Произведение «Как помирить буквы. Глава 20»
Тип: Произведение
Раздел: Для детей
Тематика: Сказки
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 717 +1
Дата:
«Урок 13»

Как помирить буквы. Глава 20

Парень в красной шляпе и жёлтом костюме взмахнул молотком:
– При- вЕЕЕт! –он произнёс слово по слогам, сильно выделяя второй слог.
– Здравствуйте! – в два голоса поприветствовали его дети, а животные наперебой закричали:
– Гав! Р-р-р! Цок-цок! Мяу-мяу!
– Я люблю стучать по гласным, тогда они произносятся сильнее. Это называется ударением, – сказал Ударный Мастер.– Запомните: гласные бывают ударные и безударные.
– Понятно,– заявила Ваня.–  Мы только что проверяли безударные гласные  проверочным словом.
– При проверки безударных гласных нужно подбирать слово, чтобы гласная буква в нём стояла под ударением. Вы всё сделали правильно, даже не зная правила. Я очень рад познакомиться с такими смышлёными малышами!

Таня посмотрела на незнакомца и произнесла нараспев:
–  ПрИИИ-вет! При-вЕЕЕт! Если выделить первый слог, то получится непонятное слово, а если выделим второй слог, то всё ясно. Значит, ударение падает на второй слог, так?
– ПривЕт! ПривЕт! ПривЕт! – закричали звери на разные голоса, выделяя и протягивая гласный звук (е) во втором слоге.

Ударный Мастер улыбался и радостно кивал головой.
– ДЕЕЕти! – закричал Ваня.
– ЦветЫЫЫ! – сказала Таня, посмотрев вокруг.
– ШИИИшка! – произнёс Рыжик.
– МЯЯЯсо! – облизнулся Бобик.
– МолокООО! – промяукал котёнок.
– ДрУУУжба! – провозгласил Шишкун.
– Все поняли, как ставить ударение, молодцы! – сказал Ударный мастер.

– В слове «котёнок» гласную букву в первом слоге мы проверили: котёнок- кООт.Гласная буква в третьем слоге безударная, – нерешительно произнесла Таня. – Но я не смогла подобрать к ней проверочное слово. Котёнок- кот,котята, кошки, кошечки. Не получается.

Дети вопросительно посмотрели на магистров и принцессу.
– В словах не всегда можно проверить безударную гласную, –  сказал магистр Гласик.
– Как же правильно написать слово? – поинтересовался Ваня.
–  Правописание таких слов нужно посмотреть  в словаре*, – сказала Уста.

Она взмахнула рукой, и дети переместились в  большой зал, заполненный стеллажами**, на которых стояли ровными рядами книги.
– Какая большая библиотека! – воскликнула Таня, поворачивая голову из стороны в сторону.
– В библиотеках находятся разные книги: и сказки, и рассказы, и научные книги, и словари. Пройдем к стеллажу, где расположены словари и энциклопедии.

Принцесса подвела детей к большому стеллажу, над которым красовалась надпись «Энциклопедии и словари».
Она прочитала названия на корешках и аккуратно вынула книгу.
–Словари бывают разные, но во всех информация расположена в определённом порядке. Вот это орфографический словарь, – девушка показала обложку, где крупными буквами выделялось название.
– Ор-фо-гра-фи-че-ский сло-варь, – по слогам прочитали дети незнакомые слова.

Предупреждая их вопрос, Уста пояснила:
– Здесь показано правильное написание слов с ударением.
Принцесса открыла книгу, и дети увидели слова, расположенные в два столбика на странице.
– Как много слов! – воскликнул Ваня.
– Я не смогу так быстро их прочесть, чтобы найти нужное слово, – огорчилась девочка.– Ещё быстрее нужно учиться читать?!

Таня посмотрела на принцессу, надеясь, что она развеет её сомнения.
– Ты и так уже очень быстро читаешь! – успокоила Таню учительница. – Я помогу вам сейчас найти нужное слово, ведь вы должны помочь  котёнку, не так ли? А потом отправимся в одно интересное место.

Дети переглянулись, радуясь новому приключению, а потом сосредоточенно и серьёзно посмотрели на принцессу, ожидая продолжения рассказа.
– Все слова расположены в определённом порядке, о котором вы узнаете чуть позже. Смотрите, вот слова на букву «а»,– девушка перевернула несколько страниц.
– Вот слова на букву «о», – ещё несколько страниц перевёрнуты.
– А нам на какую букву надо искать слово, не забыли?
– Нет! Нет! – закричали брат с сестрой. – Нужно найти букву «ка».
– Вот она, буква «ка».

Дети внимательно посмотрели в книгу и начали шевелить губами, читая слова про себя.
– Кот, коты, котёнок, – слышался шёпот, а потом радостный крик:
– Ко-тё-нок!
– Итак, что вы поняли? – спросила Уста.
– В этом слове безударная гласная в третьем слоге «о», – сообщила Таня, Ваня утвердительно кивнул.

– Правильно! Идём на полянку?
– А можно узнать кое-что? – прошептала Таня, но принцесса её услышала:
– Конечно, спрашивай!
– Я поняла, что в словарях можно посмотреть то, чего не знаешь, а что такое эн-цик-ло-педия?
– Ах, какая любознательная девочка! – засмеялась Уста. – Энциклопедия, это тоже словарь, только там собраны научные статьи на разные темы.
– И о путешествиях? – воскликнул Ваня.
– И о путешествиях, и о путешественниках, и обо всё на свете. Вам очень полезно иметь и толковый словарь.
– Толковый? – переспросили брат с сестрой.
– Знаете это слово? – дети кивнули, принцесса посмотрела на них и подняла брови, ожидая пояснения.
– Толковать – это объяснять, – сказал Ваня.
– Вы правы, толковый словарь как раз и объясняет значения слов какого-либо языка.
– Ого! – обрадовалась Таня. – Всё-всё разъясняет?
– Всё-всё! – засмеялась принцесса.
– Нам бы такой! – вздохнул Ваня.
– Вы заслужили подарок, – Уста щёлкнула пальцами, и дети ощутили, что на их шеях появились цепочки с крохотными прозрачными кубиками вместо медальонов.
– У Тани орфографический словарь, у Вани – толковый.
– Интересно! – дети погладили кубики. Они казались тёплыми с очень гладкими гранями.
– Скажите: кубик покрутись, в словарь превратись! И получите книгу.
– Можно попробовать? – спросил Ваня.
– Конечно!

Таня с Ваней тут же произнесли нужные слова и с интересом разглядывали большие книги.
– Как только захлопните книгу, она вновь станет крошечным кубиком, – объяснила принцесса.
Дети тут же проверили её слова и обрадовались, когда книги стали подвеской на красивой цепочке.

Уста хлопнула в ладоши. И вот дети уже на лесной полянке, где их ждут друзья.
– Мы долго? – спросила Таня взволнованно.
– Только сейчас пропали, и вот появились,р-р-р, – сказал Шишкун.
– Где вы были? Гав-гав!– спросил Бобик.
– В библиотеке, –ответила Ваня, пытаясь рассказать что-то, но Таня перебила:
– Потом расскажем. Мы узнали, как пишется слово «котёнок».
– Как? – выдохнули друзья.
– Ко-тё-нок.

После этих слов появились солнечные зайчики. Они ослепили всех. Когда дети и зверята открыли глаза, то увидели жёлто-рыжего котёнка. Он стоял на задних лапках и весело помахивал пушистым хвостиком.
– Спасибо! Спасибо! Мяу! Мяу! Мяу!
Звери схватили его и стали подбрасывать вверх. Котёнок упал на широкую спину Шишкуна и замурлыкал:
– Мур-мур!
На спине сижу
И на солнышко гляжу!
Брат мой еловый лев.
Он лучше всех!

Когда котёнок спрыгнул на травку, Ваня спросил:
– А кто из вас котёнка нарисовал:
– Я! Гав! – сказал Бобик.
– А зачем?
– Мы хотели поиграть в догонялки, но нас трое, а интереснее играть по парам. Не хотелось никого обижать, вот я и пытался нарисовать котёнка. Такого я видел у соседей в прежней жизни. Мне так хотелось с ним поиграть, но он боялся и всё время убегал. Гав!
– Ясно!
– А почему вы все одинакового цвета? – спросила Таня.
– Мы любим солнышко, поэтому и цвет выбрали такой, – сказал Шишкун.
– Это цвет трудолюбия, – сказал Рыжик.
– Коричневый цвет означает преданность, надёжность, – сказал Бобик.
– А мой цвет жёлто-кремовый оказывает мягкое воздействие, – промурлыкал котёнок. – Сам я мягкий и пушистый и зовут меня Пушок.

Звери встали на задние лапы и потянулись вверх, подняв к солнцу мордочки. Их забавные движения вызвали восторг у детей, они захлопали в ладоши. Тут солнечный луч упал на животных, стоящих в середине песчаного круга. Котёнок замурлыкал, щенок завилял хвостиком, еловый лев тряхнул гривой, бельчонок зацокал.

Теперь все звери были не коричневого, а ярко-жёлтого цвета. Их шерсть переливалась и сверкала, разбрасывая вокруг крохотные искорки.
– Ничего себе! Как красиво! Чудеса, да и только! – восторженно закричали дети.

Тут на полянке появились магистры Дин и Дон, а также принцесса Письма. Взрослые с улыбкой наблюдали, как малыши прыгают и скачут вокруг котёнка, а потом присоединились к общему веселью.

Все встали в круг и завели хоровод, распевая восторженную песенку:
Солнышко ясное!
Солнышко красное!
Ты свети! Свети! Свети!
Помогай детям расти!

_________________________
*Словарь — это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике
**Энциклопедия— сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для обширного круга читателей



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама