Произведение «Осеннее»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 32
Читатели: 544 +1
Дата:

Осеннее

О, какие длинные, безрадостные ночи. Осенние ночи, ночи философов. Вы смеетесь? Не надо. Это правда. Весенние, летние, даже зимние ночи – это ночи влюбленных и поэтов. Осенние ночи созданы для размышлений, и, как дождь барабанит по крыше, так в вашей душе стучит «Кто я? Что я?»

Часы отрезают время, вздыхая. Это старые часы, им жаль отрезать время, ибо уходит и их век, но у них нет другого выхода. «Кто я? Что я?» отстукивают они. Что они? Кусок старой жестянки с намалеванным циферблатом. Хорошенько шмякнуть об пол – и замолкнут навсегда! Но вы стираете с них пыль, бережно обходя каждую зазубрину. Они вам дороги. Это ваша память. Странная штука. Зачем она нужна? Это она крадет сон, неслышно, словно кошка, обнимая вас лапами. Вы вспоминаете все: ласку, обиду, боль, радость, звуки, запахи, прикосновения. И чем ярче память, тем яснее, что она взяла с собой самое лучшее. Молодость.

О, да, несомненно, впереди еще много хорошего. Жизнь, тихие радости, пресловутая мудрость, которая должна сопутствовать годам. Но хорошее не значит лучшее. Стан тяжелеет и с ним не подняться в сияющий полет.

В осенние ночи хорошо творить. «И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге». Вы отжимаете свое воображение как мокрую простыню, и капли его рисуют на бумаге причудливый узор. Вы на минуту рассекаете реальность. Вы – царь.

Царствуете вы недолго. До последней точки своего творения. Всему на свете приходит конец. Это единственная непреложная реальность.  И мы убегаем от нее в романы, повести, новеллы, очерки, рассказы, так же, как когда-то убегали в любовь.

Вы знаете самый короткий рассказ на свете? В нем всего шесть слов. Его написал Хемингуэй на спор, когда ему доказывали, что нельзя написать рассказ в несколько слов, так чтобы в нем были завязка, развитие, кульминация и развязка.

Хемингуэй написал такой рассказ  и до конца жизни гордился им.

Вот он: «Продаются детские ботиночки. Даже не надевали.»

Что время? Что наши раздумья в осенние ночи, что наше творчество и воображение  когда стоит на ветру старушка и держит на ладони ненадеванные детские ботиночки?..
И глаза ее сухи, но кто высушил их – ветер, боль или бедность никто не знает…

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:44 09.02.2018
Осень - это моё любимое время года. Не знаю, как там для других, а слова "В осенние ночи хорошо творить" - это почти про меня... И первый свой более-менее серьёзный рассказ я написала в октябре, и после длительного перерыва вернулась к литературе именно осенью. Не знаю, может это совпадение...
     23:15 27.04.2016
-1
Вот так, по ошибке нажал "не понр."! По ошибке, поверьте Ляман! Так впечатлили последние строки этой миниатюры. Такие высокие размышления и вдруг старушка! Что это, специально - с небес на землю? Да, есть над чем задуматься...
Реальность побеждает...
Я, Ляман, чтобы реабилитироваться, посвящаю Вам композицию "Я больше не летаю..." - в продолжении темы реальности.
Загляните ко мне в "Ангел", я там ее разместил.
Еще раз извините, сам не знаю как на клавишу "не понр" нажал! Бес попутал, не иначе...
     20:50 05.11.2015 (1)
2
«Кто я? Что я?» отстукивают они.

Н-нет... У Толстого иначе: "Кто ты? Что ты?" И помните, где?
     21:11 05.11.2015 (1)
Помню, конечно .Gnothi seauton
Спасибо, Александр. От души!
Я знала, что вы откликнетесь и знала, что именно здесь.

Я специально не написала как у Толстого.

Во-первых, нельзя, естественно, а во-вторых, да простит меня Бог, не люблю Льва Николаевича. Уважаю, но не могу, не люблю.
     22:17 05.11.2015 (1)
2
Не... Толстого нельзя не любить.
Человечище же.
Смотрели ли Вы фильм Кайдановского по повести Толстого?
     22:28 05.11.2015 (1)
Это "Простая смерть"? С Приемыховым? Да.
Мне интересен Кайдановский, непонятен, но интересен. Он манит.
Но, вот хоть убейте, Александр, не люблю Толстого. Не мой.
Я сейчас засмеялась Заговорила точно как Л.Н. в дневнике написал после женьтьбы: "Тяжко. Не она."
Так вот и я . Не мой.

А Чехова очень люблю. Могу перечитывать постоянно.
     23:34 05.11.2015 (2)
2
Чехова любить легко. Легко любить Пушкина.
Как Чайковского и Моцарта.
Толстой - это Бах.
Многие думают, что любят Баха. Между тем, по известному выражению, любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении. Кто способен смотреть в том же направлении, в котором смотрел Бах? В том направлении, в котором смотрел Толстой? Никто. И не потому что гении. Чехов и Чайковский, Моцарт и Пушкин - тоже гении...
Но иногда (иногда), читая Толстого, на какой-то отдельный неуловимый миг мы устремляем свой взор туда же, куда смотрел и он. Вот в эти минуты мы его и любим.
Нельзя не любить Толстого.
     11:37 06.11.2015 (1)
"Нельзя не любить Толстого". -Почему собственно нельзя?
Вот Лев Николаевич  не любил Шекспира (которого по тем же соображениям тоже "нельзя не любить"). И не только не любил, но считал его посредственным писателем. При этом исписал горы бумаги, чтобы доказать эту свою неприязнь.
Не существует такого императива "любить".
Таким образом, Александр, Вы лишаете личность ее неотьемлемого качества-субьективности.
     11:45 06.11.2015 (1)
2
Здравствуйте, Борис.
С наступающим праздником.
     11:58 06.11.2015 (1)
Спасибо, Александр.
Но я не считаю обязательной любовь к  этому Великому
Празднику, и поэтому не поздравляю в ответ.
     13:12 06.11.2015 (1)
2
Праздник теперь называется Днём примирения и согласия.
Впрочем, не считаете и ладно.
     14:03 06.11.2015 (2)
1
День примерения и согласия был вчера.
А наступающий праздник, он как  был,
так и остался Днем Великой Октябрьской Революции.
Государственным праздником в настоящее время не является.
Разве речь шла о Льве Толстом, как зеркале русской революции?
     16:38 06.11.2015 (1)
Днем Великой Октябрьской Революции.

Как это так. Огорчён. ВОСР - это Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
     17:59 06.11.2015 (1)
1
Конечно, Социалистическая. Чувствуется партийная закваска. Откровенно говоря- хотел исправить(вернее добавить), но подумал, что Александру Красилову это все-равно. Но если бы я писал в какое-нибудь партийное издание, которое бы вы редактировали- я бы не пропустил.
"Вы не считаете октябрьскую революцию социалистической?"- пришлось бы обьясняться.
     18:19 06.11.2015 (1)
А я, было, решил, что автор Борис Березин отвергает одно из определений революции.
ВОСР ещё расшифровывалось так: Всесоюзное Общество Слепых Рационализаторов.
     18:43 06.11.2015 (1)
Возможно, что и так расшифровывалось, но если бы   так расшифровал Александр Зарецкий, будущий автор фабулы, где-нибудь в 1982г., это стоило бы ему карьеры.
Это он сейчас такой  смелый.
Борис Березин- тоже будущий автор фабулы сказал в 1978 г. во время студенческой попойки,
что половину ЦК вообще расстрелять нужно. Народ аж протрезвел. Но пронесло. Повезло наверное.
Кстати, он оказался не далек от истины.
     19:00 06.11.2015 (1)
Эта шутка из семидесятых. К юбилею очередному придумали.
Я никогда не боялся рассказывать любые анекдоты или острить на такие темы.
     19:10 06.11.2015 (1)
Кстати, он оказался не далек от истины.

Кого это расстреляли. Самострелы были. Из окон прыгали.
     19:22 06.11.2015
Кстати, сами большевики до конца 20-ых говорили "Октябрьский переворот".
И были правы. С захватом власти социалистическая  революция не совершается, а только начинается.
     14:15 06.11.2015 (1)
2
Не. Вчера никакого Дня не было. Вообще. Кроме дня рождения Ксюши Собчак.
А вот 4 ноября был День народного единства. Единство и примирение - это разницы. Ну, по крайней мере, в представлении наших госдеятелей.
     14:28 06.11.2015 (2)
Да, позавчера, это я дни перепутал.
Но 7 ноября таким днем не является.
Революция по определению не может быть днем примерения.
Ни русская, ни французская, ни даже английская,
которую по сравнению с первыми двумя вполне можно считать бархотной.
Откровенно говоря я до этой минуты считал,
что День народного единства, это и есть день примирения и согласия.
     14:36 06.11.2015 (1)
Все-таки мне интересно, почему нельзя не любить Толстого,
и далее, почему Баха любить легче, чем Моцарта?
Моцарт тоньше, чем Бах.
Баха наверное следует сопостовлять с Вивальди, но никак не с Моцартом.
     15:01 06.11.2015 (1)
2
почему Баха любить легче, чем Моцарта?
Наоборот. По крайней мере, я написал прямо противоположное.
     15:09 06.11.2015 (1)
Да, извините. Вы написали, что Моцарта любить проще.
Это у меня описка.
Так все-таки почему?-Моцарт сложней, чем Бах.
Его простота обманчива.
     15:35 06.11.2015 (1)
2
Почему, почему...
Патамушта!
Вот.
     15:48 06.11.2015
Да, Александр...
Гугл не даст ответы на эти вопросы.
Он всего лишь электронный справочник.
(шучу). Нет здесь обьективных критериев-
что проще любить, а что сложнее.
Что можно не любить, а что нельзя.
Это хрестоматийные представления.
Или лучше сказать "нормативные"?
Но это, как Вам больше понравится.
     14:36 06.11.2015 (1)
2
Революция по определению не может быть днем примерения.
Ну, это там где-нить... у других - не может. А у нас... у нас "особенная стать" и т.д.
     14:51 06.11.2015
Там могут сделать проще-обьявить французскую революцию
мифом, сфабрикованным скажем масонами.
Сейчас во Франции появилось можно сказать
историческая школа, где считают, что Жанна д,Арк-это вымышленный исторический персонаж.
И это мнение не является маргинальным.
Действительно, на пл. Бастилии сидят люди, пьют хорошее пиво и закусывают. Никакой там Бастилии нет,
никакой гильотины. И всегда так было.
     09:57 06.11.2015
Спасибо, Александр.
Да, возможно вы правы. Скорее, даже не возможно, а правы. Толстого надо понять, войти в струю света. Поймать тот неуловимый миг.
Видно пока не дано мне. А может и не будет дано. Не знаю.
Вот Чехова могу с 10 лет перечитывать, как говорится "вдоль и поперек", а Толстого не могу. Единственный автор (ЕДИНСТВЕННЫЙ!!!) сочинения по произведениям которого я писала не сама, а просто, простите тупо переписывала их из учебников.
А миг...
Вы знаете. вот его "Азбуку" могу перечитывать. На "Азбуке" Толстого иногда появляется ощущение тихой ласки. Няня моя, полька, говорила - "неженья-маженья" души.
     00:07 06.11.2015 (1)
Ляман! Очень поэтично, трогательно и красиво. Как все, что ты творишь. Читаешь и наслаждаешься. Но - пока не задумаешься. Ключевый эпитет, сразу царапающий душу - безрадостные (ночи). Мне кажется, что это у тебя минутная, временная печаль. В действительности же нет прекраснее поры, чем осенняя. Радость ее в том, что с опаданием листвы  приходит прозрачность леса, позволяющая видеть далеко-далеко вокруг. Ни весной, ни летом этого не получится. И только к осени созревают плоды, и наступает зрелость ума. Понимание и проникновение в суть вещей, то, что мы называем мудростью. Нет выше наслаждения, чем это. Не зря ведь установлено, что мозг созревает, становится "спелым" - только в 75. А ты еще пока зелена и все - впереди. И ясные, теплые, солнечные дни, и бурные страстные ночи. Так что, как поется в песне, "грустить не надо". Хотя грустинка очень украшает твое творчество.  
     09:52 06.11.2015 (1)
Спасибо, Евгения. Я и не грущу, просто осенью на меня нападает хандра. Больше чем в любое другое время года.
К тому же внезапный уход моего питомца радости не добавил.
Насчет прозрачности леса я согласна. "Падают. падают. падают листья. Н у и что, зато прозрачней свет".
А вот насчет созревания мозга в 75 не знала. А почему же тогда многие великие люди творили в ранние свои годы и создавали гениальные вещи. а к 75 годам уже отправлялись на покой.
Папе моему будет 75. Он еще достаточно бодр, слава Богу. Но я уже вижу. да и он сам это отмечает признаки дряхления. Тихие. но верные. Папа даже 60-65 лет, не говоря уже о более раннем возрасте был совсем другой.
Не знаю. Подумаю над твоими словами. Они очень интересны и глубоки.
Спасибо тебе огромное.
     14:39 06.11.2015 (1)
Ляман!По современным данным интеллект созревает к 75. (это средне статистическая цифра)   Старость   ускоряет болезнь.   А ты еще как та березка стройная и молодая,что   радует за  моим окном.. Все в  жизни еще впереди. Помнишь, у моего любимого Тютчева- мудрый совет:
Живя,умей все пережить
Печаль и радость,и тревогу.
Чего желать? о чем тужить?
День пережит -и слава Богу.
К сожалению -для нас -это не всегда реально.
А вот тебе притча: Три старых друга  говорили о радостях  юности и тяготах старости. "Ах,-стонал один,-мои ноги не слушаются меня,я еле   их передвигаю" "Ты прав,--сказал другой-,у меня силы капля за каплей уходят в песок" А третий друг,мулла ,не менее дряхлый,-покачал головой "Не понимаю,о чем вы говорите?  . Я такой же сильный,как и 40 лет назад" Друзья ему не поверили  "Не смейтесь,   это  именно так. Как раз вчера я получил доказательство этому. В моей спальне с незапамятных времен  стоит дубовый  шкаф. Сорок лет назад.,.я попытался поднять его. И что же   вы думаете? Я не смог приподнять его. Вчера пришло мне в голову опять поднять шкаф. Я изо всех сил пытался сделать это. Но опять мне это не удалось. Это ясно доказывает только одно:я такой же сильный,как и много лет назад."
Я хоть немного повеселила тебя?
     15:57 06.11.2015
Конечно, Женечка. Чудная притча. Великолепная.Спасибо огромное.

Женечка, меня больше всего поразило (я прямо застыла перед телевизором), когда показали, что багаж (весь!) в целости и сохранности приземлился на месте крушения(с ним ничего не стало).
И среди багажа, (был такой кадр) на первом плане стоят сиротливые детские сандалии.
Я сразу эту историю с Хемингуэем и вспомнила.
Я не плакала, я так и застыла перед телевизором. Даже эти сандалии во сне потом видела.
     15:13 06.11.2015 (1)
Грустно очень. Красиво, но...
Не осень виновата.
Есть еще философия любви, философия жизни. Память играет здесь большую роль, но она - придаток. придаток к будущему, которого нет, если нет памяти.
     15:55 06.11.2015
Спасибо вам, Анна.
"Берегите воспоминания, они сохранят вам память", - говорил сатирик Михаил Генин.

Со временем понимаешь справедливость этого утверждения.
     21:05 05.11.2015 (1)
"У природы нет плохой погоды..."  Каждый день отнимает у каждого из нас что-то важное  - близких, возможности, надежды, любовь... Но время прибавляет мудрость  и духовную силу.
Творчество - вот что даёт энергию и силы для жизни...
Мне нравятся эти строки Экклезиаста:
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
Время рождаться, и время умирать;
Время насаждать, и время вырывать посаженное;
Время убивать, и время врачевать;
Время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться;
Время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни;
Время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять;
Время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать;
Время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть;
Время войне, и время миру."
     21:14 05.11.2015
Спасибо, Наташенька. Мудрые строки.
Спасибо.
     19:09 05.11.2015 (1)
1
"For sale: baby shoes, never used" - "Продаются: детские ботиночки, неношеные". Это гениальный рассказ из 6 слов.
Ваш рассказ подлиннее, но не менее хорош...
     19:58 05.11.2015 (1)
1
Да, Юрий. Это самый короткий рассказ в истории. Но в нем все.

Спасибо вам.
     20:10 05.11.2015 (1)
1
Хемингуэй заключил спор, что напишет очень короткий рассказ, способный растрогать любого читателя. См.выше.)))
Американский писатель О. Генри выиграл конкурс на самый короткий рассказ, который имеет все составляющие традиционного рассказа - завязку, кульминацию и развязку:
"Шофер закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года".
Англичане тоже организовывали конкурс на самый короткий рассказ. Но по условиям конкурса в нем должны были быть упомянуты королева, Бог, секс, тайна. Первое место присудили автору такого рассказа:
"О Боже, - воскликнула королева, - я беременна и не знаю от кого!"
B конкурсe на самую короткую автобиографию победила одна пожилая француженка, которая написала:
"Раньше у меня было гладкое лицо и мятая юбка, а теперь - наоборот".
     20:31 05.11.2015 (1)
1
О, Юрий, я могла бы продолжить этот своеобразный перечень, но соображения этики и  морали не дают мне это сделать.
Самым гениальным ответом был ответ 120-летней француженки на вопрос о морщинах. Возможно, вы знаете его. Тогда мне не придется приводить его вообще.
     20:37 05.11.2015 (1)
И что же неэтичного и аморального в приведённом перечне победителей вполне официальных (кроме неофициального спора Хэмингуэя) конкурсов?  
Всё вполне безобидно и остроумно, на мой взгляд.
А про одну морщину - это вообще классика.)))
     20:41 05.11.2015 (1)
1
О, ну, значит слышали!
Да, ничего сверхъестественно аморального нет. Просто, ну мало ли....
     20:44 05.11.2015 (1)
Тогда я с вашего позволения удалю свои комментарии.
     20:46 05.11.2015 (1)
Зачем? Они остроумны и замечательны.
     20:46 05.11.2015 (1)
Ну, мало ли...
     20:48 05.11.2015 (1)
1
Ах, Юрий! Вы бесподобны! Ничего не удаляйте, все прекрасно!!!
Я фамилию этой француженки 120-летней никак вспомнить не могу. Она не так давно умерла.
     20:51 05.11.2015 (1)
Её звали Жанна Луиза Кальман. Необычайно остроумная женщина.
Она лично знала Ван Гога.
     21:12 05.11.2015
1
Ой, спасибо. Да, именно, Кальман. У меня все в голове крутилось - Кальмар, Инмар
     16:19 05.11.2015 (1)
2
Что наши раздумья в осенние ночи, что наше творчество и воображение  когда стоит на ветру старушка и держит на ладони ненадеванные детские ботиночки?.

Потрясающе. Ты все сказала этой строкой. Спасибо тебе за откровение.
     19:07 05.11.2015 (1)
1
Спасибо тебе, Танечка, милая.
     19:30 05.11.2015
2
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама