Рецензия «Рецензия на стихи "Опрокинутые вишни. Чуть надкушенное лето" от автора Владимир Литвишко»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Опрокинутые вишни. Чуть надкушенное лето
Баллы: 12
Читатели: 394 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Опрокинутые вишни. Чуть надкушенное лето" от автора Владимир Литвишко

Опрокинутые вишни. Чуть надкушенное лето

Опрокинутые вишни.
Чуть надкушенное лето.
Мы играем в третий лишний,
вскользь условившись об этом.
Нарочито взгляд бесстрастен
и улыбки белозубы.
Над красавицей не властен.
Видишь грудь, глаза и губы.

По утрам, к столу  - все вместе.
Позже - на море прогулка.
Комплименты. Привкус лести.
Сердце бьющееся гулко.
Вечера уносит флиртом.
Остроумьем стол искрится.
Отдают настойки спиртом.
Перед сном краснеют лица.

Дни сплетает жаркой лентой.
Духота стоит над пляжем.
Ты - не выиграл ни цента.
Шаг вперёд не сделан даже.
Нет у девы предпочтений.
О победе думать рано.
Пыл усилий. Море лени.
Тень курортного романа.


___________________________


Недлинное стихотворение писано короткими фразами – мазками поэтической мысли. Перед глазами умозрительно предстаёт довольно симпатичная картина курортной любовной интриги; по масштабам скорее "интрижки", но "интрижка" - невкусное слово, и потому пусть будет "интриги". Герои молоды и полны эротического томления, но волны их желаний разбиваются о скалу неприступности юной красавицы. Вероятно, такая игра забавляет и её, но проведена черта, за которую не заступить. Зато можно вдоволь насладиться флиртом.

Чувствуется рука опытного стихотворца.
В процессе чтения стихотворения отметил для себя несколько моментов, вызвавших вопросы.

Опрокинутые вишни.
Чуть надкушенное лето.
Мы играем в третий лишний,
вскользь условившись об этом.


У слова "опрокинуть" есть два толкования: литературное и просторечное/разговорное.
Литературное - подразумевает предмет, который повернули, перевернули, поставили набок, вверх дном. (пр.: опрокинутая чашка).
Разговорное - подразумевает некое содержимое, которое вывалили наружу из некой (опрокинутой) ёмкости, сосуда, носителя. (опрокинутые вишни из стакана)

Кто чувствует разницу, того слегка "царапнут" "опрокинутые вишни". И, поскольку они в первой же строке и даже вынесены в заголовок, я бы заменил на иное слово.

Нарочито взгляд бесстрастен
и улыбки белозубы.
Над красавицей не властен.
Видишь грудь, глаза и губы.


Вернёмся к фразам-мазкам. Сразу вспоминаются "раскадровка" Блока:
"Ночь, улица, фонарь, аптека."

При всей краткой наглядности, порой мазкам не хватает завершённости и стилистического сопряжения.

Если бы мысль не была бы скована размером поэтических строк, можно было бы сказать так: "над красавицей не властен, и возможно было лишь взглядом касаться груди, глаз и губ". Подобную длинную мысль не втиснуть в заданную строку – и это проблема для поэта. Всяк справится по-разному. В данном случае:

Над красавицей не властен.
Видишь грудь, глаза и губы.


С одной стороны – всё понятно, с другой стороны – одного слова "видишь" стилистически и по смыслу не хватает для удачного сопряжения. Получается отрывисто. Впрочем, на помощь приходят читательские знания и опыт, которые дорисовывают то, что не отразил автор.

По утрам, к столу  - все вместе.
Позже - на море прогулка.
Комплименты. Привкус лести.
Сердце бьющееся гулко.
Вечера уносит флиртом.
Остроумьем стол искрится.
Отдают настойки спиртом.
Перед сном краснеют лица.


Здесь всё так же писано мазками, но в них присутствует завершенность мысли, посему не вызывают каких-либо нареканий.
Разве что в строке "Комплименты. Привкус лести" левая и правая стороны настолько близки, что напрашивается стилистическое сопряжение. Например: "В комплиментах привкус лести".

Дни сплетает жаркой лентой.
Духота стоит над пляжем.
Ты - не выиграл ни цента.
Шаг вперёд не сделан даже.
Нет у девы предпочтений.
О победе думать рано.
Пыл усилий. Море лени.
Тень курортного романа.


Здесь я задумался над парой моментов.

"Духота" – в этом слове есть одна тонкость, когда мы говорим об окружающей атмосфере. Чаще слово "духота" употребляют в связи не с жарким, а несвежим воздухом. В самом слове корень "дух" на это, как бы, намекает. Когда, скажем, в комнате множество людей "надышали" (своим "духом"), то образуется та самая "духота". А вот в родственном слове "душно" следует характеристика не окружающей атмосферы, а человеческое состояние. Мне "душно" – значит, не хватает воздуха, а такое может быть и на пляже. Очень близкие, но различающиеся понятия, и эту разницу мало кто замечает. Таким образом, вряд ли "духота" стоит над пляжем, скорее "зной".

Второй момент связан со строками:

Ты - не выиграл ни цента.
Шаг вперёд не сделан даже.


Как следует из стихотворения, претендентов на внимание дамы – двое. "Ты - не выиграл ни цента." – очевидно, обращение к конкуренту. Но и литгерой, ведущий разговор от первого лица, надо полагать, не продвинулся ни на копейку. В таком стихотворении, описывающем соперничество, говорить только о "провале" соперника явно не достаточно, половинчато. Я бы посоветовал отразить обоюдное фиаско. Например:

"Ты (он) - не выиграл ни цента,
Да и я - копейки даже"


Можно поиграть со словами "копейка", "грош"...
Собственно, это не обязательно, а всего лишь пожелание.

Что в итоге?
В итоге всё очень мило. Мне понравилось... Зацепило ностальгическое.
Лично я никогда таких пари не заключал, но  случаи, когда мне с другом нравилась одна девушка, были.

Оценка?... Ну, не знаю причём тут вообще оценка. Понравилось и всё..., пусть без восторженных прыжков до потолка, но пришлось по душе.
Обычно, если поэт слабенький, то делаешь послабление, а тут не тот случай. Нехай будет по-строгому.

С учётом указанных моментов — 8 баллов.

Автору — больших творческих удач и удовольствия от процесса!

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 8


Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:07 25.06.2022 (1)
  Спасибо, Александр!

  Позволю себе небольшое авторское уточнение, или пояснение.
Жара. Лень. Алкоголь. Лёгкий флирт по принципу - пусть девушка выберет того, кто более интересует её, сама.

  Опрокинутые вишни -  просто отсылают читателя к приведённой перед стихотворением акварели, и, как бы намекают на некоторую свою "домашнюю" доступность. Не нужно лезть через забор, чтобы их сорвать, условно говоря. Согласитесь, что активно общающаяся с обеими ЛГ дама, сидящая в кресле-качалке или гамаке - более соответствует этому образу, чем неприступно проходящая мимо них на улице, к примеру.
  Литературный герой ведёт здесь речь от первого лица, глядя на себя, слегка со стороны. Поэтому слова "ты не выиграл ни цента" обращены им к себе самому, как впрочем и всё стихотворение. Честно говоря противник - приятель и не волнует ЛГ, и не особо интересует. Возможно это и не приятель вовсе, а просто случайный знакомый появившийся на отдыхе по месту проживания ЛГ.
  Если получится у ЛГ добиться от предмета воздыханий, чего-то более существенного, чем щебетание и улыбки - хорошо. Не получится, значит всё окончится приятным общением за столом и на пляже. Тоже неплохо.
  Мы ведь не знаем ни возраста всех трёх участников этого небольшого флиртующего коллектива, ни степени и глубины их возможного предварительного знакомства до отдыха, ни избранной ими в данном случае стратегии поведения.
  Согласитесь, что некоторая разница в возрасте возможно играет для девушки какую-то роль.
  А жара, лень и алкоголь, и рамки установленные для общения самой девушкой - видимо не располагают форсировать выстраивание этих взаимоотношений, в данном конкретном случае.
     12:29 25.06.2022 (1)
Согласен, вполне...

О молодости я судил по самому факту условий/пари (что в любовных делах часто свойственно молодым: ведь им ещё что-то нужно доказывать другим и себе), по "белозубым улыбкам" и "красавице, деве". Конечно, всё это доступно и возможно в ином возрасте. Но...
Кстати, вполне себе представляю двух кавалеров существенно старше девушки. И возможная мотивация с её стороны прорисовывается.
Ей приятны ухаживания, ей льстит, ей не скучно, она пользуется всеми благами своего положения (цветы, угощение, возможно, мелкие подарки и т.д.). Возможно, эти два джентльмена были бы хороши и в постели, но, у неё иные планы...
 
     13:02 25.06.2022 (1)
  Вот это замечание - попадание в точку, Александр!

  Десять-двенадцать лет возможной разницы в возрасте более старших ухаживателей, абсолютно несущественные с их точки зрения, вполне могут послужить причиной пренебрежительной "выбраковки" априори, со стороны их менее зрелой спутницы.)
  В таком случае она усиленно избегает возможного углубления взаимоотношений, и для парней становится очевидной нелепость всеми силами доказывать обратное, подчёркивать "высунув язык" допустимость и желательность более близких контактов. Поэтому избранная линия совместного поведения ребят сохраняется, в ожидании наиболее подходящего для её изменения случая, либо более явного пробуждения сексуального либидо у их спутницы.)
  Вариантов прочтения мыслей героев и тактики выбранного ими поведения здесь, сами понимаете, масса.

  Кстати, Ваше предложение варианта "В комплиментах привкус лести" мне понравилось! Оно вполне приемлемо, хотя акварель стихотворения намеренно написано именно короткими мазками.
  Духота же, по моему, придаёт куда большую вариативную убедительность именно вялотекущему летнему роману, тогда как зной скорее подходит, к более жаркому его течению.
     15:56 25.06.2022
"Духота" и т.п. слова лично для меня вполне приемлемы.
Но уж поскольку я вписался литсайтовскую критику, я, как бы, обязан замечать максимум моментов, спорных или достойных обсуждения. Но там всё равно воля автора первична. К тому же поэзия - не математика и разные читатели/критики будут иметь разное мнение.

Моя роль: или оказывать помощь начинающим, или, к примеру, послужить зеркалом для более серьёзных авторов, желающим промониторить взгляд на их творчество со стороны.

p.s.
К слову, сам иногда напишу варианта два конкурсных произведения и не знаю, какой покажется интересней публике. Бывает, тоже спрашиваю мнения друзей.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама