Дух времени находит свое выражение в разнообразных приметах. Эти приметы, словно отпечатки пальцев, уникальны для каждого исторического периода. Они проявляются в речи, моде, технологиях, искусстве и даже в повседневных привычках людей. Наблюдая за этими знаками, можно попытаться понять, чем жило общество в определенный момент его существования. Это как чтение книги, где каждая страница наполнена символами и аллюзиями, раскрывающими суть минувшей эпохи.
На протяжении многих лет, а возможно, и десятилетий, специалисты в области языка выражают обеспокоенность по поводу его упрощения и искажения. Словесные «понты»: «забрендированная история», «касаемо», « крайний день», «днюшечка», «навроде», «шопиться», «наслайсить» — стали обыденностью. Хаотичное смешение английских слов, которое иногда выдают за русский язык, в основном вызывает отторжение: «В нашей компании сейчас полный шитсторм (завал работы)». «Пора залончевать бренд (вывести торговую марку на рынок)». «Эту историю надо отфидбечить (прокомментировать)». «После такого фак-апа (провала) возьму дэй-офф (отгул) ».
Бесспорно, язык – это динамичная, гибкая и изменчивая система. Новые слова возникают благодаря носителям языка. Никакие правила, даже самые авторитетные, не смогут сдержать этот поток. В результате появляются словари с вариативными нормами, как, например, известная история с ударением в слове "творог". Но насколько оправдано искажение значений, некорректное использование слов, их уродование или сокращение до неузнаваемых форм?
Изменилась и сама интонация произношения слов, трансформировался тембр голоса. Даже обычный разговор звучит на пределе голосовых связок, напоминая плохих ведущих на массовых мероприятиях. Голос надрывается, дребезжит, слова сокращаются, сливаются, а интонация в конце фразы заметно повышается. Кажется, если бы записать речь современного горожанина нотами, получилась бы совершенно новая, на мой взгляд, неприятная мелодия.
Разумеется, это заметила не только я. Уже появились первые наблюдения и гипотезы ученых. Многие считают, что основной причиной изменения мелодики речи является беспрецедентный приток мигрантов. Это, вероятно, происходит лишь при значительном увеличении доли приезжих в общей численности населения. Важно отметить, что в провинции, несмотря на распространенность местного говора, подобные интонации и манера речи встречаются крайне редко. Это является отличительной особенностью именно больших городов. Вероятно, телевидение тоже сыграло определенную роль в этой навязчивости звучания голоса и общей манере общения. Голоса за кадром в рекламе и анонсах в точности воспроизводят интонации ораторов с трибун, комментаторов на парадах и зазывал на ярмарках. Неискренний смех на ток-шоу (который для многих стал профессией) и участники, демонстрирующие лишь интонации крикливых споров, оскорбительной агрессии, кухонных ссор и напыщенного пафоса. Все это стало нормой не только в речи, но и в повседневном поведении, определяя стиль нашего общения.
На снижение уровня грамотности речи и культуры повлияло и телевидение. Корреспонденты, тележурналисты часто считают, что самое важное — выстроить текст по смыслу. При этом не умеют просклонять числительные до ста, не отличают разговорный язык от литературного. Отсутствие грамотной редактуры на ТВ — отдельная тема для разговора. Хороший русский язык в кадре — это проявление уважения к себе и к зрителю.
Не могу не затронуть ещё одну проблему: телевидение, как средство трансляции культуры. Главная цель телевидения — не идти за зрителем, а вести его за собой. В лучшую сторону.
Так уж случилось, что телевизор стал источником, из которого люди черпают информацию, основы поведения, морально-этические нормы. Телевидение у нас в первую очередь развлекательное, во вторую — информационное, и только потом — образовательное.
Актеры рассказывают о тяготах своей работы, о том, как героически снимались в мороз или под дождем, играя полярников или машинистов. Но существуют настоящие полярники и машинисты, для которых это не эпизод съемок, а реальная жизнь. И их повседневная жизнь и испытания могли быть куда сложнее. Почему бы не рассказать об этом…Герои ток-шоу тоже не уступают в самовосхвалении, ведь все – необыкновенно одаренные. Важно то, что каждый эксперт во всём. Подобно ситуации в романе Германа Гессе «Игра в бисер», где уважаемых ученых и пианистов просят говорить о политике, а популярных актеров, танцоров, спортсменов и даже поэтов — о возможных причинах экономических проблем и тому подобное.
Профессионализм не подлежит обсуждению. Рассказы об интересных профессиях, словно фирменные блюда в плохом ресторане, полностью отсутствуют. Нет их ни в начале, ни в середине, ни в конце передач. Как и научных исследований, открытий, если это не тайны потустороннего мира, обещающие вечную жизнь. Значимость самостоятельного и нестандартного мнения обесценилась. Гениальное произведение может долго оставаться незамеченным, пока какая-нибудь знаменитость не заявит о нём. Но самое страшное то, что мало ценится человеческое достоинство, грамотная и выверенная речь, и сама жизнь, полная деталей.
