Произведение «Апостериориум (пьеса)» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Драматургия
Темы: любовьжизньсмертьБогСуд
Автор:
Читатели: 1184 +1
Дата:

Апостериориум (пьеса)


Я могу не сказать правды,
но я не солгу.  
Час настаёт, и громкий судный глас
Уже гремит в ущельях отомщенья.
Он нас зовёт и порождает в нас
Страстей противоборных столкновенье.
И сонмы сил, недобрых и благих:
Любовь и гнев, проклятья и молитвы –
Блистают остриём мечей своих
И дух мой превращают в поле битвы.
                               Григор Нарекаци
                                                                                   

Апостериориум

Вольный перевод с языка души

Автор выражает особую благодарность Бену Альфреду Моузли
и Михаилу Пискунову  - если бы не они,
эта пьеса была бы о другом и называлась бы иначе

Основные действующие лица:

ФЧ и ФС  – фигура  в чёрном (ФЧ) и фигура сером (ФС) с неразличимыми чертами лиц.    Их голоса похожи между собой и не похожи на голоса людей.  
Их манеры двигаться и жестикулировать похожи между собой и не похожи на манеры людей.
___________________________________________________________________

Звучит мощный раскат грома.

Хор (голосов, не похожих на человеческие):

Час настаёт, и громкий судный глас
Уже гремит в ущельях отомщенья.
Он нас зовёт и порождает в нас
Страстей противоборных столкновенье.
И сонмы сил, недобрых и благих:
Любовь и гнев, проклятья и молитвы –
Блистают остриём мечей своих
И дух мой превращают в поле битвы.

Звучит мощный раскат Грома



Занавес поднимается

На сцене – два открытых в сторону зала,  примыкающих друг к другу притвора одинаковых размеров. Они разделены широкой перегородкой (выглядящей как толстая стена) с невидимым проходом. Полы в притворах приподняты над сценой, располагаются на одном уровне и переходят в широкую площадку (подиум) перед ними.  Первый притвор – ослепительно бел и ярко освещён. Второй – бархатно чёрен и погружён в темноту. Время от времени ровный свет в притворах перебивается неяркими тревожными сполохами – белыми в чёрном притворе и разноцветными – в белом притворе.    Время от времени в притворах становятся  смутно различимы движения теней человеческих фигур – чёрных в чёрном притворе  и светлых – в белом притворе.


Из-за перегородки в белый притвор медленно выходит обтянутая чёрным фигура (ФЧ).  ФЧ поднимает голову,  оборачивается лицом в сторону зрителей и, заметив их, замирает.

ФЧ.  ...Вот уж этого не ожидал !  Из такого места – и вдруг увидеть людей, да ещё в таком количестве…  Судя по лицам, и вы меня видите ?   (Медленно оглядывает зал)    …Да, да… конечно… Интересно было бы узнать, это вы для меня или я для вас ?  Кто к кому послан… Только не скажите, что вы пришли сами - это было бы слишком самонадеянно.   Вернее всего, это вы посланы ко мне… в помощь – ведь я тут затем, чтобы по крупицам собрать истинное.  А для этого  необходим не только говорящий, но и слушающий… Почему-то интересными считаются жизни, биографии великих людей.  А по мне, так они удивительно однообразны.  Есть в них какой-то бесцветный общий знаменатель.  Жизни простых людей, таких, как мы с вами, гораздо разнообразнее и поучительнее.  Присмотритесь друг к другу на досуге… Может быть, и моя жизнь будет вам не безынтересна.  (Выходит вперёд к краю подиума и вглядывается в зал) …Читать мысли людей  очень легко. Для этого нужно всего лишь сфокусировать взгляд на бесконечности в глубине их зрачков.  Вот сейчас… большинство из вас думает… кто о чём,  всё больше о ничтожном…  А другие  подумали про меня: «Ну и чучело!».   Впрочем, это тоже небогатая мысль…  Но между тем, придёт время !  Придёт время – и на месте этого чучела, на моём месте, окажется каждый из вас...  Все, кто были, прошли через эти притворы (жест в сторону притворов), все – и Чингиз Хан, и Мэрилин Монро, и миллиарды безвестных. И все, кто будут, пройдут тоже. И все, кто есть, то есть вы…     Я вижу, некоторые уже  задумались о том, кто я такой.  Как раз это не имеет для вас никакого значения, тем более, что я уже умер.  Стало быть, я – никто. Если бы тут висели зеркала (со сцены, из-за притворов раздаётся слабый раскат грома, услышав который, ФЧ оборачивается, поднимает голову и на секунду-другую замолкает) …они бы меня не отразили...  И вы… Поверьте, вы видите меня не глазами и слышите не ушами, а силой ваших душ…  Зеркала… Что за вздорная мысль…

                                              (задумчиво).    
Я сам отяготил себя грехами,
Я над собой самим свершаю суд.
Я буду побивать себя словами,
Как из пращи камнями зверя бьют.
Я в мире жил и нагрешил премного,
А ныне я вступаю в смертный бой –
Как некий враг с врагом во имя Бога
Я насмерть буду биться сам с собой.

… Это не мои мысли, это мысли моего предшественника – он позабыл их, покидая эти притворы... Значит, он предстал с такими настроениями... Интересно… Я вдохнул его мысли, как только попал сюда.  «Вдохнул» – это фигурально, чтобы вы лучше поняли.  Натурально, дышать тут нечем. Да мне и не к чему – я ведь существо бездыханное.  Бездыханное, бестелесное и бесполое.  Но я буду говорить о себе в мужском роде, просто по привычке – в вашем Мире я был мужчиной.  Почему-то хочется думать, что настоящим мужчиной. Хотя какое это имеет значение…  А вот почему его мысли были в рифму ?  Неужели это он, предшественник сам и отрифмовал ? Нашёл место писать стихи… Нет места более неподходящего.  Тут ведь требуется только одно – за мгновение до Суда (слабый раскат грома) вспомнить забытое и понять непонятое….   (Медленно и задумчиво)  Вспомнить забытое… (Удар колокола) Понять непонятое...  (Удар колокола) …Наверное, те, кто всё понимают и помнят, проскакивают это  место, даже не заметив его.  Интересно, были среди людей такие ?  Впрочем, откуда вам знать… Ведь вы сами люди, всего лишь люди… Я тоже побывал человеком, по вашим меркам не очень долго – тридцать три года. У нас считается, что побывать человеком – огромная… удача, что ли.  Ведь нас много, а людей – раз, два и обчёлся – всего несколько миллиардов. Там, где мы существуем, где мы растворены в безвременной вечности, невыразимо хочется нарушить, прорвать это вечное безмолвие…    Как бы вам объяснить попроще… это как у вас тяга к экстремальному - «испытать себя», «адреналин в кровь» и тому подобное. Понятно?  Ведь там наша жизнь пресна, стерильна, да и не жизнь она вовсе, а…  Нет, объяснить это невозможно.  То ли дело в Миру !  Одна беда – нужно родиться. Ведь перед тем, как одухотворить младенца, тебя запрессовывают в черно-белую точку, чтобы поместить её внутри него..  Человек не может представить себе этой муки !  Я сказал «запрессовывают» ? … А что, похоже…  Боль ! Боль ! Боль ! Оглушающая, отупляющая боль !   Она убивает тебя в тебе, ты становишься никем и ничем, забываешь себя, оставаясь самим собой...  Говорят, по другому нельзя.  Он захотел, чтобы именно так. Чтобы в муках. (Звучит раскат Грома. ФЧ на несколько секунд замирает и прислушивается)  …И всё равно, Мир людей так манит нас !  Вам этого не понять.  Да и я, когда был с Миру, не понимал, что в нём хорошего…



По стене чёрного притвора медленным шагом поднимается и исчезает наверху перпендикулярная стене фигура.  Её движение сопровождается странным нарастающим, а затем затухающим звуком, тон которого плавно повышается по мере подъёма фигуры. ФЧ оборачивается на этот звук.

ФЧ  (снова повернувшись к зрителям)  Видели ?  Что бы это значило…  Я ведь тут тоже в первый раз.   Только знаю, неизвестно откуда , что должен недолго здесь перебыть, вспомнить и понять.  А то ведь Суд…   Честно говоря, я очень удивился, увидев вас.  Его промыслы подчас ставят в тупик… (Слабый раскат грома, услышав который, ФС возвращается в белый притвор)  Так вот… Что интересно, тебя в ничтожном, точечном виде помещают во младенца, чтобы этого младенца одушевить, а он уже там, уже поджидает тебя. Ещё до рождения в каждом человеке уже сидит бес, дожидающийся его души, чтобы… заморочить её.  Только Он знает, почему так происходит. (Звучит слабый раскат грома. ФЧ на секунду замирает и небрежным жестом слегка «отмахивается» от него)
А моя версия такая - думаю, что прах, из которого слеплены тела людей, уже инфицирован грехом.  …Всего лишь одно слово -  и некоторые из вас уже догадались о моём медицинском образовании – там, в Миру.  Было дело – учился на дантиста.  Дурачок… Да и они хороши – «верные деньги», «верные деньги»…  Короче, почти доучился, но, по счастью, дантистом не стал – когда ещё только проходил практику, померла у меня в кресле одна старуха.  Дёрнулась – и померла.  По-простому сказать – разрыв сердца.  От боли.  И ведь ничего такого я ей не сделал – сама померла, по  собственной слабости. А может, и сделал, чуть-чуть. Вполне возможно – уж очень противная была старуха.  Да и родственнички у неё оказались такими же – до суда дело довели… Ничего, конечно, мне не было – я ведь был всего лишь практикантом.  Но как-то эта история растормошила меня. И понял я – не моё это противное дело.  И уж если убивать, так не старушек же, правда ?  Даже и противных.   В общем, если что и было, можно сказать, что тогда меня «бес попутал». Да, наверное, так…  Вот бы узнать, где сейчас мой бес… «Куратор»…  Нет, так дело не пойдёт !  Чтобы не пропустить ничего важного, надо вспоминать по порядку.  Так вот, я родился… То есть не я, а человек…  Ну, пусть буду я – для простоты слога.  Родился...  А зачат был на подоконнике. Так говаривала моя бабка.  По её словам, с этого подоконника она сгоняла мою мамашу много раз, с самыми разными пацанами.  Не думаю, что она ограничивалась этим подоконником и вообще подоконниками, с какой бы стати… Родила она меня в семнадцать лет, и я был у неё уже вторым ребёнком.  Так началась моя жизнь… Жизнь… Человеку, пока он жив, не дано понять, что это такое.  Вам кажется, что жизнь – довольно-таки длинная штука. И то вы сделали, и это.  Кто-то даже «вырастил дерево».  А оно росло медленно-медленно…  И всё же правы те немногие  из вас, кто думает, что жизнь коротка. А кто считает, что она ещё короче – ещё ближе к истине.  Жизнь… Жизнь более всего подобна короткому, сладостному вскрику, вскрику в мире безмолвия… Нет, вам не понять… Ведь каждый из вас – внутри своего вскрика.  Человеку, пока он жив, такое сравнение и в голову не придёт.  (Вглядывается в зал)   Вижу, некоторым показалось, что они поняли меня.  Допустим, поняли…  Ну и чей же это вскрик ? (Пристально вглядывается в зал)  Отвечаю тем немногим, кто мне ответил – нет, не человека.  Как же может вскрикнуть человек… Человек – не для этого…  Вскрикиваем мы, такие, как я, такие, какими вы были, и какими вы будете потом, после смерти.  А человек…   Вскрик этот неимоверно короток ! Настолько короток, что его нельзя обрывать. Запрещено категорически !  (Раскат грома)  Вот ведь что интересно, вскрикнуть человек не может – он ведь вроде микрофона, не более того.  А оборвать вскрик – может.  Типа, микрофон сломался…  Никудышнее сравнение…  Ну, ладно. Уже сказал…  Но как же  трудно человеку оборвать вскрик души ! Именно потому, что запрещено категорически, и запрет этот тяжек неимоверно.  А он – кем я был – смог, справился.  В возрасте тридцати трёх лет… Нет, эдак я вас совсем запутаю.  Давайте так – я всё же буду говорить о нём, о человеке, как о самом себе. Это будет близко к истине и вам понятнее...  
Я уже сказал вам его, то есть свое имя ?  Кажется, нет.  Жан, Иван, Хуан, Джон, Джованни, Йонас – выбирайте, кому какое больше нравится, суть одна… А стоит ли


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:58 05.05.2013 (1)
Виктор Александрович! А Злата Чочиева Вам не доводится родственницей?
     19:14 05.05.2013 (1)
По-видимому, нет. Во всяком случае я с ней не знаком.
     19:19 05.05.2013 (1)
Это пианистка наша, российская. Очень одарённый музыкант.
Посмотреть можно здесь:            Злата Чочиева
     21:11 05.05.2013
То, что это известная пианистка, я, конечно, знаю (наслышан). Но я с ней не знаком.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама