ПИШУ РАССКАЗ
(ТЕОРИЯ, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКЕ)
(ТЕОРИЯ, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКЕ)
Замысел и тема
С чего начинается рассказ? – с зачина. Откуда берется этот зачин? – с замысла. Замысел рождается понятно где, а вот как?! У каждого по-разному. Один увидел, как молодая мама безжалостно шлепает свою двухгодовалую дочку, и он задумывает нравоучительный рассказ о воспитании. К замыслу его побудил увиденный факт. Другой вспомнил, как студентом ездил на картошку и влюбился в студентку первого курса. Значит у этого «другого» замысел возник на основе воспоминания. Большинство рассказов (кроме фантастических) основаны на пережитом лично или увиденном, что поразило и оставило надолго след в памяти. Чем дольше этот след не стирается, тем лучше получится рассказ. То, что память не сохранила –
не имело большого значения. Ценно то, что не забылось под многолетним слоем дней.
Хорошая память – это замечательно, но уместно сказать о записной книжке. Заведите книжку и записывайте то, что вас удивило, поразило или чем-то привлекло ваше внимание. Чехов активно пользовался записными книжками. При том, что некоторые записи он использовал по прошествии многих лет. А замысел рассказа порой вынашивал годами. Так написан его знаменитый «Архиерей» и несколько других рассказов. В Ницце, где Чехов находился по рекомендации врачей, редактор журнала «Cosmopolis» попросил его написать рассказ из местной жизни. Чехов ответил так: «Я умею писать только по воспоминаниям и никогда не писал непосредственно с натуры. Мне нужно, чтобы память моя процедила сюжет и чтобы на ней, как на фильтре, осталось только то, что важно или типично». Ответ редактору был по-чеховски корректен. Он не мог сказать, что не пишет по заказу. Но натуру Чехов конечно использовал.
Возвращаясь из заграничной поездки, он увидел из окна поезда на переезде неказистую подводу, с сидящей
в ней бедно одетой женщиной. Был чудесный весенний день, и на фоне изумительной природы – унылая женская фигура. Этого было достаточно, чтобы написать замечательный рассказ – «На подводе». Еще обратите внимание на высказывание Чехова: память процеживает сюжет, как на фильтре оставляя всё важное и типичное. В современном рассказе писатель часто этим не озабочен. Накручивается столько лишнего, ненужного, идущего параллельно основной теме или даже в разрез, с массой ненужных деталей и красивостей в виде описаний природы или ничего не говорящих читателю внешних портретных характеристик литературных героев.
Замысел постепенно переливается в тему. Тема отвечает на вопрос: о чем рассказ? Какую главную мысль вы хотите донести до читателя. Если в вашем рассказе, много тем, и вы пытаетесь рассказать обо всем сразу, то получится винегрет. Читатель не поймет, о чем рассказ, что же в нем главное. Сформулируйте ответ на этот вопрос одним предложением и, если вам это удастся, значит, тема определена верно.
Фабула и сюжет
«Фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект» – говорит нам «Новая литературная энциклопедия». Допустим, у автора этот конспект уже сложился в голове, и он готов приступить к началу рассказа.
«Сюжет является формой воплощения фабулы» (НЛЭ).
Как начать рассказ, с чего начать воплощение сюжета, т. е. событийного ряда рассказа. Здесь автор волен строить сюжет хоть с середины рассказа или с конца. В традиционном классическом рассказе сюжет не нарушает фабульную логику. Если в фабуле такого рассказа события имеют последовательный ход, где одно действие вытекает из другого, то и сюжет движется от начала, т.е. совпадает с фабулой. Начинающему автору советую начинать рассказ с начала. Написав рассказ, снова вернуться к началу и тщательнейшим образом поработать над первыми двумя, тремя абзацами (об абзацах позже), над стилистикой, вычеркивая лишние слова, правильно строя предложение. От хорошего начала зависит, будет ли читатель продолжать чтение или займется другим, более полезным делом, увлечет ли его ваш рассказ. Если с первых строк он заметил какие-то огрехи и несуразности, то чтение будет прекращено, и он будет прав.
«Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать» (А. П. Чехов). Для начинающих эта формула явно не пригодится. Этот высший пилотаж – написать рассказ бесфабульный или с простой фабулой – доступен немногим профессионалам. Уделяйте фабуле достаточное внимание. Ее интриги и хитросплетения помогут правильно организовать сюжет.
Пишем по-русски. Стиль
С языком у нас беда. Мы пишем, как говорим, выдавая это за свободный стиль, забывая, что пишем рассказ – художественное произведение, и язык этого произведения должен быть литературным, а не разговорным, бытовым. Если в языке литературных персонажей допустимы просторечие, жаргонизмы и другие «измы», то авторскую речь нельзя засорять канцеляризмами и прочей словесной шелухой, которую применяем в бытовой речи. Важно о чем вы пишите, но не менее важно как. На это как в интернете на литературных сайтах никто не обращает внимания, главное – позакрученней фабула и сюжет, а писать можно и левой рукой.
Авторский стиль индивидуален. Можно писать в стиле реализма, постмодернизма, сюрреализма и даже в стиле, канувшем в далекие времена – романтизма или сентиментализма. Но грамматику и синтаксис никто не отменял.
Почитайте прозу Пушкина. Предложения состоят в основном из 10 – 15 слов, очень редко – больше. Смысл улавливается легко. Предложение не засорено лишними словами.
Стиль Гоголя иной. Фраза более вычурная, длинная, и не только в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», но и в гоголевских пьесах. Фраза многословна, но в ней нет ничего лишнего. Всё стоит на своем месте.
«Мертвые души» начинаются с предложения:
«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, словом, все те, которых называют господами средней руки».
Попробуйте вычеркнуть хоть одно слово.
Здесь, скрытая характеристика главного героя, который вскоре появится перед читателем.
Вы скажете, что можно убрать прилагательные красивая и рессорная или рессорная и небольшая – оставить одно прилагательное из трех. Ошибаетесь. Здесь важны все прилагательные, потому что они характеризуют героя. Красивая – значит герой любитель красивых вещей, рессорная – ему предстоит не близкий путь и бричка нужна рессорная, небольшая – он едет один.
Иначе обстоят писательские дела у начинающего автора. В качестве примера, предложение из рассказа одного из авторов на сайте «Фабула».
«Именно потому, что нам присуща такая "мелочь", как интуиция, некое шестое чувство, которое безо всякого возвращения обратно во времени дает наилучшее развитие событий в "настоящем"».
Уловили смысл написанного? Думаю, если и уловили, то не сразу и с трудом. Кто-то возразит: это предложение вырвано из общего контекста рассказа и потому плохо воспринимается. Но можно заметить ненужные кавычки и бюрократический язык – дает наилучшее развитие событий, ненужное уточнение об интуиции (шестое чувство), и почему – мелочь?
«Вор» Л. Леонова – классика советской литературы, опередивший роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» своей дьяволиадой, написан длиннющими предложениями, до 40 и более слов. Не весь, конечно. Эти длинные циклы предложений читаются с большим трудом. Возможно, Леонов шел на это сознательно, преследуя цель сбить читателя с ясного понимания происходящего, так как описывал он вещи сюрреалистические.
Автор должен стремиться, что бы читателю было легко воспринимать прочитанное. Для этого лучше (по возможности) писать предложениями не более чем с 20-тью словами. Так же важно разбить текст на правильные абзацы.
Абзац начинается с красной строки, т. е. делается отступ. Другой вариант абзаца – строчный пробел, но уже без отступа. Абзац – это смысловой «кусок» текста. Он так же, как и предложение, не должен быть слишком большим. Другая мысль, другой поворот в действии – новый абзац.
Синтаксис – бич начинающего автора. Если он пишет рассказ от первого лица, то на одной странице можно встретить 40-50 раз Я, при этом в половине случаев местоимение стоит в начале предложения.
Старайтесь поменьше употреблять местоимений. С прилагательными так же надо обращаться экономно. Например: голубое нежное небо в легкой прозрачной дымке облаков. Было бы лучше: небо в прозрачной дымке облаков. Дымка уже предполагает некоторую непрозрачность, а голубое нежное - слишком слащаво, да к тому же штамп.
Избегайте штампов. Штамп – это расхожее выражение, затертое до дыр. Штамп не воспринимается читателем как образ. Штамп – это пустышка. Его можно применить в прямой речи ЛГ, если персонаж отрицательный и допустим, что его речь изобилует прописными истинами (штампами).
Избегайте затертых глаголов. Глагол быть во всех формах – самый популярный у начинающих. Пришел, сказал, дал, – пустые ни о чем не говорящие глаголы. Ищите нужные, образные глаголы.
Старайтесь обходиться без лишних союзов и частиц. Можно построить предложение без многочисленных и, а, но.
Не употребляйте однокоренные слова в соседних предложениях. Например:"На земле лежали носилки. На них мы переносили битые кирпичи".
Старайтесь обогащать свой словарный запас.
В этой небольшой статье, я не коснулся вопроса, о чем пишет начинающий автор. Это отдельная тема. Здесь даны всего несколько практических рекомендаций, как улучшить (хотя бы немного) то, что выходит из под неокрепшего пера.