценные источники, как исповедные церковные книги и офицерские формуляры, в основной своей массе были недоступны и в эти годы, а сведения из них существенно уточнили бы многие даты и факты. Но эта работа – для будущих поколений москвоведов.
Другим большим пластом сведений о москвичах стали мемуарная литература и переписки известных людей. Многие сведения, почерпнутые из них, требовали проверки, и если я не находил второго независимого источника о каком–то факте, я помечал такую запись словом «предположительно».


Литература.

Вначале я аккуратно вёл список использованной литературы и архивных источников, но потом понял, что этот список может превысить объём самого справочника. А с приходом Интернета добавились бы многочисленные сайты со справочной информацией – сайты, которые исчезали так же, как и появлялись, то есть непредсказуемо. Да и сведения, найденные в Сети, часто содержали очевидные ошибки и поэтому требовали проверки по печатной справочной литературе и архивным материалам.
Поэтому я отказался от общепринятой традиции приводить список использованных источников.


Необходимые замечания

В размещении материалов по улицам было решено оставить некоторые рабочие приёмы, которые, возможно, окажутся полезными для читателей:
– все тире «—» и чёрточки «-» заменены на средний знак «–»
– перед каждым адресом оставлен знак «%»
– перед фамилиями основных создателей здания оставлен знак «\»
– перед остальными фамилиями оставлен знак «!»
– в качестве ссылок на соотвествующий том (букву) используется знак «==»

Названия улиц, номера домов и строений указаны по состоянию на 2018 год. Часто легче по  современному названию найти все старые названия улицы, чем по старому названию – современное название улицы.

Сведения по угловым домам, имеющим нумерацию (через знак дроби) по нескольким улицам, повторяются по каждой улице.

Сведения по снесённым домам приводятся, если известны их создатели и если с домами связаны замечательные люди. Если вместо снесённого дома возведён его ресинско–лужковско–собянинский муляж, то сведения о нём приводятся полностью, но с указанием «не сохранился».

Несмотря на протесты москвичей, продолжается снос и уничтожение под видом реконструкции исторических зданий. Поэтому возможны расхождения между справочником и реальной картиной: в справочнике дом есть, а на самом деле он уже снесён или уничтожен новоделом.

В справочник включены дома, создатели которых известны, либо известны другие люди, участвовавшие в формировании образа дома, в основном же включены дома, связанные с известными людьми. Иногда я включал в справочник и дома без этих атрибутов, но представляющие архитектурный интерес и удачно вписывающиеся в окружающую среду.

В выборе москвичей для сведений по дому, с которым они связаны, сделан крен в сторону творческой и научной интеллигенции. Всякие государственные, военные и общественные деятели меня интересовали меньше, тем более что сведениями о них плотно заполнены страницы всех томов одного из главных для меня разочарований – «Московская энциклопедия. Лики Москвы».

В списках москвичей, связанных с московскими домами, приводятся сведения только об умерших людях. В сведениях о создателях домов это ограничение не действует. Но никаких сведений о месте жительства ныне здравствующих архитекторов, художников, скульпторов, дизайнеров, инженеров и конструкторов не приводится.

По москвоведческой традиции по возможности приводятся сведения о домовладельцах, и не только для сохранившихся строений, но и для существовавших на этом месте ранее. Особенно это касается усадеб, позднее ставших городскими. При этом кроме собственных результатов поиска, я использовал находки по исповедным ведомостям, сделанные москвоведами, которым эти документы были доступны.

Для несохранившихся домов, если известны его создатели или связанные с домом благотворители (или просто известные люди, оставившие след в русской культуре), я даю сведения о доме и людях, с ним связанных, с пометкой «не сохранился».

Внимательный читатель заметит нередкие несовпадения моих данных по домовладельцам и владельцам городских усадеб с теми персоналиями, которые приводятся в путеводителях, сайтах о Москве и даже в официальных документах городских властей. Могу только сказать, что мои сведения основаны исключительно на архивных документах и официальных справочниках по московским домовладениям. Причины, по которым появляются неизвестные мне фамилии, разные. Это может быть неправильно прочитанный рукописный текст, или переписывание фамилий из москвоведческого источника, автор которого допустил ошибку, от которых несвободен никто (и она множится этими переписываниями), или использование архивных материалов, мне незнакомых.

Если из архивных и справочных документов известны годы купли–продажи или годы смерти, то для домовладельца как правило указываются точные границы периода владения домом или усадьбой (плюс год–два по причине естественного запаздывания письменной фиксации совершённой сделки). Если же точные даты смены владельца автору неизвестны, период владения обозначен десятилетием («гг.»). При этом во временном континууме владения домами и усадьбами есть лакуны (из–за отсутствия необходимых архивных документов).

Если нет устоявшегося в москвоведении названия для дома, то я называю его по первому владельцу, построившему или перестроившему существующий дом, а если он неизвестен, то по последнему, предреволюционному. Если же этот последний владел домом непродолжительное время, то я называю дом по фамилии владельца, дольше всех владевшего им.

Но и в устоявшихся в москвоведении названиях домов и усадеб за десятилетия накопилось достаточно много ошибок и неточностей (даже в официальных бумагах московских властей). Я исправляю эти ошибки, опираясь на архивные и справочные источники.

Сведения о памятниках и мемориальных досках приводятся только в случае, когда известны их авторы.

Конечно, и в моих данных возможны ошибки и пробелы. По публикациям Архнадзора предполагаю, что его справочная база содержит гораздо больше точных сведений по сравнению с теми, что удалось установить мне. Но эти сведения всплывают лишь тогда, когда какому–то строению угрожает снос или разрушение временем, либо когда готовятся материалы для постановки здания на учёт как выявленного памятника истории и культуры.

Я выборочно даю сведения о званиях и титулах москвича, так как для москвоведения они почти ничего не значат (и о них можно навести справки в соответствующей биографической литературе) – разве что про человека ну просто нечего сказать кроме его титула. Исключения сделаны для Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы и звания почётного гражданина.

При упоминании званий и титулов москвича я указываю те, до которых он дослужился к концу жизни.

Если по москвичу в сведениях о нём указывается, что он «благотворитель», то на это есть серьёзные основания, с которыми при желании можно ознакомиться в другой справочной литературе.

Более подробные сведения о москвичах даются до 1941 года (где бывал, где учился, где преподавал, где служил), а после войны – в основном только где жил. При этом об известных людях я даю очень краткие сведения.

В списках учившихся, преподававших и служивших в учебных заведениях и театрах включены преимущественно те, для кого сведений о других адресах почти не сохранилось.

Если по учебному заведению для москвича даётся только один год в скобках, то он означает год окончания им учебного заведения.

Если в архивных и справочных данных нет точных указаний, в каком строении городской усадьбы жил москвич, я указываю главный дом усадьбы. Это касается и того случая, когда не удалось точно установить номер строения, где жил москвич (если их несколько под одним номером дома). Тогда сведения о нём указываются в строении 1.

Сведения по кладбищам в основном пересекаются с находками некрополистов, отличаясь от их списков включением тех, чьи могилы не сохранились.

По большим кладбищам статьи в списках похороненных за редким исключением приведены только те люди, которые встречались в справочнике по другим поводам (жил, учился, работал, участвовал...). При этом сведения о похороненных на Новодевичьем кладбище довольно краткие, так как по этому кладбищу с 1995 года переиздаётся полная книга обо всех захоронениях там.

По старым и монастырским кладбищам в справочник включены также москвичи с интересными судьбами (или имеющие родню с интересным прошлым), а также те, надгробия и памятники на могилах которых представляют интерес.

В некоторых статьях по домам возможны повторения информации о состоянии дома (не сохранился, новодел, сведения об авторах мемориальных досок и памятников). Это необходимо автору–составителю для завершения всей работы над справочником.

Сведения о репрессированных и расстрелянных выборочны, ибо масштаб репрессий в 1917–1955 годы был настолько велик (тысячи людей – только по сохранившимся московским домам), что поимённый справочник по москвичам более чем наполовину состоял бы из репрессированных.

В сведениях о месте проживания москвича возможны ошибки, связанные с переименованием (часто неоднократном) нумерации домов и его строений, но я старался учесть все мемуарные свидетельства о москвиче, при этом я нередко прибегал к совмещению топографических карт Москвы в разные годы и столетия (19–21 века).

К сожалению, во многих книгах и путеводителях о Москве часто дублируются одни и те же ошибки, обычно связанные с неправильно прочитанными фамилиями в старой орфографии (часто в рукописных документах). Я исправил эти ошибки, и выборочно на это указываю.

Если по какому–то факту я не смог найти второй независимый источник, я добавляю слово «предположительно».

Конечно, при таком объёме фактов у в моём справочнике есть и ошибки, и опечатки, и тп. Буду благодарен за все замечания, которые учту в работе над следующими


Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама