Произведение «Из воспоминаний студента.»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 460 +1
Дата:
Предисловие:
Представим себе ситуацию, когда поздним вечером два студента-второкурсника вдруг решили вспомнить школьную жизнь. Один, в общем, помнит только хорошее, осекаясь фразой, что всё было, но мелочи плохие оставлять в памяти глупо. Второй же угрюмо ответил, что у него в школе даже мелких разочарований не было, зато окружающие его люди, в основном незнакомые страдали в месте по имени "Школа" постоянно. И кое-что осело в его голове особенно сильно.

Из воспоминаний студента.

  «Дети святы и чисты». А.П. Чехов.
  Конец мая. Было тепло и солнечно.  Нет, скорее было очень жарко и ослепительно светло. Солнце не ласкало лучами траву, деревья, людей. Оно обжигало, безжалостно, беспристрастно, нагнетало знойную, раздражающую атмосферу. Зелёное полотно, кроны деревьев были слишком светлыми, они казались прозрачными, полными бликов, которые хорошо различимы на идеально гладком клинке. Здание школы, обычно неплохо выглядевшее под освещением, в этот раз смотрелось отторгающее светлым, неестественным. Всё как будто бы плавилось, и даже воздух, казалось, был сильно искажён.
  Это давление чувствовалось всеми. Последние уроки последних дней. Пора предвкушения свободы, безмятежности, грандиозных планов на ближайшее будущее. И каждая секунда, отдаляющая от свободы, казалась противной, не злой, а скорее назойливой, бескомпромиссной, гадкой и вредной. Минуты шли как-то особенно, как-то непонятно долго, и чем больше это всплывало в мыслях, тем дольше они шли. Даже учителя прониклись этим нервным, зудящим, изматывающим духом. Но вместо упрощения урока нагнетали большую нагрузку, «дабы восстановить потерянное, ведь близость каникул не повод что-то менять, тем более экзамены на носу», что, безусловно, раздражало еще сильнее. Всех просто бесило всё и все. Даже сам факт ожидания, даже сам факт того, что ждали все. Экая пороховая бочка была раскалена до предела. Тем не менее, мы это понимали и искренне не хотели устраивать заварушек, ссор и разборок, что было не то, чтобы обыденно, но и не исключено. Желание уйти домой с хорошим настроением, готовностью к пробуждению было сильнее. И всё же, не вся школа придерживалась этой позиции.
  Если у одних торжествовало стремление скорее отправится домой, по делам, в интересные места и сбросить нагрузку там, то у личностей менее вдохновлённых  возникала мысль на ком-нибудь сорваться. Ну, хоть на ком-нибудь. Такими, безусловно, являлись и Новый, Керса и Торса (клички, история коих банальна и не интересна), местные «авторитеты». Не хватало лишь жертвы и повода. Что ж, найти такую мелочь для подобных мастаков издёвок, унижений и придирок было раз плюнуть. Хотя, и они тогда искали цель нехотя, им было лень. Нужен был кто-то слабый, беззащитный, странный и ненужный. Желательно тот, кто не мог вообще никак сопротивляться ни сейчас, ни потом. Кто в меру отсутствия сил и связей не мог даже отомстить при всём желании. Парни стали неподалёку от выхода и принялись просто ждать. Чем дольше ждали, тем сильнее накипало желание помучить, а ждали они долго. Собрались уходить, и тут – Удача! Как раз вышел из школы Саша, видимо чем-то обрадованный, он, один из немногих, был в задумчивом настроении, он не ждал чего-то хорошего, это с ним уже произошло. Что уж тут скажешь, он идеально подходил для роли жертвы. Среднего роста, хилый мальчик с еще не до конца прорезавшимся голосом, идущий быстро, частыми шагами и постоянно смотрящий на землю. В общем, у многих он вызывал жалость и умиление, которую обычно вызывает маленькое дитя. Как-то я слышал о нём пару вещей. Был «не от мира сего», предпочитал классическую музыку остальной, много читал. Обладал чувством юмора, некоторыми странностями, которые также были забавны, да и вообще был очень добродушным и наивным. Окружение к нему относились неплохо, даже чуть лучше, чем нейтрально. Он никому не мог помешать, да и как? Поэтому врагов наживать не умел, и уж тем более не хотел. Как-то пару раз его было пытались вывести из себя, но выглядел он так жалко и смиренно, что прекращали это занятие за отсутствием интереса. Друзей у него, однако, не было.
Но наши хищники были не так привередливы, быстро его догнав, они стали прикапываться к мальчику:
- Хей! Ну-ка погодь-ка! – сказал, а затем просвистел один из своры.
- Да, вы что-то хотели, ребята? - ответил он, картавя. Раздался ржачь.
- Ребята? Ахаха, вы слышали это? Мда. Как звать тя?
- Александр, а что?
- Ахах, ну и имечко, конечно. А чё, спросить нельзя или против чёта имеешь? Ты говори, свои все, - ехидно произнёс Торса.
- Я не люблю, когда надо мной смеются. И я тороплюсь. Пустите, пожалуйста.
- Это ж куда ж ты так торопишься, что с норм поцанами поговорить брезгаешь, а? – вступил Керса.
- Я не брезгаю, нет, опаздываю в школу. Музыкальную.
- На чём бренчишь? Гитарист, шоль?
- Нет, это скрипка. Я не бренчу, я играю! Нет, учусь в смысле…
- Умный что ли?
- Ну, э…
- Гитара, скрипка, велика разница, - отрезал Новый.
- А ты, я смотрю, умный очень. А сам-то за быдло нас держишь?
- Да ни за кого я вас не держу!  Пустите!
- Видали какой прыткий! Ты не дерзи, слышь, мы с тобой нормально разговариваем, ну-ка покажи, чё как играешь, быстро! Или совсем уж решил обидеть дружков своих?
Саша дрожащими руками достал скрипку и показал.
- О,  скрипачник!
- Скрипач, так правильнее…
- Да насрать. Опять начинаешь? Торса, ну-ка глянь.
  Тут Новый скорчил солидную мину и начал долбать смычком по инструменту и дико ржать. При этом в глазах его было выражение невероятного, высокомерного удовлетворения. И чем сильнее нервничал Саша, тем сильнее удовлетворенно-надменное чувство овладевало Новым. Он был особым садистом, ему нужна была полная беспомощность жертвы, безнаказанность и власть тешили его самолюбие. И если двое рядом с ним больше строили понты или отрывались и веселились, возможно даже не до конца понимая всю пакость своих действий, то этот знал каждое чувство Саши, которое он вызывал своими действиями. Это и было самой целью. Ему бы не принесла удовольствия победа в драке, даже с более сильным противником, если бы он после не смог плюнуть в лицо или потаскать за волосы побеждённого, если противник не был унижен. Его не удовлетворила бы месть или защита чести, если бы цель самосуда не была бы растоптана. Поэтому жертв он выбирал всегда именно подобных этой.
- Нет, оставьте, прекратите! Моё! Вы же испортите! – Саша не выдержал и бросился за скрипкой.
- Сломался… - Новый сильно ударил Александра по лицу. Тот упал, встал и в гневе бросился на обидчика. Последний еще раз ударил его по лицу, затем в живот – силы очевидно были не равны и Саша упал и скорчился. Новый подошёл, пнул три раза павшего, приговаривая: «Будешь знать, с**а, как дерзить серьёзным людям», бросил скрипку, хорошо на чехол, остановился и громко добавил: «Если кто-то поможет ему, будет иметь дело со мной. На тёлок управу тоже найду, расходимся».
  Торса и Керса были несколько удивлены. Никто не рассчитывал на избиение, а уж тем более такое. Они даже были напуганы тем, с каким рвением накинулся на жертву их друг. Но, тем не менее, они не придали этому особого значения.
  Затем подбежала какая-то девочка. Я прислушался: «Мда, а ты не такой клёвый, как я думала. Я с лохами не встречаюсь, пф». Она повернулась и двинула к подругам.
  Ухмыльнувшись, те, кто смотрели, ушли. Остальные просто прошли мимо. Были и те, кому стало жалко бедолагу, но вступать в конфликт с парнями было опасно. Никто не хотел портить себе настроения. Учитель, который вдруг заметил Сашу, посмотрев в окно, решил для себя, что тот просто упал, и отправился себе дальше. Я хотел помочь, но был один. Но то, как поплёлся домой этот парниша, опустив голову, волоча портфель по земле, тихо рыдая в расправленной рубашке, в пыли, я помню в мельчайших подробностях до сих пор. И забыть, никак не выходит.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:51 09.05.2012
2
Здравствуйте :)
совсем не разбираюсь в прозе... впрочем, как и в поэзии :) но пару мыслей высказать можно
Есть проблемы с выражением мысли, есть с русским языком, мысль, часто излагается рвано и рублено, если это всё пригладить   то будет ничего так :) трудно судить о мастерстве автора по столь краткой зарисовке, но кой-какой задел в голове есть :) реализовывайте

для примера небольшой разбор:
Представим себе ситуацию, а далее пошёл рассказ, потом вообще выясняеся, что автор присутствует - не дело. Такой посыл уже отстраняет читателя от текста, а посему не очень, он был бы возможен если в ходе действия, нужно было бы небольшое отступление для прорисовки какой-то нужной далее детали, но как увязать это раскрытие с основной линией автор не придумал, но и тогда гораздо луше звучало бы - вспомним, или представим себе - все когда-то были, и так далее
Налицо, что автор не решил как позиционировать эту зарисовку и своё место в ней, от какого лица подавать, в каком качестве. А это плохо - это не даёт цельности повествования и порождает метания в типах изложения.
Автор, начиная писать должен, в первую очередь, полностью и однозначно определиться чего он хочет, потому что это его намерение будет помимо его воли призывать образы и развитие ситуации сообразно задуманному, а если такового не будет - не будет и цельной сильной картины, будет весеннее половодье.

«Дети святы и чисты». А.П. Чехов.
эпиграф делается так, и с отступом


Конец мая - ну что за криминалистический отчёт, пораскованее - май подходил к концу, так долго тянущаяся прохладная весна, к концу разошлась и неожиданно для самой себя превратилась в жаркое томящее лето.
Ну что за метания - было тепло и солнечно, нет, скорее было жутко жарко и сухо, хотя-яяя, я передумал -было промозгло и сыро :)
Если Вы решили применить приём раздёргивания, то его и подавать надо соотвествующе, раздёргивания не должны быть столь резкими и нелогичными, чтобы выбивать читателя из повествования.
Солнце не ласкало лучами(а чем же ещё ?   ) траву, деревья, людей, собок, кошек, машины, пруды, ... намёк поняли? перечисления должны быть краткими, а в случае необходимости таки перечислить весь сонм живых существ - изобретательными
Если Вы хотите качественно изобразить какую-то картину, то сначала должны чётко представить себе образ, ситуацию, представить не столько зрительно, сколько само настроение, и не тщиться вывалить всё, что Вам пришло на ум на голову читателя, а удерживая это настроение начать описывать картину, эпитеты сами будут это настроение отражать но для этотго оно должно быть хорошо продуманным, с хорошим погружением в него

Про клинок просто не понял, где-то в мысли заплутали
Для начала Вам нужно решить, будете ли Вы живописать образы, вовлекая в сопереживание именно ими, но для этого в них надо чувствовать себя достаточно уверенно, фальшь и чрезмерность не менее вредны, да и нужно развить чутьё - когда нужно остановиться и перейти к повестованию. Либо у Вас будет простое повестование, лишь изредко оживляемое образами. Понятное дело, когда Вы освоитесь, уже не понадобится делать такой выбор, находя в нужные моменты нужный вариант, поскольку чётко разделять эти два варианта повестования нужно довольно редко, для создания особенного настроения.

Нужно развивать словарный запас и чутьё слова, часто слова применяются не совсем по смыслу, или неуместно
Экая пороховая бочка была раскалена до предела. - экая - уместно при высказывании отношения, с оттенком сожаления, эмоционально и в прямой речи - Экая ж ты неумеха-то, а... Разбил всё что можно было!
Желание уйти домой с хорошим настроением, готовностью к пробуждению было сильнее. "готовность к пробуждению" это круто :) но с чего вдруг, и что за высокопарный стиль ни с того ни с сего
Но не все придерживались такого мнения - что за позиции? если Вы хотели взять усугубить настрой от военных действий, привлечь именно защиту, то одним словом это не делается
Если у одних торжествовало стремление поскорее - преобладало,
смыться/удрать домой - оживите, нормальной речью
сбросить нагрузку там - напряжение, нагрузка, это совсем другое

Вдруг у Вас появляется Я - доселе отсутствующий, потом некая девушка, вопреки допрежь нарисованному образу одинокого и непривечаемого никем юноши, изрекает,- а я считала, и выдаёт нечто высокопарное из кинофильмов о героях.

Ничто не появляется из ничего
Подобное порождается подобным

Вызубрите как "Отче наш". Если Вам необходимо появление какого-то персонажа или события, или возникновения какого-либо настроения, начните готовить его загодя, этим Вы добьётесь лучшего его вживления в ткань повестования и лучшего сопереживания читателей, более яркого восприятия и получите больше энергии, которую потом сможете направить на что угодно
Это как грибница - прорастает повсюду отдельными спорами, которые в один момент объединяются в единый организм ладный и взаимосвязанный и даёт в изобилии плоды

Чем меньше будет сентенций, умозаключений - тем лучше, читатель должен их сделать сам, сам прийти к ним, исходя из нарисованного Вами, люди не любят диктата, найденое самостоятельно пусь и мелкое и убогое, во сто крат дороже и приятнее одаренной свыше драгоценности

и учитесь воспринимать всё целостно, все мелкие сценки, образы, намёки, всё должно лить воду на одну мельницу

Постоянно подмывало начать излагать Ваш текст, для примера, без его поворотов, но несколько первое впечатление уже прошло и сложновато это сделать цельно :) потому общими идеями

самый интересный вопрос - а как это всё получить :)
читайте хорошие рассказы, хороших авторов, удерживая в уме Ваши проблемы или что Вы хотите наработать в даный момент, постепенно, Вы сможете начать различать посредством чего это достигается, как это работает и взаимодействует, почему применено то или иное слово
Научитесь намывать золото, развивайте в себе изыскательский зуд,- когда ум увлечён поисками, без напряга, без натуги, он раскрепощается, увлекается и выдаёт всё что может, а может он крайне многое
Не пытайтеся заучивать и пытаться сконструировать обнаруженное - это будут лишь  трупы, просто будьте в этом процессе, пусть Ваше внимание находит эти крупицы и питается ими, находите радость в этом процессе, в нахождении и раскрытии очередного бутона, очередного пузырика с вкусным содержимым, очередной вспышки смысла, мимо которого проходили ранее.
Когда ум научится вычленять такие вещи, когда он почувствует радость обладания столь многими инструментами, он и сам станет обнаруживать в вашем некузявости, он сам начнёт подсказывать Вам как лучше, - раскормите его хорошей пищей, покажите ему мир
Не знаю, научитесь ли Вы писать, но читать научитесь точно - оно того стоит :)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама