Рецензия «Воспитание сердца»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Поцелованный вьюгой
Баллы: 10
Читатели: 602 +1
Дата:

Воспитание сердца

"Годы детства — это прежде всего воспитание сердца."
В.А.Сухомлинский

Рассказ Ляман Багировой "Поцелованный вьюгой", казалось бы, о творчестве великого поэта Александра Блока, но, по моему мнению, он ещё раскрывает читателю истоки самобытного, красочного и необыкновенно талантливого творчества самой Ляман.
Мы видим, какое огромное влияние на развитие личности человека оказывают люди, встретившиеся в самом начале жизненного пути.
Когда автор описывает свою няню "простую польскую женщину", мне как-то с трудом верится, что она была такая уж "простая". Она совсем непростая, Елизавета Станиславовна, а очень даже необыкновенная, тонкая, интеллигентная ( хотя, возможно, даже не имеющая определённого образования).
Конечно, скорее всего, няня Ляман Багировой, не имеет ничего общего с няней великого Пушкина - Ариной Родионовной, но по духу мне видятся родственными эти два типа личности - мудрые, добрые, черпающие свою духовность из чистого источника.
В нескольких строках описана непростая судьба Елизаветы Станисловавовны, "волею судеб" покинувшую родную Польшу, потерявшую маленького сына... Описание её "маленькой чистой комнатки" и памятных сердцу вещей говорит о многом.
Одним из ключевых моментов является то, что портрет Александра Блока стоит рядом с портретом сына, умершего в пятилетнем возрасте. Здесь ясно, что Блок является не просто поэтом, но и ещё членом семьи.
Няня выделяет именно творчество Блока, хотя она любит и стихи Пушкина, Некрасова и сказки Чуковского, для Елизаветы Станиславовны Блок является близким и родным.
Няня, слагающая песни на стихи Блока, скорее всего, настолько прониклась его поэзией, что в стихотворении "Девушка пела в церковном хоре" она видит себя и это особенно трогает читателя.
В моей библиотеке хранится собрание сочинений Блока в 6 томах.
До сих пор помню его строки о таинственной незнакомке:

"И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Оно садится у окна.

И веют древними поверьями
Её упругие шелка́,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука."

Необыкновенно красивые строки! Тогда, в детстве эта незнакомка казалась необыкновенно притягательной и даже хотелось хоть немного быть на неё похожей!
А поэма "Двенадцать", призванная вершиной поэзии! Когда Блок писал её,  был очарован стихией революции, но в предсмертном бреду просил жену уничтожить все экземпляры поэмы. Признаюсь, мне до сих пор не очень понятно, что поэт хотел сказать, особенно меня смущают строки "В белом венчике из роз - впереди - Иисус Христос". Неужели он думал, что Иисус Христос был бы вместе с теми кто разрушал храмы и убивал священников?
Какая короткая и трагическая жизнь поэта! Крылатое выражение Арсения Тарковского "Поэзия меньше всего литература: это способ жить и способ умирать" относится к нему в полной мере.
Ещё много раз библиографы будут пытаться разглядывая через лупу личную жизнь Блока, пытаться раскрыть тайну его бессмертного творчества.
Но, наверное, читать его стихи надо не рассудком, а сердцем, как это делала няня Елизавета Станиславовна.

Оценка произведения: 10


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:22 19.09.2015 (1)


У меня тоже на полке лежит маленький томик стихов Блока. Есть и собрание сочинений, но этот маленький, потрепанный, карманный самый любимый, испещренный моими заметками, когда я вычисляла размеры стихов.
Сколько воспоминаний связано с ним. Сколько стихов заучено наизусть. И Незнакомка, и "Этот вечер , в пожаре зари,  и " Когда-то гордый и надменный" и конечно, мои любимые  "Скифы".
Какая бешеная энергетика от этих стихов, какая мощь!!!
Наталья, вы очень хорошо подметили облик моей незабвенной няни. Она действительно была непростая, моя дорогая тетя Лиза, называвшая меня ласкательно по польски "цуречка"(дочка) и развившая мою память до такой степени, что я практически сразу запоминаю номера телефонов и даты.
Елизавета Станиславовна, пережившая голод в 33-м году и неурожай 47-года, мать двоих детей, один из которых умер, и имевшая талию в обхвате 37 см., выстояла и в годы репрессий. Но навсегда с тех лет у нее осталась привычка никогда не записывать никаких телефонов, никаких блокнотов, книжек, всю информацию запоминала, все номера телефонов.
И меня научила своей методе. Кстати, мне это очень пригодилось потом. Я никогда не испытывала затруднений ни с какой исторической датой, потому что номера телефонов запоминала так. К примеру телефон 793 61 75. Запоминаю просто: 7(счастливое число - неделя; 93 - год Французской Революции 1793 года и казнь Людовика 16-го, 75 - год смерти Андерсена -1875 год.
Так же мы с нею учили стихи, учили играючи, без напряга, в том числе и Блока.

Благодарю вас, Наталья за вдумчивое отношение к моей работе.
     19:56 19.09.2015 (1)
Надо же, какая интересная судьба у Елизаветы Станиславовны.  Талия - 37 сантиметров - даже представить не могу такую! Даже у супермоделей - 60 сантиметров, а у Гурченко - 48 была! Наверное, супер миниатюрная женщина! Какой же страх сидел в людях старого поколения, что даже телефоны боялись записывать! Не дай Бог это время снова вернётся...
     20:04 19.09.2015
Она мне показывала фото. Талия была микроскопическая. И это после первого ребенка - Степанчика. Но голод. Он умер. Его портрет и был на этажерке рядом с Блоком.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама