Произведение «Обонятельная историйка»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Приключение
Темы: МастердуриансапожныхСиам
Сборник: Из тетрадки Белой Магини
Автор:
Баллы: 36
Читатели: 1098 +2
Дата:

Обонятельная историйка

      Лифт не работал, и она стала подниматься на седьмой этаж по лестнице. Пальцы правой руки склеились и как будто уже принадлежали не ей, а пакету с продуктами. Останавливаться и перекладывать пакет в другую руку она не захотела – на первом этаже бесформенной невидимой массой висел специфически-зловредный кошачий запах. «Хуже только дуст пахнет, которым раньше посыпали пол в туалетах…лет сто назад…какая-то память предков – не то человеческих, не то собачьих». По китайскому гороскопу она была Собакой. И обоняние её не подводило никогда.
      Второй этаж выплеснул дух гречневой каши – домашний, тёплый. Для неё это был запах из прошлого. Запах неуверенности в себе и запах… свекрови, потому что буквально после недельного знакомства будущий муж пригласил её к себе домой на воскресный обед, а ей показалось - на придирчиво-измерительные смотрины и, в недалёкой перспективе, вторая мама подала тогда на гарнир гречку.
      С третьего этажа спустилась брюнетка, прошла мимо. Шлейф сладкого и довольно тяжёлого аромата потянулся по лестнице. Осторожно ступая, как будто могла повредить невесомую ткань запаха, она проговорила про себя рекламку, засевшую зачем-то в памяти: «Мускус и амбра с нотками сандалового дерева и пачули...». Ей нравился совсем другой аромат – лёгкий, с едва ощутимой горчинкой, она искала его долго, как и мужчину своей мечты, а когда нашла, то сразу поняла – это он! Иногда знакомые женщины спрашивали, какие у неё духи, но это был секрет, и она, театрально покачивая головой и хитро сузив глаза, отвечала, тем не менее, честно: «Тайна!»
      На площадке четвёртого этажа курил мужчина. Запах табачного дыма напомнил ей давнего друга, любителя женщин, модных брендов, вина, и она подумала, что хороший дорогой табак был его визитной карточкой и приманкой для красавиц, волей случая оказавшихся в ореоле мужского обаяния, когда цейтнот прижимал их где-нибудь в лифте или в вагоне метро.
      Она поднялась этажом выше и улыбнулась: здесь царила её бабушка с простым и сытным блюдом – мятой картошкой. Мятость получалась у бабушки лихо: кастрюля с горячей, только что сваренной картошкой, приправленная обжаренными на масле морковкой и луком, закрывалась крышкой и резко встряхивалась несколько раз. Все на свете кио умерли бы от зависти, увидев бабушкин фокус с открыванием кастрюли: из неё вырывался джинн из ароматнейшего пара и немедленно материализовывался в большущей миске белой горой с оранжево-жёлтыми вкраплениями...
      «Знал бы прикуп – жил бы в Сочи», – вот уж точно! Как там растут прямо из асфальта пальмы, как развеваются на окнах занавески и какой витает запах – сочинский, фирменный, неповторимый и сложный, чуть-чуть похожий на этот, встретивший её на шестом этаже! Купаж болгарского перца, растительного масла, томата, приправ по вкусу и газа, на котором всё это подолгу варилось, чтобы превратиться в заготовку на зиму с очень летним названием – лечо...
      На седьмом этаже она подошла к нужной двери, позвонила, ей открыл сапожных дел мастер, которому она всегда отдавала обувь в ремонт. Расплатившись, она попыталась запихнуть сапоги с подклеенной подошвой в пакет, резко дёрнула за одну ручку, порвала её, заторопилась, кое-как свернула сапоги, положила их прямо на сырно-колбасный набор и, в раздражении приподняв хилый пакет, прижала его к себе, как живое существо. Спускаясь, она считала ступеньки и постоянно ощущала острый синтетический запах клея, от которого у неё начала немного болеть голова.
      Освободившись из подъездного плена, она порадовалась свободе, сырому запаху асфальта, жухлой травы и холодного бетона и представила, как, вернувшись домой, сварит себе кофе. Потом, усевшись поудобнее, она будет читать про англичанина Льюиса, чьё имя в переводе значит «прославленный боец», и про его отважные путешествия. Самым любопытным будет рассказ о Сиаме XIX века. Когда дело дойдёт до описания аромата удивительного фрукта – дуриана – она, выдохнув, прочтёт: «Это сродни поеданию селёдки с сыром с плесенью над открытым канализационным люком», – и ничуть не удивится, когда, сделав глоток кофе, в ту же секунду почувствует запах бананов, сыра, сливок, ванили и клубники.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:17 14.12.2014
Неплохо.
Но вот людям с тонким и чувствительным обонянием не завидую. Наша жизнь, увы, не вечно цветущий сад. Приходилось наблюдать, как они, бедные, страдают. И особенно, как было правильно подмечено в комментариях, жители городских трущоб. И особенно те из них, кто ханжа по своей природе.
     14:58 16.10.2014
Люблю  запах  леса,  сена  и  чистого  тела!  Городские  запахи  не  приемлю.  Запах  коровы,  лучше  запаха  городской  женщины из  коммуналки.
     23:29 18.10.2014
1
Вот уж поистине пиршество запахов. Философия бытия через философию обоняния. И за каждым запахом шлейфом тянутся  воспоминания о чём-то только своём, потому что другому этот запах ничего не скажет. Этажи запахов и лестничные пролёты как временные порталы в другие миры.Калейдоскопом мгновения памяти: фильм о "нюхаче" с ватками в носу.(видели такой?) У него нюх пропал на нервной почве после развода, а потом через год он встретил бывшую жену. И они просто спокойно поговорили. Минут пять. И от счастья  к нему вернулось обоняние. Его глаза не могу забыть.
А у вас выходит чистая поэма. Это как слепой наощупь создаёт в уме картину мира, так и у вас запахи рисуют людей. рисуют нематериальное в грубом материальном мире.  
Вот перечитываю свой коммент на предмет обнаружения ошибок и вдруг краем глаза захватываю ваши строчки о дуриане. И мгновенно становится холодно от омерзения. Я так и не смогла заставить себя взять в рот это... это чудовищное сочетание несочетаемого. "Шельмугровое яблочко" - вот что такое дуриан.
В Таиланде говорят: "Когда падает дуриан, поднимаются юбки у мужчин". Оказывается, у них национальный вид одежды мужчины - юбка. А дуриан - фрукт телесной любви, влечения и вожделения. Запах тел, соития, ароматов гниющих фруктов, влажной земли и специй - вот что такое ароматы улиц в Таиланде. "в ту же секунду почувствует запах бананов, сыра, сливок, ванили и клубники..."
Восьмилетний мальчишка из Сибири ( мы вместе с ним плавали в бассейне), вот он сказал, что любит дуриан. Потому что он напоминает ему клубнику в мороженом с жареным мясом.)))) Точь в точь как примечталось вашей героине.  Значит. значит, всё это так и есть.
В восторге от вашей знойной и пахучей минечки.
     21:23 27.09.2014
Мне понравилось и близко, то, что Вы написали Марта, для меня запахи, тоже значат очень много.
     17:35 27.09.2014
Мне, как Володиному читателю - не понравилось! Фруктово - сапожный набор, из откровенных банальностей...  Скучно, девицы, как говорил Остап! Оценку не ставлю, как всегда.... Марте, трояк с минусом, а уж Толику - два балла, конкретно!
     10:37 26.09.2014
1
мысль, как обычно, не нова, про Зюскинда вам говорили, но обыграть социально это интересно... написано "не вкусно", литературный язык вял и размыт, примеры банальны, как с дустом, так и с сочами... мне, "понравилось", моему читателю - нет...
     13:19 26.09.2014
Крайне редко читаю прозу, но тут с честью одолел все семь этажей и даже спуск вниз, где, в виде бонуса ожидало упоминание о моём любимом Сиаме и дуриане, который я не пробовал. Что сказать. Кое что я бы написал несколько иначе. А в общем и целом, это достойное, цельное произведение, отвечающее, во всяком случае, моему вкусу. Где-то напоминает О.Генри, что-то от Тэффи. Приходят в голову ещё параллели, но те менее явные.
     00:43 27.09.2014
Хорошая зарисовка. Картошку люблю. А это уже пятый этаж/уровень.
Vodka и кофе - hardcore.
"Need a little Stoli vodka
Need it really quick..." пел Купер))).
     20:45 24.09.2014
Вы не читали "Парфюмера"? Или м.б. смотрели фильм?
     15:55 26.09.2014
всё ничего))))) - но вот в Сочи теперь живут только отдыхающие))) - бг)))
так что - "Знал бы прикуп... сдал бы квартиру в Сочи...)))))))))
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама