Произведение «Любимое дерево»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 34
Читатели: 3217 +1
Дата:
Произведение «Любимое дерево» победило на конкурсе
09.07.2013
Предисловие:
Немного детства)
Тапки принимаются)

Любимое дерево

Это было моё любимое дерево. Клён. Летом широкие ветви образовывали целый зонт листвы, под которым можно спрятаться от палящего летнего солнца. Осенью листья становились красно-желтыми, словно их раскрасили фломастерами. Они с шорохом опадали на землю, превращаясь в яркий шуршащий ковёр. Мне нравилось ходить по ним, подкидывая в воздух целые ворохи, самые красивые собирала и относила домой. Из этих листьев получались великолепные гирлянды. Зимой ветви покрывались белоснежным снегом. Как паутина они нависали над головой, составляя свой неповторимый узор. Весной на них распускались почки, выглядывали осторожно листья, словно проверяли, не ошиблись ли временем, не заморозит ли их холодная зима. А потом - вырастали, и с наступлением лета дерево вновь превращалось в зонт.
Это было моё любимое дерево. Оно росло в парке, в дальней его части, куда редко заходили большие компании, разве что молодые мамы с колясками или пенсионеры гуляли там, наслаждаясь остатками природы в городе. Узкие дорожки, пересекающиеся с тропинками, в воображении могли превратиться во что угодно: в реки, то бурные, то спокойные; в пропасти, вдоль которых требовалось идти с осторожностью, чтобы не упасть; в лаву, которую проходила по камням, пытаясь удержать равновесие. И всегда приходила к клёну, касалась жёсткой коры пальцами и приветствовала его. Порой казалось, он рад меня видеть и даже отвечал. Не словами, нет, деревья не умеют разговаривать, но ветвями, листвой, солнечными лучами. У него были настроения, оно чувствовало всё, что происходило вокруг. Когда ему становилось грустно, ветви опускались, словно дерево скучает. Чаще он грустил зимой. Когда клён радовался, он наполнялся живой энергией, лучился и сиял. Когда было больно, он плакал...
Это было моё любимое дерево. Оно учило мечтать. Стоило сесть рядом, и мир менялся. Его менял клён, перенося в другую реальность – мир фантазий. Кусты вокруг превращались в крепкие стены, окрестные деревья - в смотровые башни. Щебетание птиц, которое невозможно понять, находясь в реальности, становилось понятным. Они смеялись, пели, разговаривали и шутили. Собаки превращались в рыцарей, они тоже могли разговаривать в этом неповторимом мире. В соседнем пруду распевали песни лягушки, которые таковыми вовсе не были, каждая жила своей особой жизнью. Были среди них и принцессы, и принцы, и простые жители водного мира. Даже рыбы больше не были молчаливыми - они умели рассказывать истории. И все насекомые, в реальности кажущиеся надоедливыми, а то и вовсе пугающими, меняли облик. Придворные ткачи создавали прекрасные картины нитей. Придворные дамы танцевали в разноцветных нарядах над травами и цветами. Трудолюбивые рабочие бегали по земле, тянулись длинными колоннами кто за едой, кто в поисках строительного материала. С жужжанием летали над ними стражи, следя, чтобы никто не потревожил спокойствия этого прекрасного мира. А по небу плыли вовсе не облака. Вон дама гордо восседает в кресле, она - королева. Король на охоте, и она терпеливо ждёт его возвращения. В белоснежных башнях суетятся тамошние жители, разглядывая мир под собой. Когда в небесном королевстве царит покой, его счастье опускается на нас солнечными лучами. Если наступает печаль, она проливается на нас дождём. Но печаль не может длиться вечно, и небесное королёвство вновь обретает радость и спускает к нам разноцветный мост радуги.
Это было моё любимое дерево. Клён умел рассказывать легенды. О прекрасных принцессах, живущих в таинственных замках. О благородных рыцарях, совершающих подвиги во имя своих дам. О драконах, хранящих сокровища в тёмных пещерах. О гномах и эльфах, неустанно соревнующихся друг с другом. О старинных замках, молчаливо хранящих свои тайны в каменных стенах. Все истории были живыми и неповторимыми, каждый герой по-своему великолепен и притягателен. Слушая эти истории, я тоже становилась их частью. Могла стать и принцессой, и рыцарем, и странником, увидеть новые королевства, создать целые миры, узнать бесчисленные народы, найти множество друзей и обрести настоящие приключения.
Это было моё любимое дерево. Оно и сейчас в том парке. Клён никогда не остаётся одиноким, рядом всегда есть маленькие спутники, которые непременно прибегают, садятся на мягкую, пахнущую мёдом траву, и видят этот мир. Каждый потом возвращается домой и рассказывает, какие истории ему поведал старый дедушка клён. Маленькие спутники заливисто и тепло смеются, даже не подозревая, что взрослые тоже когда-то бывали там. Когда-нибудь и ко мне прибежит мой маленький спутник, схватит за руку и заговорит о том мире, который успела позабыть. Он напомнит о королевствах, жители которых обитают в парке. И я обязательно приду туда, сяду под зонтом клёна и буду слушать давно забытые истории. И снова полюблю это дерево.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:57 09.07.2013 (1)
целый зонт листвы

И при чём тут - ЦЕЛЫЙ?
Прямо  в первой строке.
Рядом же:
целые ворохи

и, думаю, это не последнее ЦЕЛОЕ.
И снова - зонт, спасающий от солнца.
И
шатер радуги.

невозможен шатёр из дуги.

А почему же разлюбили-то?!
     20:02 09.07.2013 (1)
Со словом "целый" все не так катастрофично  
И почему это шатер из радуги невозможен? Приложить воображение - и готово)

Не совсем разлюбила, скорее стало слишком мало времени для таких вот мечтаний и потихоньку забылось.)
     02:24 10.07.2013 (1)
С целым зонтом,
как и с шатром из радуги катастрофа неминуема.
А рассказов без фабулы не бывает.
Псевдоэмоциональная зарисовка на роль рассказа никак не тянет.
     10:02 10.07.2013 (1)
И все-таки, с зонтом и шатром катастрофы, хоть убейте, не вижу. Таковы мои личные ассоциации, их я и использовала.  

На роль рассказа и не претендую, пусть будет зарисовка.  
Хотя я и не понимаю, почему вы называете ее псевдоэмоциональной.  
     11:17 10.07.2013 (1)
Да вот ведь какая беда -
важно-то, чтобы видели те, кому Вы пишете,
кому читать предлагаете.

Псевдо - потому, что и в трансформации эмоций обязана быть логика, обоснование тех или иных изменений.
Иначе они выглядят фальшиво.
     11:34 10.07.2013 (1)
Вот если бы я пыталась подстраиваться под читателей, то уж точно получилось бы фальшиво. Люди ведь все видят по-разному, у одних ассоциации схожи с моими, у других - иные. Всем не угодишь, да и смысла в этом особого нет. А потому я просто писала о своем детстве - то самое дерево, те самые представления о парке, где оно росло, мои детские фантазии.
     14:10 10.07.2013 (1)
А вот это - заблуждение.
Конечно, каждый принимает прочитанное сквозь призму своего опыта,
но, тем не менее, в литературе двойственное прочтение того или иного момента категорически исключается, логика мыслей и чувств обязана быть идеальной,
а образы могут иметь права на жизнь лишь в том случае,
когда прямой смысл сказанного реален.
Таковы непреложные законы жанра.

Поэтому "Алиса в Стране чудес" так нелитературна, что не принимается нашими детьми.
Только за счёт картинок и громких возгласов держится кое-как.
     14:15 10.07.2013 (1)
Дык ведь "Алиса" и не для наших детей писана. Да и немногие наши дети владеют английским. И дело не столько в стилистике Кэрролла, хотя и в ней - тоже. "Книгу джунглей" перечитывают тоже не так чтобы уж часто...
Хотя, опять-таки "Винни-Пуха" милновского (стало быть - того же роду-племени английского) обожают все.
     20:32 12.07.2013
Да, Александр.
Киплинг до умопомрачения умён и логичен,
хотя и жесток.
А Милн - добр, но в доброте своей по-детски логичен,
логичен в детских алогизмах.
     20:34 10.07.2013
Красиво и образно. Я заметил, что люди почти всегда забывают свое детство, и обидно, что забывают его сознательно. А еще начисто убили в себе способность ставить себя на место врага, друга, собеседника, ребенка, животного, дерева. И вот такой вот милый рассказ, который легко вернул меня в детство.
     12:09 10.07.2013 (1)
вспомнилось детство, школьные сочинения
а вообще, рассказ напоминает ворох листвы, ещё не потемневшей и не тронутой прением
Простите, а Вы где проживаете?
     12:14 10.07.2013 (1)
В Москве  
     12:34 10.07.2013 (1)
я тоже...
со словами Вам дружить надо, пока не очень получается, будете стараться, тогда Ваш ворох подпреет и возникнут аромат и целостность, а пока - именно ворох отдельных листьев, утерявших связь с ветками, но не приобретших ещё своей новой целостности и связи с землицей  
     12:41 10.07.2013 (1)
Я знаю, что учиться писать надо, но я пока на стадии: "чукча не писатель, чукча читатель")  

Потихоньку стараюсь, но не уверена, что мне хватит сил это превратить во что-то более достойное, хотя попробовать бы надо, конечно, все равно ничего не потеряю) Может, и превратится мой ворох в настоящую листву  
     13:26 10.07.2013 (1)
сначала не в листву   сначала в перегной, чтобы росткам было куда корешки пускать и откуда силы черпать, а только потом пойдут ростки и листочки на них :)
Знаете характерные черты сочинений?
Неустойчивая связь между словами, не все слова употреблены к месту, далее одного предложения мысль не шествует, а начавшись, обрывается и остаётся брошенной, являя собой набор предложений, периодически зацикливающийся, периодически пускающийся в непредсказуемый порыв, да там и оставаясь...
Одинокому дереву трудно выжить, в лесу каждая травинка поддерживает соседнюю, да-да, именно травинка, лес от травы начинается, деревьям ещё и вырасти надо.
Попробуйте для начала упражнение, лучше, чтобы оно стало для Вас регулярным , возьмите любое, симпатичное Вам слово и начните выписывать на листок бумаги его качества, реальные, не придуманные, но качества присущие лишь этому слову, каждое новое качество выписывайте отдельно и в столбик к нему пишите те слова, в которых это качество присутствует также, помечая рядом с ними отличия, которые делают их, таки, другими.
Тем самым, Вы научитесь видеть оттенки в различных словах.

Два основных правила:
В русском языке нет слов, обозначающих одно и то же.
Синонимы - классификациристическая сказка, прочно поселяемая в умы школьников.
Понятие синоним показывает лишь на сродство, сходство описываемого слова, не являясь подобием друг друга, но лишь разделяющих тонкие отличия одного понятия
Слова, как и явления, сочетаются лишь по схожим признакам, лишь по тем признакам, по которым могут взаимодействовать друг с другом.
Второе, наверно, следует отобразить... в наиболее грубых случаях это понятно сразу, но есть масса тонких случаев, которые и являют собой чувство языка...

Когда я пишу - собаки гуляют со своими хозяевами, то, тем самым, подразумеваю, что таки собаки - хозяева, а не наоборот, стоя на первом месте. Что, в общем-то, несколько противоречит реалиям и должно быть как-то обоснованно в предыдущем или последующем контексте.
Без обоснования, эту же самую мысль, если конечно именно она была моей целью, следовало бы написать - собаки выгуливают своих хозяев, добавлением лёгкого юмора, обосновывая нехарактерность происходящего

Каждое слово должно вырастать из предыдущего, стыкуясь схожими качествами, как магниты полюсами. При попытке состыковать несхожие качества, пусть даже и не основные - ведь у каждого явления есть не одно качество, но целый пучок, проявляясь каждым отдельным качеством во взаимодействии с различными иными явлениями; будет возникать напряжение, легко заметное если не автором, то вникающим в написанное читателем.
Беда в том, что многие не осознают этих тонкостей, цепляясь за основные качества употреблённых слов, закрывая глаза на вторичные. Но наше сознание замечает всё, ему глаза приказом не закроешь и подспудно осадочек-то останется, знаете, как с  пропавшими ложечками  

Да, и начав работать со словами, вникая в их суть - букет различных ароматов, не забывайте о предложениях и абзацах.
Как только у Вас появится осмыслённость в отдельных веточках смысла, а не навал различных обломков, то и появится потребность в абзацах.
Успехов
     13:33 10.07.2013
Спасибо большое, буду тренироваться)  
     22:49 07.07.2013
Красиво, грустно и жизненно... Наверное у нас у всех было в детстве такое дерево.
"Это было мое любимое дерево" весьма удачный ход. Эти строчки отделяют один кусочек от другого как запев в песне и придают поэтичность.  
     14:04 07.07.2013 (1)
Потрудитесь сосчитать, сколько раз в небольшом рассказе вы употребляете глагол "БЫЛО".
Сам по себе этот глагол безликий, но в таком количестве он просто убивает текст.
Со словом надо учиться работать.
     20:35 07.07.2013
Спасибо, что указали на это, я непременно пересмотрю текст еще раз  
     23:18 04.07.2013
красиво и хорошо! спасибо.
     14:03 25.03.2012
Чудесная ода красивому дереву!
Я тоже люблю клен.
Смотришь осенью  сквозь разноцветную листву на голубое небо -
красота необыкновенная!
     20:07 24.03.2012 (1)
Без комментариев!
     22:03 24.03.2012 (1)
почему без?)))
     22:33 24.03.2012
Добавить нечего... прочесть... принять... забрать...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама