Произведение «Биармия и Гандвик» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 945 +1
Дата:
«Белое море »
Предисловие:
Из сборника "Другие чудеса и тайны Поморья"

Биармия и Гандвик

 Из далёкого прошлого звучат имена Биармия и Гандвик. Что они означают?  
  По мнению Н.М.Карамзина Биармиею скандинавы называли всю местность от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры. А первое действительно историческое свидетельство о Биармии встречается у «норвежского морехода Отера, который в девятом веке окружил Норд-Кап, доплывал до самого устья Северной Двины, слышал от жителей многое о стране их и землях соседственных, но сказывает единственно то, что народ Биармский многочислен и говорит почти одним языком с финнами».

  В трудах других исследователей термин «Биармия» также упоминается со ссылкой на соответствующие скандинавские источники.

  То есть можно предположить, что авторами исследуемого названия  были скандинавы.
 Где находилась эта загадочная страна?

  Вопрос отнюдь не риторический, поскольку в наши дни имеются исследователи, категорически не согласные с теорией северного расположения Биармии.

  В работе «Основания русской истории. Мифологемы и факты» её автор - А.Л.Никитин, скандинавские термины «Биармия», «Бьярмаланд», земля «беормов», «бьярмы» и т.п., относит… «к побережью Рижского залива («Гандвик») и низовьям Западной Двины («Вины/Дуны»), а под «бьярмами» разумеет «обитавших там ливов (и, возможно, куронов/куршей)».
  Заканчивает свои измышления  этот «борец с мифами» на высокой ноте: «Вместе с тем, определение действительного местоположения и содержания Биармии/Бьярмаланда скандинавских саг переводит все утверждения о плаваниях скандинавов в Белое море и в устье Северной Двины ранее начала XV века в разряд политических спекуляций”.

  Вот так одним росчерком пера г-н Никитин объявил северян «политическими спекулянтами» и «отнял»  у них легенду.
Надо опровергнуть эту инсинуацию. Каким образом?

  Во-первых, перечитав с географической картой в руках, сагу об Олаве Святом.
Записана она  исландским скальдом и прозаиком Снорри Стурлсуном (1178-1241). И  входит в сборник «Круг земной», повествующий о жизни Северной Европы в эпоху викингов и становления скандинавских государств. Именно эта сага явилась источником информации для Ломоносова, Карамзина и других историков, говоривших о Биармии.

Итак, выдержки из главы CXXXIII саги с краткими комментариями автора этих строк.

   Ту зиму Олав конунг провел в Сарпсборге (Сарпсборг — город и коммуна в губернии Эстфолл на юго-востоке Норвегии), и у него было там большое войско. Он послал Карли халогаландца на СЕВЕР страны. Карли сначала отправился в Упплёнд, потом двинулся на север через горы и добрался до Нидароса (Нидарус — третий по населению город Норвегии, расположен в устье реки Нидельвы на берегу Тронхеймского фьорда НОРВЕЖСКОГО моря). Там он взял из конунгова добра столько, сколько тот ему разрешил, и выбрал себе корабль, подходящий для поездки, в которую его послал конунг, а именно — для поездки на СЕВЕР в Страну Бьярмов. Карли заключил с конунгом договор: каждому из них должна была достаться половина прибыли от этой поездки.

  Ранней весной Карли повел свой корабль на СЕВЕР в Халогаланд. С ним отправился и его брат Гуннстейн. Он тоже взял с собой товаров. На корабле у них было около двадцати пяти человек. Ранней весной они отправились на север в Финнмёрк. (Финнмарк целиком расположен за Северным Полярным кругом, омывается водами Баренцева моря. Береговая линия изрезана фьордами, среди которых выделяется Варяжский залив. Финнмарк граничит с губернией Тромс на западе, с Финляндией на юге и с Мурманской областью Российской Федерации на востоке (общая протяжённость границы с Россией — 219,1 км).

  Все лето они плыли (Не совсем правда, поскольку дальше говорится о возвращении обратно при светлых ночах. На севере пик белых ночей приходится на июнь), как позволял ветер. Когда ветер был несильный, быстрее шел корабль Карли и его брата, и они тогда оказывались впереди, а когда ветер дул сильнее, то впереди шел корабль Торира. Они редко оказывались рядом, но каждый все время знал, где другой.

  Когда они приплыли в Страну Бьярмов, они пристали у торжища, и начали торг. (Иван- погост - будущие Холмогоры упоминаются в Уставе 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича о сборе церковной десятины. Этимон - "кальма ваара". Есть версия перевода в статье «О названии Холмогоры»).  Все те, у кого было, чем платить, накупили вдоволь товара. Торир накупил много беличьего, бобрового и собольего меха. У Карли тоже было много денег, и он тоже накупил много меха.

Когда торг кончился, они отправились вниз по реке Вине (Северная Двина) и объявили, что не будут больше соблюдать мир с местными жителями. Потом они вышли в море (всё же не в море, а по-видимому в широкое устье Северной Двины, поскольку дальше идёт речь о приливах и отливах, препятствующих плаванию) и стали держать совет. Торир спросил, не хотят ли они пристать к берегу и добыть себе еще добра. Ему ответили, что хотят, если только добыча будет богатой. Торир говорит, что если поход удастся то добыча будет, но возможно, что поход многим будет стоить жизни.

  Далее описывается грабёж святилища Йомалы и бегство.

  Когда они подошли к кораблям, первыми на корабль сели Карли и его люди, потому что они шли впереди, а Торир далеко отстал и был еще на берегу. Карли и его люди взошли на корабль, убрали шатер и подняли якоря. Потом они поставили парус, и корабль быстро вышел в море.
А Торир со своими людьми задержался, так как их кораблем было гораздо труднее управлять. Когда они наконец подняли парус, Карли со своими людьми уже был далеко от берега. И вот и те и другие поплыли по Гандвику (Белое море).

  Ночи были светлые (то есть август ещё не наступил). Они плыли и днем и ночью, пока Карли и Гуннстейн однажды вечером не пристали к каким-то островам (в устье Северной Двины сотни островов). Они убрали паруса, бросили якоря и стали ждать отлива, так как им мешало сильное течение. (В реках бассейна Балтийского моря, а уж тем более Ладожского озера, отливов и приливов нет. В Северной Двине они воздействуют на судоходство, вплоть до впадения Пинеги. Другие реки севера, впадающие в Белое море для судоходства не пригодны. Есть ещё Мезень и Печора, но о существовании там в указанные времена населённых пунктов ничего неизвестно)

  Тут подошел Торир со своими людьми. Они тоже остановились и бросили якорь..
Торир отвечает, что он хочет, чтобы все они высадились на остров и поделили там добычу. Гуннстейн говорит, что начинается ПРИЛИВ и пора плыть дальше. И они подняли якоря. Когда Торир это увидел, он сел в лодку, и они поплыли к своему кораблю. Карли и его люди поставили парус и были уже далеко, когда людям Торира удалось наконец поставить парус. Они так и плыли дальше. Корабль Карли шел все время впереди. Но и Торир старался плыть как можно быстрее. Так они плыли, пока не достигли Гейрсвера (Гейрсвер, расположен на острове Магеро, недалеко от самой северной точки Европы - мыса Нордкап). Это — первое место, где корабли, ПЛЫВУЩИЕ С СЕВЕРА , могут причалить. Они приплыли туда к вечеру и подошли к причалу. Торир поставил свой корабль внутри бухты, а Карли и Гуннстейн причалили ближе к морю.

  И когда Гуннстейн со своими людьми подошел к Ленгьювику (провинция Финнмарк), они причалили к берегу и сошли с корабля. Немного погодя туда же пристал Торир со своими людьми. Они тоже сошли на берег и бросились за теми.
Они вывели корабль во фьорд, прорубили в нем дыры и потопили его. После этого Торир со своими людьми вернулся домой в Бьяркей. (Бьяркёй — коммуна в губернии Тромс в Норвегии. Административный центр коммуны — город Бьяркёй. Находится на побережье Баренцева моря).

   Гуннстейн и его люди стали пробираться домой, как могли. По ночам они переправлялись на небольших лодках, а днем прятались на берегу. Так они пробирались, пока не миновали Бьяркей и не выбрались из владений Торира.

  Гуннстейн отправился сначала домой на остров Лангей. Он пробыл там недолго, потом поплыл на юг и не приставал к берегу, пока не приплыл в Трандхейм (Тро;нхейм (норв. Trondheim (инф.), также Trondhjem; юж.-саамск. R;ante, историческое название Нидарус норв. Nidaros) — третий по населению город Норвегии, расположен в устье реки Нидельвы на берегу Тронхеймского фьорда Норвежского моря. Там он пошел к Олаву конунгу и рассказал ему о том, что произошло во время их похода в Страну Бьярмов.

  Вывод из содержания саги: послать в начале XI века викинга с берегов Норвежского моря, вокруг Скандинавского полуострова, под носами сотен шведских, датских и бог знает ещё каких конунгов в Балтику, позволить ему вернуться с добычей целым и невредимым с Ладоги, можно только в сказке.
  Если в саге написано о путешествии на СЕВЕР, о городах и весях Северной Норвегии, приливах и отливах, то прочитать иное, или не заметить написанное, невозможно.

  Отплыли викинги из Финнмарка (сейчас побратим Архангельска), по-видимому, в начале лета. От мыса Норд-Кап до горла Белого моря не так уж и далеко. Поэтому они МОГЛИ возвращаться обратно при светлом полярном дне.
   О Холмогорах в данных комментариях сказано, как о потенциальном преемнике селения с торжищем, на которое МОГЛИ попасть варяжские гости. Устав Святослава Ольговича лишь говорит о существовании уже в  1137 году населённого пункта с церковью, то есть уже имеющего немалую историю.

Итак, на основании деталей, приведённых в  саге об Олаве Святом можно говорить о северном расположении фантомной Биармии. Более точно – в устье Северной Двины.
Ещё одно подтверждение эта версия получила после обнаружения в окрестностях Архангельска в 1989 году так называемого Архангельского клада, включающего 1915 монет (более 90% германской чеканки X-XII веков) и около 20 ювелирных украшений, в том числе древнерусского и скандинавского изготовления.
  В 2004 году при реставрации Гостиного двора в Архангельске был обнаружен клад, включающий скандинавское вооружение X века – четырнадцать мечей, шесть арбалетов, лук со стрелами, два боевых топора, булаву, кистень, два щита и два шлема.
Возможно, воины Торира Собаки бросили?

  Таким образом, аргумент об отсутствии артефактов, подтверждающих плавания викингов по Белому морю в указанные века, у противников теории «Северной Биармии» был изъят.

    Где, в каком месте могло находиться ограбленное викингами святилище Иомалы?
   Поискам его  посвящено небольшое исследование автора этих строк («Йомала Кур-острова» http://www.proza.ru/2012/01/30/8 )

  Второй интересный вопрос:  этимология, то есть происхождение названия «Биармия».

  Подсказка вроде бы приведена в упомянутом выше труде Н.М.Карамзина:  «Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии». К сожалению, историк не привёл каких-либо аргументом в обоснование этого утверждения.

  Возможно, следует вспомнить, что примерно в те же времена (с XI века) территорию, на которую скандинавские саги помещали Биармию, русские называли Заволочьем. А не тождественны ли  эти понятия?

  На прибалтийско-финских языках выражение «земля за чем-либо», «за волоком» обозначается словосочетанием pera maа.
     Пришедшие в бассейн Северной Двины новгородцы спрашивали у местных жителей – предков  современных саамов, финнов и карел,- как называется  ваша земля,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:24 24.04.2015 (1)
сколько интересного узнала!
Про арабский габат интересно)) И вообще- масса полезностей в ваших работах Спасибо!
     21:59 24.04.2015
Благодарствую!
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама