Произведение «3. Размышления о любви к себе»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Читатели: 25 +1
Дата:

3. Размышления о любви к себе


(из книги "Размышления. 101 день")

Отметим прежде всего, что «любовь к себе» и самолюбие – суть вещи разные. Самолюбие исходит из гордыни – христианского «супергреха». Самолюбие это вовсе не любовь, а угодничество себе, стремление противопоставить своё «я» наперекор всему, даже истине, ибо основывается не на Истине. Стремление возвысить себя неправедно – есть самолюбие.
Любовь к себе исходит из осознания себя как творения Божьего, созданного Им, по своим Образу и Подобию. Человек, как Храм для Святого Духа – есть ли что-либо более величественное в тварном Мире?.. Нет. Ибо Венец Творения – человек.
Термин «себялюбие» по отношению к любви к себе (как синоним) так же некорректен. Он также исходит из гордыни, говорит о превозношении своих приоритетов и себя как личности в сравнении с другими людьми. От самолюбия его отличает лишь отсутствие ярко выраженного действия. (Самолюбие всегда активно, направлено вовне).
Оба эти свойства характерны для «человека внешнего», «ветхого». Человеку же, стремящемуся к Подобию Божьему, свойствено такое качество, как жертвенность – свойство ни самолюбию, ни себялюбию не присущее.
Поговорим о приоритетах любви.
Конечно же, прежде всего – любовь к Господу. Почему?.. Потому что Он и есть Любовь. Причем, абсолютная, ибо Он – Абсолют.
С этим ясно. А, вот далее сложнее: Что на «втором месте» - «любовь к ближнему» или «любовь к себе»?..
Сказано: «Возлюби ближнего как самого себя». На мой взгляд, здесь  явно стоит «знак равенства» между «ближним» и «самим собой» (т.е. они равнозначны). Но возможно ли полюбить ближнего прежде самого себя?.. Или вообще не любя себя (или даже ненавидя себя)?..
Смею полагать, что «нелюбовь к себе» - весьма серьезная и распространённая болезнь человечества….
И, всё-таки, вопрос поставлен. И ответ вроде бы очевиден: кто из нас не любил других (родителей, братьев и сестёр, невест, жён, мужей, детей) и в тоже время относился к себе более чем критически, чуть ли не с ненавистью?..
Простейший пример: четырнадцатилетняя девочка «без памяти влюблена» в одноклассника и, в то же время ожесточённо ненавидит себя за юношеские прыщи, нескладную «подростковую» фигуру и т.п.
Э-э, - скажите вы, -  не путайте понятия «влюблённость» и «любовь»!
…Что ж, может быть пример и некорректен. Ну, а вы, сами-то, всегда ли способны разграничивать эти понятия не у других людей, а у себя?.. Сомневаюсь.
И не стоит, в данном случае, абстрагировать, так сказать, «половую» любовь (гендерные отношения) от иных: любви к детям, родителям, друзьям. Ибо и в этих случаях – любовь слепа, т.е. не объективна.
Здесь возможны некорректные аналогии: любовь слепа, следовательно, слеп Бог. Бог не слеп. Но Он не хочет различать и делить нас: все мы дети Ему и всех нас он одинаково любит. Не потому что слеп, а потому что для Него (а, в идеале и для нас) – милосердие выше справедливости.
И, ради Бога, увольте меня от вопроса «что есть любовь?» Ибо я отвечу: любовь есть Бог. А Он – не постижим.
…Единственно, что могу сказать: любовь это не только состояние, но и действие (причём только со знаком «+»). Она всегда деятельна, всегда созидательна.
Да! Вот ещё вопрос: «влюблённость в себя» - явление, очевидно столь же распространённое, как и «нелюбовь к себе». (Ибо определённый внутривидовой баланс наверняка поддерживается.) Крайняя форма – «нарциссизм». (Вспомним, чем закончил Нарцисс…). Аксиома - всякая крайность опасна. Но «лёгкая форма» - это, на мой взгляд, - «то, что доктор прописал»: прекрасное чувство, способствующее созиданию. Но, опять же, грань: чуть «переборщил» с этим – и ты уже в гордыне!..
Возвращаемся к вопросу: могу ли я полюбить кого-либо, если я сам не люблю себя?..
А где критерий, спрашивается, как я узнаю, что я люблю, если это чувство у меня ранее отсутствовало?.. Бывает такое: человек никого не любил (в том числе и себя). Понятие «любовь» для него не более чем абстракция….
Кто-то скажет – «урод». Да нет же, человек он – человек с Образом Божьим  в себе. А вот с Подобием у него действительно «туго». Ведь подобие подразумевает некое действие и развитие – вперёд и вверх. И с этим «туго» у многих из нас. В разной степени, конечно….
В общем, для меня ясно: в этом деле – в любви начинать надо с самого себя…
Помнится, Оскар Уайльд, где-то писал: «Любовь к себе – это начало романа, который длится всю жизнь». Так вот, для меня, как православного человека, не правильно это. Во-первых, я не желаю играть в роман ни  с Богом, ни с самим собой. Во-вторых, это земная «любовь» имеет временные границы. Настоящая любовь – вечна. И именно о ней сейчас идёт речь.
По своему опыту знаю: трудно, очень трудно по-настоящему полюбить себя. Ибо человек (т.е. я) не совершенен (совершен только Бог). Вот и попробуй: полюби такого – со всеми досконально известными недостатками (из которых прыщи – самое малое).
Задача непростая и, пожалуй, не выполнимая, если акцентируешься  только на недостатках. А вот если изыскать в себе достоинства, то почему бы и нет?.. Возлюбить свои достоинства просто. А как быть с недостатками?.. Их тоже надо возлюбить?.. Нет, конечно. Но их необходимо «принять».
В христианстве понятия «принятие» и «смирение» лежат в одной плоскости. Но, в данном случае, принять вовсе не означает смириться. Принять собственные недостатки означает, прежде всего – осознать их. И обозначить некий вектор движения вперёд. Ибо сами исправить эти недостатки  мы  не  в силах, но только с Божьей помощью.
Опять-таки, следует помнить: без нас (нашего участия) Господь эти недостатки исправить не может. Следует также осознавать, что это процесс непростой и длительный. Но (парадокс!) полюбить себя можно только «здесь и сейчас»!
Итак. Возлюбить себя «со всеми потрохами» (достоинствами и недостатками) – т.е. принять себя таким, каков ты есть - с любовью, а не с нетерпимостью. Возлюбить себя как Образ Его и стремиться к Его Подобию – вот путь достойный Человека….
Господь призывал: возлюби не только ближнего своего, но и врага…. Сложно?.. Ещё как! Но возможно нам, ибо возможно было и Ему. На кресте Своём Он молился о палачах Своих….
Нам же надо зрить в человеке (себе ли, ближнем ли, враге ли) Образ Божий и молиться о восхождение его к Подобию Его.
И, следует помнить: «боящийся в любви не совершен». А, потому, конечно, любовь – это подвиг в христианском смысле этого слова. Итак, будем же бесстрашны в любви…. В самом деле: принять себя таким, какой ты есть на самом деле – уже поступок.
…У «юсовцев» (надо отдать им должное, как бы критично я не относился к продвигаемой ими «культуре») есть, на мой взгляд, довольно разумный постулат, оправдывающий их центральную идею – обогащение. Примерно такая последовательность: я обогащаюсь (начинаю жить лучше),  и, исходя из нового своего имущественного статуса, начинаю платить больше налогов государству, которые оно пускает помимо всего прочего и на социальные нужды. В том числе, на ту же помощь малоимущим.  Те, в свою очередь, так же повышают свой жизненный уровень. Итог: всем хорошо – мне, государству, социальным низам. Все заинтересованы, чтобы я и впредь богател.
На мой взгляд, довольно разумно.
Аналог: я полюбил себя, а, следовательно, стал заботится о себе (и своём благосостоянии в соответствии с этой любовью). Мне хорошо. Если мне хорошо – хорошо от этого и моим ближним, которые любят меня (родным, друзьям и т.д.). Если им хорошо – хорошо и тем ближним, которые им  ближе, чем мне. Круг ширится. Вывод: все заинтересованы, чтобы я полюбил себя. И, с этой точки зрения, концепция «разумного эгоизма» действительно разумна.
Итак, исходя из вышесказанного – «возлюби самого себя» приоритетно перед «возлюби ближнего». Ибо (повторяю вопрос) как я могу возлюбить другого (как самого себя), если я сам себя не люблю?..

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама