Редакторская статья «Как научиться писать стихи. 10 советов начинающим» (страница 1 из 2)
Тип: Редакторская статья
Автор:
Читатели: 539 +1
Дата:
«Пегас»

Как научиться писать стихи. 10 советов начинающим

Вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Это ни в коем случае не страница учебника. Это просто несколько личных советов.
В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему здесь "умничать"?
Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

________________________

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Ан, нет!

1

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским "alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям... (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

2

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу... Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
Какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма - это "специи", "усилители вкуса" для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя, и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог."

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
когдА не в шУтку зАнемОг...

Если обратить внимание только на гласные буквы, то сильные, акцентированные отмечены КРАСНЫМ заглавным шрифтом, а слабые, неакцентированные - зелёным строчным. Попробуйте прочитать эти две строчки, ставя ударения на красных гласных - и сразу же ощутите ритм.

Если же обозначить гласные буквы или связанные с ними слоги альтернативным способом, то получим следующую схему (которая более наглядна):

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как "_",
а ударный слог - как "/".

Одна такая повторяющаяся пара "_ /" - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному "довеску" в виде "_", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами четырёхстопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку "/". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке из "Евгения Онегина" количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Почувствовали ритм? Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8...

И пусть Вас не пугают все эти "чёрточки" (_ /) и циферки (9, 8), поскольку они лишь помогают схематически отображать и контролировать ритм, но большинство из нас ритм чувствует.

Есть ещё один способ, помогающий не сбиться. Попробуйте подобрать мелодию под свои стихи и напевайте её в процессе творчества. Например, "мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог..." легко ложится на мелодию (будете смеяться) Марка Бернеса "Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил...".

Правда Пушкин далее не повторяет эту схему и строит свою уникальную "онегинскую строфу". Но эти опыты пока не для новичка.

3

Совет по рифме:

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: "кОлется - успОкоятся". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях. Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив точные рифмы, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда - беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы в неопределённой форме. "Кидаться - смеяться - ругаться - целоваться - "... Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "пришёл - нашёл - зацвёл - "... Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "козёл" - и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимый многими сетевой мем: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн. С длинным списком рифм дело пойдет быстрее, а стихи станут более складными.

4

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе и растекаться мысью по древу может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.

5

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (4) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".

"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной... Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё чувствуют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку...

Мой же совет - для тех, кто его ищет.

6


Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

"В нас часто проявляется плебейство...
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

Главная его мысль в двух последних строках:

"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль,

Реклама
Обсуждение
     15:37 12.09.2024
Почтеннейший Александр О.,
 
Не без удовольствия спешу Вас огорчить:  Вы опоздали! Еще лет десять назад я публикнул (удачный  глагол, да? Без ссылок на автора, т.е. на меня, прошу не  употреблять!) некоторые рекомендации по стихосложению, в которых учтены реалии дня нынешнего. Тот мой труд конкретизирует особенности сетевой поэзии в век Интернета и прочих масс-медиа и создан с учетом психологии и уровня образования среднестатистического завсегдатая Сети. Разумеется, сейчас я кое-что изменил бы в том перечне рекомендаций, но смею Вас заверить: ни одна из десяти Ваших поэтических заповедей мне бы не пригодилась. Лет с полста назад поэтически озабоченная публика еще купилась бы на Вашу замануху, но нынче-то времена  иные: как говаривал мой пра-прадед Меркул,  «Без креативу и драйву нынче и пеньку  не продашь». Оглядываясь на прошедшее десятилетие,  отмечаю: семена моих рекомендаций упали на благодатную почву и обильно произросли. А посему предлагаю Вам и прочим погонщикам пернатых непарнокопытных прочесть мой фундаментальный труд «Стань гением!» (https://fabulae.ru/prose_b.php?id=32519)

С уважением, Вредный Хрыч (Алексей)
     02:09 06.09.2024
Весьма полезно и познавательно. Огромное спасибо за столь интересную заметку. 
     19:19 26.07.2024
Спасибо, Александр! Очень грамотная статья. Настолько понятно, что какие-то моменты возьму для себя.
     18:21 07.06.2024
1
Очень поучительная хорошая статья для начинающих
Попробовал сразу начать с конца 10 куплетов до Первого совета

Мой "alt-er e-go", друг ты мой!
Я сочинять тебя не брошу.
Проходит год, за ним другой,
в мозгах моих одна пороша...

и т.д.
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=541983


Реклама