Произведение «САМЕЦ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 11
Читатели: 1011 +1
Дата:
Предисловие:
ГРИГОРИЙ ПОТЁМКИН

(в истории России ему ещё не воздано должное...)

САМЕЦ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Екатерина Великая писала о себе:

«… Я получила от природы великую чувствительность и наружность, если не прекрасную, то во всяком случае привлекательную; я нравлюсь с первого разу и не употребляла для того никакого искусства и прикрас. Душа моя от природы была до такой степени общительна, что всегда, стоило кому-нибудь пробыть со мною четверть часа, чтобы чувствовать себя совершенно свободным и вести со мною разговор, как будто мы с давних пор были знакомы…»


При всём при этом, она считала присутствие мужчин как основу для раскрытия своего женского начала.
Атлетически сложенные самцы формируют у неё равновесие в отношениях: мужчина-женщина.
В сильной державе находятся сильные телом и духом рыцари «царской ложи», способные принимать решения во Славу России. Ей нужен Спартак, а не оруженосец. Она ценит здоровый ум, мужество и героизм. Увлекаясь воинами античного склада, царица и сама чувствует себя полноценной Императрицей. От слабых духом старается избавиться. Отлученных от себя любовников Императрица щедро награждает. Но при этом они уже никогда не подлежат возврату. Не относится это только к одному Григорию Потёмкину. Она боготворит его.
Известны её  суждения об этом неординарном человеке, единственно ею любимом, а по некоторым источникам её муже.
Екатерина пишет «… он умнее меня, и всё что он делает, обдуманно всесторонне, я в нем имею чрезвычайно способного и достойного друга…»


Весной 1790 года Черноморский флот под флагом Ф.Ф. Ушакова выдвинулся в экспедицию к анатолийским берегам. Корабельные экипажи отважно действовали под пушечными залпами Синопа, привели в трепет Анапу, участвовали в нанесении поражения туркам у Еникальского пролива, разбили турецкие корабли между Гаджибеем и полуостровом Тендра.
В результате блестящих побед на суше и на море к России переходит все, что принадлежало Турции от Очакова до Ясс. Потемкин в Яссах основывает свою ставку главнокомандующего. Турки просят мира. Потемкин и Дерибас уполномочены к подписанию мирного соглашения от российской стороны.
Влиятельный покровитель греков, талантливый и энергичный полководец, каковым являлся Григорий Потемкин, этого события уже не дождался. Здоровье его было подорвано окончательно. Военачальник уже не мог избавиться от своих многочисленных болезней. Остались в стороне и те дела, которые он начал ранее.
Целесообразно привести ряд документов, подтверждающих разнообразие забот Потемкина.
Из ордеров Потемкина графу Войновичу (сохранены грамматика и стиль):
...Казаки верные Черноморские... стали в устье Березани где я нахожу им невыгодно, ибо легко может неприятель их запереть. Я поручаю их в вашу команду...
                        22 мая 1789 года.
...Мичманы прошли в Кременчуг извольте их распределить... мортиры на лафетах морских из Брянска через Кременчуг прошли.
                       5 июня 1789 года.
...В данной мне ведомости не о всех судах показано каких размеров на них пушки... Ожидаю подробной ведомости.
                       6 июня 1789 года. Елисаветград.
...Пики без древок отправлены для пехоты Черноморских верных казаков более 3000, а древки приказано делать...
                       7 июня 1789 года. Елисаветград.
...Мужиков моих минских только прибудут в Херсон извольте отправить в Витовку, я боюсь чтоб в Херсоне они не впали в болезни, будучи из самого северного климата... Вино из Кременчуга уже к Вам в дороге... Я слышал, что часть пушек из Киева пришла уже к Вам, и английские скоро будут.
                        7 июня 1789 года.
...Как настало время к действиям военным противу неприятеля отечества нашего и всего христианства, то я долгом нахожу приметить каждому, что обязанность службы по всей строгости взыскивать буду.
...Все могут быть уверены, что я каждого заслуги представлю в полной мере ее Императорскому Величеству как и за упущения накажу по всей строгости законов.
                        8 июня 1789 года. Елисаветград.
...Уведомите меня: корабли идущие из Таганрога с каким числом пушек входят и по каким местам какой груз получают, а где последним догружаются и в каком расстоянии от нашего берега.
                        25 июня 1789 года. Ольвиополь.
...Господин кавалер отказал мне служить когда я его звал, а теперь хочет, но мне не кстати согласиться на его прихоти, представлен он в отставку – туда и дорога.
                        5 июля. Овидиополь.
...Мастер парусного дела весьма нужен, ибо они душа – суть кораблей. Ежели Вы сыщите искусного, то я жалованье ему дам довольное, ожидаю вашего донесения посему.
                       18 июля 1789 года. Ольвиополь.
...О сохранении лесов как вы пишите я согласен употребить то средство но желаю ведать какая будет цена. Хорошо бы не слишком.
...Мичмана Малуя я в егерскую службу определить приказал, пусть явится.
                      27 июля 1789 года. Ольвиополь.
...В будущую кампанию назначаю корабли... из Таганрога: «Царь Константин», «Феодор Стратилат»...
Избранные ордера охватывают период двух месяцев одного года. А какое напряжение в решении задач и вопросов, какое обширное разнообразие: от древков для пик – до сохранения лесных насаждений...

С каждым днем состояние здоровья Потемкина ухудшается. Тоска и скука сказываются на общем состоянии, предвещая самое худшее. Еще в феврале он был одержим жизнью. Приехав в Санкт-Петербург, устроил грандиозный праздник в Таврическом дворце. Рад был видеть свою возлюбленную – императрицу. И вот все события его жизни становятся далеким прошлым...
Он решает удалиться из Молдавии под Очаков. Надеясь еще восстановить здоровье, стремится к ставшей ему родной земле города Николаева. «...По крайней мере, я хочу умереть в своем Николаеве...» – резюмировал Светлейший, отправляясь в эту последнюю свою дорогу. В тридцати пяти верстах от Ясс, близ местечка Сабиен, он умирает от эпидемической лихорадки под открытым небом 5 октября 1791 года, на пятьдесят втором году жизни. Находящиеся рядом доктора Тимман и Масон ничем не могут ему помочь.
Конечно, смерть такого полководца глубоко тронула сердца русских воинов. Заслуги Потемкина просматривались буквально во всех сторонах деятельности войск и внутреннего устройства Тавриды.
Потемкин стоял у истоков создания положений Устава армии как свода законов ее существования.
Разработал и предложил бюджетные статьи финансирования армии и флота.
Ввел в систему частые и строгие инспекторские смотры войск.
Неустанно следил, чтобы русские солдаты были одеты, обуты, сыты и удобно размещены.
Изыскивал средства для улучшения материально-бытового обустройства нижних чинов. Всеми силами и средствами стремился к подъему духа войск, добивался исключения жестоких наказаний, преследований и бестолковой муштры.
Ввел в практику обязательное наличие и системную работу войсковых госпиталей, следил за их снабжением.
Отменил неудобный в бою прусский мундир, неуместное пудрение головы, плетение кос, букли. Одел солдат просто и удобно.
В основу обучения ставил осознанную свободу, стойкость. Ружейные приемы предписывал отрабатывать в соответствии с потребностями рукопашного боя, уметь держать строй на марше, скорейшим образом готовить оружие к выстрелу.
От командиров требовал воспитания у солдат взаимовыручки в бою.
При деятельном подготовительном участии Г.А. Потемкина в 1791 году была учреждена Военная коллегия. Предусматривалось следующее ее устройство: 1) канцелярия; 2) комиссариат; 3) провиант-департамент; 4) артиллерийский департамент с функциями фортификации; 5) инспекторская экспедиция; 6) счетная экспедиция.
Большинство создаваемых в новых областях городов обязано своим рождением и развитием Г.А. Потемкину. Ни один из них не имеет сходства друг с другом. В этом заслуга архитекторов, которых Потемкин привлекал к планировке и строительству: И.Е. Старова, К. Геруа, В.В. Ванрезанта.
Неутомимый  Потёмкин организовал заселение Таврических земель. А  города какие построил:  Таганрог, Мариуполь, Севастополь, Херсон, Николаев, Одесса,...
Поселенцы обосновали десятки сел. Тысячи греков, армян, болгар  растят хлеб, делами приумножают  славную историю  малой родины Именно архитекторы воплощали в жизнь самые смелые замыслы наместника. Он строил кожевенные, свечные, кирпичные, фаянсовые, литейные заводы и фабрики. В собственности у него были суконная фабрика в Дубровке, чулочная и шляпная фабрики в Кременчуге, фаянсовый завод в Екатеринославе.
Удивительно, но приходится сталкиваться с документами, из которых видно, что князь Потемкин-Таврический в августе 1787 года взял в свое пользование из Военной коллегии походную типографию. Несмотря на занятость князя, в период боевых действий и во время крымской царственной поездки типография находилась при нем. На этом оборудовании изданы книги: в Кременчуге – «Канон вопиющий в грехах души по Спасителю Иисусу» (1791); в Яссах – «Исследование Христианства», перевод с английского Л. Сичкарева (1790); «Опыт о человеке Поппе», перевод с французского Н. Поповского (1791); в Бендерах – «Названия древних судов» (1790); в Екатеринославе – «Наставления сыну» В. Золотницкого, «Начальное учение французского языка Ф. Заславского.
В потемкинской походной типографии печатание проводилось на русском, французском, латинском и греческом языках. Латинские и французские литеры он купил в Яссах. Станков было четыре, в том числе и станок для печатания карт, картин, дворянских грамот.
Вот фрагмент из байроновского «Дон-Жуана», где поэт пишет о Потемкине:

Тогда жил муж, по силе Геркулес,
Судьбою беспримерно отличенный;
Как метеор, блеснул он и исчез,
Внезапною болезнью пораженный,
Один в степи, под куполом небес...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама