Произведение «Ток в катушке»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Темы: школа
Сборник: О былом.
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 439 +1
Дата:
«Ток в катушке»
Предисловие:
Маленькое предисловие: В 1965 году в некоторых городах нашей страны, в том числе и Петрозаводске, в порядке эксперимента, провели реформу образования в школах. Базовое образование сделали восьмилетним, а с девятого класса, образование стало профильным.    Появились классы стенографистов, физиков и прочих специальностей.
   Я с детства увлекался радиотехникой, поэтому естественно продолжил учебу в радиотехническом классе.  Технические дисциплины нам преподавали, в отличие общеобразовательных предметов, на достаточно высоком профессиональном уровне.
   После окончания школы те, кто сдал экзамены по техническим дисциплинам, получали кроме общеобразовательного аттестата, удостоверение монтёра третьего разряда по ремонту средств связи.
    Эта миниатюра – зарисовка одного урока моей учебы в таком девятом классе:

Ток в катушке

– Мам! Я в школу пошел.
– А помойное ведро вынес?
– Так урок же через пятнадцать минут.  
– Ну что с того?  Школа в соседнем дворе, успеешь.

    Взяв ведро, поплёлся к помойке. По дороге задумался из чего сделать корпус к самодельному осциллографу, который я собирал уже неделю. В соседнем дворе крышу сарая железом кроют. Может с остатков умыкнуть кусок, пока у них перекур? Попрошу Зайчика (Вовка Зайцев), пусть отвлечёт мужиков разговорами. За думами вхожу в класс. Зайчик уже на месте, на последней парте у окна.

– Ты что офанарел? Зачем помои в класс притащил? Ой, не могу. Ну, ты Тимка даёшь. Опять в облаках витаешь?

    Вокруг раздался смех. Развернувшись, опрометью рванул из класса. Естественно на урок опоздал. У доски стояла физичка. Ребята её не любили. Часто срывалась на крик, предмет преподавала косноязычно.  Иногда читала урок с учебника. Было такое ощущение, что в пединституте она была троечницей.
Извинившись, прошел на своё место рядом с Зайчиком.

– Что за тема?

– Фигня. Про индукцию и возникновение тока в проводниках.

– Действительно мура, ничего нового. Давай в морской бой сыграем.

– Давай, рисуй.

    Нарисовали, условившись, что корабли будут только прямые.

– Е-5.- Мимо.

– Д-6. – Попал.

– Тимонен, чем занимаетесь? Опять играете?

– Нет, я все слышал, о чем вы говорили.

– Вряд ли. Сейчас проверим.  

   Взяв в руки катушку обмоточного провода типа ПЕЛ 0,15, физичка стала тыкать в отверстие стержень.

– Что я делаю?

– В дырку палкой тыкаете, туда - сюда - обратно, зачем-то.

   В классе  дружный смех. Очень у нас смешливый класс попался.

– Не в дырку, а в отверстие катушки с проводом. И не чем то, а намагниченным стержнем. Ставлю вопрос конкретнее:  «Возникает ли в катушке ток?»

– Конечно, нет. С чего бы ему там возникать, непонятно.

– Ставлю двойку в журнале. После урока подойдёшь с дневником. Сядь на место.

   После урока, выждав, когда все выйдут на перемену, подхожу к преподавателю.

– У меня к Вам предложение. Вы исправляете мне оценку в журнале на пять, и ставите такую же в дневнике, а я никому не буду говорить, что вы оказались неправы.  
Как преподаватель физики, Вы должны знать элементарные вещи. Например, то, что непременным условием прохождения тока, в нашем случае в катушке, является замкнутая цепь на проводник, или на нагрузку в виде сопротивления, которая этот ток уменьшает. К Вашей катушке никакой нагрузки прицеплено не было. Значит, ток в катушке возникнуть не мог. Микро-токи Фуко на уровне школьного курса физики в расчёт не принимаются. Если не согласны, то пойду к директору доказывать свою правоту, а на следующем уроке встану и объясню классу свою точку зрения. Всё равно вы мне двойку зачеркнете.

   Помолчав немного, преподаватель зачеркнула двойку в журнале, и рядом поставив пятерку, вышла из класса, хлопнув дверью. Про пятерку в дневнике я больше при следующих с ней встречах не заикался. Оба мы делали вид, что ничего не произошло.  По итогам года, несмотря на неоднократные тройки и иногда двойки, мне по физике поставили пять.
 
Прошло много лет, я уже дедушка, но мне до сих пор неудобно за свой шантаж.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама