Однажды удалось сфотографировать глаз рыбы. Снимок запечатлел железнодорожный мост и некоторые детали пейзажа, но оптический закон рыбьего зрения показал все это в невероятно искаженном виде. Если бы удалось сфотографировать поэтический глаз профессора N или одного из ценителей поэта NN, как они видят, например, "своего" Пушкина, получилась бы картина не менее неожиданная, нежели зрительный мир рыбы.
Искажение поэтического произведения в восприятии читателя - - совершенно необходимое социальное явление, бороться с ним трудно и бесполезно: легче провести в СССР электрификацию, чем научить всех грамотных читать Пушкина, как он написан, а не так, как того требуют их душевные потребности и позволяют их умственные способности.
Шутка сказать - - прочесть стихи! Выходите, охотники, кто умеет?
Ведь в отличие от грамоты музыкальной, от нотного письма, например, поэтическое письмо зияет отсутствием множества знаков, значков, указателей, подразумеваемых, делающих текст понятным и закономерным. Но все эти пропущенные знаки не менее точны, нежели нотные или иероглифы танца; поэтически грамотный читатель расставляет их от себя, как бы извлекая их из самого текста.
Поэтическая грамотность ни в коем случае не совпадает ни с грамотностью обычной, то есть уменьем читать буквы, ни даже с литературной начитанностью. Если литературная неграмотность в России велика, то поэтическая неграмотность чудовищна, и тем хуже, что ее смешивают с общей, и всякий, умеющий читать, считается поэтически грамотным. Сказанное сугубо относится к полуобразованной интеллигентской массе, зараженной снобизмом, потерявшей коренное чувство языка, щекочущей давно притупившиеся языковые нервы легкими и дешевыми возбудителями, сомнительными лиризмами и неологизмами, нередко чуждыми и враждебными русской речевой стихии.
Как известно, Серов был учеником Репина. Время шло, ученик набирался опыта, рука становилась увереннее — рождался свой неповторимый стиль. И вот его уже узнают в художественном мире, появляются заказы, а учитель, хоть и признавал талант ученика, всё никак не хотел считать его равным, как те родители, что никак не хотят видеть своих давно выросших детей взрослыми. На этой почве художники даже крепко повздорили. Например, однажды Репин взял да и подправил незаконченный портрет-этюд Серова, посчитав, видимо, что так будет лучше ("...я немножко рукав на локте, грудь и правый рукав и руку правую, левая прекрасна была, потрогал, в том же роде, как было, — не испортил"), а затем запросто подарил работу заказчику ("твой этюд я подарил им, так как мне показалось, что ты этого желал в глубине души").
Сказать, что Серов был зол — ничего не сказать.
25 апреля 2012
👆Как оказалось, история получила широкий общественный резонанс. Но я слышу о ней впервые.
Прочитав статью, решила узнать о дальнейшей судьбе девушки... 29 ноября 2013