Глава ВТБ Андрей Костин: ассоциация с Евросоюзом приведет к развалу украинской экономики
Герой Майдана и новоиспеченный премьер Арсений Яценюк торжественно объявил, что совсем скоро сбудутся самые сокровенные чаяния народа Украины, стремящегося к процветанию и демократии: «У меня был разговор с президентом Совета ЕС Херманом ван Ромпеем, где говорилось, что 21 марта на саммите состоится подписание политической части Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом».
О том, что соглашение будет подписано, заявил и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Совет глав министерств иностранных дел стран Евросоюза приветствовал это событие и оценил его как «свободное и суверенное решение Украины».
Надо понимать, что большая работа над этим документом в последние дни не велась. Его основные положения были подготовлены еще в прошлом году, и лишь неожиданный для всего мира разворот на 180 градусов правительства Януковича – Азарова не дал сторонам подписать соглашение.
Помнится, бывшие президент и премьер Украины мотивировали свой отказ тем, что сотрудничество с Таможенным союзом будет более выгодным, нежели с жадной Европой, которая почему-то не захотела сразу выделить Киеву 15-20 миллиардов евро. Новые лидеры страны, Турчинов и Яценюк, решили иначе.
Впрочем, споров на тему, что более выгодно для страны и для ее руководителей, будет еще немало. Здесь интересно послушать и оценить аргументы людей опытных, профессиональных с одной стороны и политически неангажированных – с другой. Глава одного из крупнейших российских банков – ВТБ – Андрей Костин считает, что тесное сотрудничество Киева с Брюсселем уничтожит украинскую экономику.
«Не покидает ощущение, что процесс интеграции Украины в ЕС (во всяком случае, на нынешних условиях формата «продвинутой и всеобъемлющей зоны свободной торговли») будет болезненным, непростым и, не побоюсь сказать прямо, разрушительным для экономики страны», – заявил Костин.
Первое, на что указывает президент ВТБ, – приводить огромное количество технологических стандартов украинской экономики и промышленности в соответствие с европейскими нормами Киеву придется за свой счет. Сколько это займет времени и во что обойдется в материальном плане, подсчитало еще правительство Азарова: 10 лет и 164 миллиарда евро.
«Но таких денег у Украины просто нет. Что касается гармонизации технических регламентов, показателен пример Турции: она занимается этим уже более 50 лет. Ожидать, что европейцы, которые еще не оправились от долгового кризиса, за свой счет возьмутся модернизировать украинскую экономику, не стоит», – считает Костин.
В качестве еще одного примера он приводит историю объединения ФРГ и ГДР, когда один народ, имеющий единые культурно-исторические и экономические традиции, так и не смог сгладить различия восточных и западных земель.
«За 20 лет после воссоединения Германии (1990-2010 годы) вложения в восточные земли составили 1,3 триллиона евро. Однако ВВП на душу населения в восточных землях и сейчас едва превышает 70% от западного, – отмечает Костин. – Отток населения составил 2 миллиона человек. Ни одна из 100 крупнейших производственных компаний Германии и 100 крупнейших компаний сферы услуг не базируется на территории бывшей ГДР».
При этом, еще раз подчеркивает Костин, речь идет о едином немецком народе. Украине в этом плане придется намного сложнее. Хотя бы потому, что, в соответствии с условиями ассоциации и согласно традициям, сложившимся в Евросоюзе, Киев будет вынужден передать Брюсселю решение многих своих экономических вопросов.
«Партнер Брюсселя не имеет возможности влиять на процесс принятия решений, а получает только обязательства, зачастую неприемлемые для новичков, – подчеркивает Костин. – Это, в частности, видно на примере центрально- и восточноевропейских стран. Не для всех из них опыт пребывания в ЕС можно назвать однозначно положительным».
Российский банкир отмечает, что на сегодняшний день украинская экономика не может сравниться ни со средними показателями Евросоюза, ни с отдельными его странами. На Украине ВВП на душу населения равняется 7370 долларов, а в соседней Польше – 20 000 долларов. В целом по ЕС этот показатель достигает 32 000 долларов. Экономическая отсталость еще долгие годы не позволит Киеву быть равноправным партнером.
«Низкий ВВП – это отражение в целом невысокой конкурентоспособности производимых в стране товаров и услуг, уровня технологической базы, качества институтов и других ключевых макроэкономических факторов. Проще говоря, молдавское вино или украинский сыр в ЕС едва ли смогут на равных конкурировать с аналогичной итальянской или французской продукцией, в то время как на рынках стран СНГ они вполне конкурентоспособны», – говорит Костин.
Конкурентоспособная часть украинского экспорта – в частности, продукция сельского хозяйства, – будет ограничена жесткими квотами, предупреждает он. Полный или частичный запрет на ввоз в Евросоюз коснется 400 наименований товаров аграрного сектора.
«Примечательно, что более 2/3 проекта Соглашения об ассоциации (объем – 906 страниц) посвящены как раз вопросам квотирования и таможенных сборов. Об этом, кстати, рядовым украинцам рассказывают немного, – подчеркивает Костин. – Приведу только один пример: в последние годы Украина в среднем экспортировала около 100 000 тонн сахара в год. Квота беспошлинного экспорта в ЕС, согласно проекту Соглашения об ассоциации, – только 20 000 тонн в год».
Тех украинцев, кто ждет подписания соглашения для того, чтобы уехать в Европу на заработки, тоже ожидает разочарование. Безработица в странах Евросоюза составляет почти 11%. Это средний показатель по ЕС. В странах Южной Европы – Испании, Италии, Греции, – эта цифра намного больше. В целом 26,3 миллиона европейцев мыкаются в поисках хоть какого-нибудь стабильного заработка. Украинцы будут последними в очередях на биржах труда.
«ЕС жестко ограничивает возможности трудовой миграции даже для новых стран-членов: переходный период составляет до семи лет», – напоминает Костин.
С доводами главы ВТБ согласна первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова. Она полагает, что в процессе евроинтеграции угроза окончательного распада грозит экономике, науке и промышленности Украины, а большая часть населения, которая и так не избалована, окажется в нищете.
«Про ассоциацию говорят много, но мало кто из граждан понимает, о чем идет речь. Одни свято верят, что визовый режим отменят, а другие спят и видят пособие по безработице в 700-800 евро вместо тяжелой работы в шахте, – отмечает Касьянова. – Среди требований МВФ значатся повышение пенсионного возраста, тарифов на газ и стоимости коммунальных услуг для населения, отмена практически всех социальных выплат и льгот. Причем еще до реализации этих мер сложно сказать, что граждане Украины живут хорошо: средняя пенсия составляет всего 180 долларов, а после февральской революции – и вовсе 150 долларов».
Конечно, многие украинцы продолжают считать, что через Майдан прорублено окно в Европу, а «кляты москали» злобно пыхтят, потому что не удалось подчинить себе независимого и гордого соседа. Но тут на стороне «москалей» весьма неожиданно выступил человек, которого трудно заподозрить в особой любви к России. Миллиардер Джордж Сорос заявил, что затяжной кризис в Европе будет развиваться по японскому сценарию и продлится около 25 лет. В условиях стагнации Евросоюз не будет оказывать действенную помощь Украине: «Сейчас Европа представляет собой собрание стран-кредиторов и стран-должников, где каждая страна просто преследует свои национальные интересы».
Вот в такое дружеское сообщество и стремится вступить Украина.
Игорь Петров