Заметка «Об Андрее Тарковском»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 22
Читатели: 1042 +1
Дата:

Об Андрее Тарковском

         


         Четвёртое апреля. Дата и месяц численно совпадают. Поэтому запомнить легко: ноль четыре ноль четыре. Или – две четвёрки.
         Сегодня день рождения кинорежиссёра Андрея Тарковского.
         Ему исполнилось бы восемьдесят два года. Восьмидесятилетним Андрея Тарковского, конечно, представить трудно. Умер он в 1986 году. Хотя, если бы ему было отпущено ещё тридцать лет жизни, Андрей Арсеньевич Тарковский, наверное, снял бы ещё несколько фильмов. Наверное, это были бы выдающиеся произведения. Планы у него были. О них можно узнать из дневника, который вёл режиссёр в конце жизни, во время своей смертельной болезни. «Мартиролог» – так назвал его автор. Он опубликован.
         Вообще же, несмотря на свершившееся признание на Родине (а случилось это всё-таки уже после его смерти), никакого, предполагаемого в такой ситуации, вала и бума исследований о выдающемся художнике, никакого поражающего воображение количества публикаций не наблюдается. Да, вышла биография, опубликован ряд мемуарных книг, издано многое из литературного наследия, есть ряд статей и монографий, существует Фонд Андрея Тарковского, насколько я знаю, но…
         Такое положение дел объясняется как объективными причинами (есть ряд проблем с наследниками), так и причинами субъективными: трудно (да и надо ли?) пересказывать, перелагать на письмо своеобразный и глубоко индивидуализированный мир художника, непросто писать о том, что следует в первую очередь – смотреть. Смотреть те самые семь с половиной картин, которые оставил нам Мастер. Известен факт, о котором рассказывал и сам Тарковский, что это число ему было предсказано во сне. Полагаясь на свою память, попробую перечислить их в хронологическом порядке: «Каток и скрипка» (короткометражная работа, те самые полфильма), «Иваново детство», «Андрей Рублёв» (авторское название «Страсти по Андрею»), «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и, снятые уже за рубежом, «Ностальгия» и «Жертвоприношение». В общем, запомнить эти названия тоже не составляет особого труда (иногда я, кстати, думаю: неужели Андрей Тарковский предвидел и это – настолько стройно и просто укладываются в некий ассоциативный последовательный ряд даже названия его фильмов).
         Сыну русского поэта (впрочем, историчности ради, следовало бы сказать: советского поэта) Арсения Александровича Тарковского, русскому кинорежиссёру Андрею Арсеньевичу Тарковскому суждено было уже при своей жизни и при жизни своего отца (Арсений Александрович немногим пережил сына) затмить своей славой отцовскую известность – имя поэта Арсения Тарковского в советское время по вполне понятным причинам было не на слуху даже у весьма интересующегося современной литературой читателя. А на имена переводчиков (официально Арсению Тарковскому «дозволялся» только этот вид творчества) читающая публика обращает внимание весьма редко. К слову сказать, Андрей Тарковский считал своего отца самым великим из современных ему поэтов. Думается, у Андрея Арсеньевича были на это основания не только по праву родства – книги Арсения Тарковского изданы, к ним можно обратиться. И ныне мы видим, что оба они – равновелики. И сын, и отец.
         Но вернёмся к Андрею Арсеньевичу. Впрочем, мы вроде бы никуда от него и не уходили. И пожалуй, так бывает всегда: невозможно, говоря об одном, не вспомнить о другом. Они трудно разделимы. Отец и сын. Сын и отец. Хотя отношения были сложными. История их опубликована, и пересказывать её я не буду. Тем более что она претворена, воплощена, отражена самим режиссёром в его «Зеркале».

         Теперь немного о любви.
         Любите ли вы Тарковского?..
         Не так просто ответить на этот вопрос, верно?.. Например, помню, что я и сам не очень понял, будучи уже, как это принято говорить, «довольно разумным мальчиком», его «Сталкера». Впрочем, для разумного мальчика шестнадцати лет это, может, и извинительно. А то, что не понял, как-то не особенно и любишь. Любовь пришла позже.
         Поэтому поставлю вопрос иначе: притягивает ли вас Тарковский? Думаю, большинство ответит положительно. Даже если вы не разделяете эстетику Тарковского, равнодушным к ней оставаться трудно. Чем же притягивает? Бог его знает… Может быть тем, что – выскажу сейчас крамольную мысль – Тарковский вовсе не интеллектуальный режиссёр, как это нам казалось поначалу. Не интеллектуальный в том смысле, что тема его творчества лежит не столько в области неких философских изысков и поисков радикально нового киноязыка, сколько в сфере вполне понятного человеческого и художнического желания донести до зрителя (= собеседника, слушателя) мысль о неповторимости человеческой жизни, невозвратимости её. И поэтому Мать, Отец, Детство, Дом, Родина – то, что дано не навечно, что изменяется и даже исчезает – вот постоянные символы киноязыка Тарковского. Это язык, который может быть понят. Надо только смотреть и видеть. И пересматривать. Поэтому и любовь-то бывает (если таковая случается) неранняя и трудная.

          Вот ещё о чём скажу. О ниточках и связях.
          В жизни моей никогда не было встреч ни с кем, кто близко знал Андрея Тарковского, ни с ним самим, ни с его родными. Не бывал я и на Сент-Женевьев-де-Буа. И заметку эту я пишу как обычный зритель.
          Впрочем… Вспомнил: двоюродная моя сестра, с которой мы видимся не часто, в одну из наших встреч случайно упомянула, что по окончании педучилища в 90-х годах год или два (сейчас уже не скажу точно - время!) работала в… Завражской школе. «Где-где? – переспросил я. – В Завражье? Да ты знаешь, что там родился Тарковский?» – «Ну да, – спокойно ответила она, – там и табличка есть…» Так что – вот такая тоненькая ниточка, связующая с Тарковским, есть и у меня. Ну, а то, что могучее притяжение, которое создают его фильмы, его личность, никогда не исчезнет для меня – в этом я уверен.

         Если у кого-то из тех, кто прочёл эту небольшую заметку, возникнет желание поделиться своими впечатлениями о творчестве Андрея Арсеньевича, буду рад диалогу. Ибо многое осталось не сказанным: судьба и семья, актёры и друзья, эпоха и современники Тарковского – думаю, многие знают об этом несравненно больше меня. Я же написал с той целью, чтобы вы ещё раз пересмотрели фильмы Тарковского и чтобы вспоминали иногда эту дату: четвёртое апреля. Ноль четыре ноль четыре. Две четвёрки. Забыть очень трудно.

         Благодарю вас.


04.04.2014



Реклама
Обсуждение
     22:11 06.05.2014 (1)
Тарковский-сын до Тарковского-отца, как поэт, всё же не дотягивает, хотя есть великолепные стихи:
За квелую душу и мертвое царское тело
юродивый молится, ручкой крестясь посинелой
,
например.
Гений Тарковского состоялся именно в режиссуре. В "Зеркале" сумасшедший эффект,  когда за кадром стихи читают Андрей или сам Арсений. Особенно вот это:
ЭТО,
словно гений отца и сына сошлись в нечто третье, огромное преогромное.
     22:24 06.05.2014 (1)
Там все стихи (и это тоже) читает Арсений Александрович, а Смоктуновский - озвучивает Янковского.
В "Зеркале" звучит также "Жизнь, жизнь" - триптих Тарковского. Его по радио читал и Смоктуновский, и я почему-то именно после его чтения (с его интонации) тоже выучил их наизусть (они легко запоминаются, как и большинство текстов А.А.), а в "Зеркале" их почему-то не заметил. Уже когда смотрел позже, удивился, что их и сам Тарковский в фильме читает.
     22:36 06.05.2014 (1)
Разве все? Ошиблась, значит.
Зеркало, в моем понимании, вершина вершин. Как  Бетховен и Чайковский.
А я первый раз в жизни прочла стих Арсения Тарковского в письме друга, он писал мне с флота. " Манекен".  Храню по сей день.
     22:41 06.05.2014 (1)
Хм... По-моему, все стихи читает Тарковский-отец. По крайней мере, другого мужского голоса я там не помню. Там ведь кто? Солоницын в начале. Потом Гринько. Потом военрук (Юрий Назаров). Потом всегда молчащий в кадре Янковский (за которого, когда он вне кадра, всегда говорит Смоктуновский) и Тарковский-отец за кадром. Вроде всё. Остальные там - женщины. Или кого-то забыл?
А, ну и подросток в прологе: "Я могу говорить!".
     23:21 06.05.2014 (1)
Да я ошиблась, наверное. Или попутала со "Сталкером", ладно, невнимательная бываю я))
     23:26 06.05.2014 (1)
Вспомнил, там, по-моему, Алла Демидова что-то ещё читает (из Тарковского ли?). Когда Терехова идёт в душ по коридору в типографии. А Демидова - за ней. Потом она ещё забавный прыжок делает ("и ножкой ножку бьёт"). Не знаю, как это называется в балете.
     23:32 06.05.2014 (1)
антраша - это называется.
Ещё проблема в чём, у меня стихи из "Сталкера" перемешались со стихами из "Зеркала".
Вот там и Кайдановский читает и ... В общем, надо смотреть аннотацию к фильму.
     23:43 06.05.2014 (1)
1
Да, он читает "Вот и лето" прошло. Причём читает, "прислонясь к дверному косяку" (косяк был, конечно, оконный).
Вот Софию Ротару дядя Петя (да и не только он) ругает за песню на эти стихи. А по-моему, каждый слышит по-своему. И неизвестно ещё, скольких слушателей они (Ротару и Матецкий) фактом появления этой песни привлекли к творчеству Тарковского.
Вот ведь и Агузарова пела "Звёздный каталог" на стихи А.А.
     23:48 06.05.2014 (1)
"- Хорошо, правда? Это его стихи"
Почему оконный, похоже, что дверной.
Нормально Ротару спела.
     23:55 06.05.2014 (1)
Нну... Я не очень хорошо помню мизансцену. Там, по-моему, выбитое окно в этом доме, куда они шли. И Кайдановский прислонился к стене с этим окном, что ли...
Ротару... Понятно, что она пела в той стилистике диско, которая тогда была популярна.
Но и Кайдановский (при всей моей любви к этой совершенно мистической фигуре) читает как-то... специфически, что ли... Я себе представляю эти стихи не так. Я ж говорю - у каждого своё.
     00:01 07.05.2014 (1)
Верно, окно.
ВОТ
Не специфически, а косит под Арсения, только не очень хорошо вышло. ИМХО.
     00:04 07.05.2014 (3)
2
Не, ну у них же тембрально и высотно разные голоса. У А.А.Т. всё-таки ниже. А имитировать интонацию без тембральной идентичности бесполезно. Всё равно выйдет малопохоже.
Кст, Кайдановский, по-моему, инопланетянин.
     12:02 07.05.2014
По поводу Кайдоновского-инопланетянина.
У меня есть одна маленькая повесть, "Последняя попытка". И мне для героя потребовалось лицо. Не в смысле внешности, а для ... не знаю, для чего, для себя. Так вот, в начале повести лицом был Кайдановский. Потом другой человек.
     00:15 07.05.2014 (1)
вот потому и не получилось у него. Интонация-то Арсения, ну мне так кажется.
Сто процентов инопланетянин.
     00:17 07.05.2014 (1)
всё у него получилось  
     00:43 07.05.2014 (1)
моё ты солнушко. Что моё ИМХО супротив ИМХО самого Брахмапутры - тьфу  
     00:53 07.05.2014 (1)
не, ну серьёзно, ты говоришь, что не получилось потому, что не похоже на чтение автора :)
во-вторых, "он даже стихи написал - вот они"
они и должны были звучать вторично к нему, показывая его личный надрыв и надрыв автора
     00:58 07.05.2014 (1)
Юра, как ты сформулировал, я в трансе.
Ты почему прозу не пишешь, Аржун?
     01:08 07.05.2014
я слишком краток и мне всё ясно :)
и я работаю с растворением, когда освою, стану работать с обратной материей :)
вот только в этой ли жизни - фиг знает :)
а Сталкера я стока раз пересмотрел... :)
Тарковский - самый любимый, помимо Куросавы пожалуй,
вот тока Жертвоприношение, правда, не видел - никак не решусь
Кайдановский достаточно близок мне(в Сталкере, по крайней мере), только он не научился разотождествляться с тем, с чем сливается, пустотности, потому и сгорел...
     00:12 07.05.2014 (1)
Кайдановский божественен.
Инопланетянин - слишком прозаично.
     00:21 07.05.2014 (1)
Я как-то смотрел программу о том, что стало с его комнатой (с чёрным потолком) в питерской коммуналке, где он жил. Потолок новыми хозяевами был к тому времени уже побелён, по-моему.
А примерно за год до смерти было интервью с ним, где он как раз сидел в этой комнате, рассказывал интервьюеру об этом необычном чёрном потолке, ну и о другом-разном... Потом в ванную их провёл, показал, что собой представляет это коммунально-общественное ржавое корыто... В общем, было видно по всему, что нелегко ему тогда приходилось.
Впрочем, ему легко никогда не приходилось.
     00:56 07.05.2014 (1)
чёрные потолки(и не только) красят не только инопланетяне, но и ещё кое-кто, впрочем, этого Вам знать не обязательно :)
     08:00 07.05.2014
Он не красил. Потолок был таким до его вселения в комнату.
     11:57 07.05.2014
Как всё-таки загадочно устроен наш мир!
Я уже не первый раз замечаю, что те люди, которые совершено непонятно почему сразу тебе нравятся, любят, оказывается то же, что и ты...
Александр, спасибо за заметку.
Таня, привет.
     21:16 06.05.2014
Мне твочество Т. напоминает творчество Фета. Как бы чистое искусство.
- в "Сталкере" нудача С. в том, что они не хотят ИГРАТЬ.
это фильм про артиста и про кино.
Ребёнок только играет, а стакан сьезжает от вибраци от поезда...
Спсибо!
     20:29 04.04.2014 (1)
Тарковский -гений! Конечно, он корежил любимых Петром интеллектуалов Стругацких, но имел право! И Банионис и Кайдоновский все вытянули... талантом своим...Но повести книжные лутче!  " Андрей Рублев"-сумрачный фильм...боюсь даже пересматривать , в меланколию впаду ненароком... Ибо как было и нихрена просвета...И не будет.
     20:50 04.04.2014 (1)
Для меня Андрей Тарковский - тоже феномен, я бы сказал, комплексный. И мне трудно отделить его от актёров, с которыми он работал, или от Вячеслава Овчинникова, например, который писал музыку для "Андрея Рублёва" и "Иванова детства", от Рерберга и других.
     21:02 04.04.2014 (1)
Люблю стихи папы его...ранние и ранимые...
"Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло,
Только этого мало.."
В страшном сне невозможно представить как дура из Синепупска сии стихи колбасит -голосит...Хотя какая  она дура...Обычная москвЫчка как и все масквычи...:-)
     21:12 04.04.2014 (1)
Это Матецкого, по-моему, песня.
Но София Ротару - это всё-таки София Ротару.
Меня вот погода в доме у Ларисы Долиной тоже мало интересует. Но это не отменяет Долиной.
Кстати, Матецкий - тоже хороший композитор.
     21:41 04.04.2014 (1)
Кстати, Пугачиха тож пела...Мало поисковики окучиваешь!
     22:00 04.04.2014 (1)
(оскорблённо) Я не окучиваю поисковики...
     22:02 04.04.2014
Не извезди Алишер Навои...
     19:52 04.04.2014 (1)
А давайте, на минуту, представим – он Вася Пупкин.
И полетел бы он, с нами его такими почитателями, к едрени на Рю де ла Пэ…
С почтением, Цнин.
     19:53 04.04.2014 (2)
Почему обязательно Пупкин? Был Василий Шукшин. Гений.
     21:45 04.04.2014
Шукшин, конечно, не гений, он Талант земли русской...Гении те , кто залупились , взяли гранты и как петушки под зернышком полетели у хозяина крошки клевать...Типа этого...с бородкой..царствие ему небесное...человек же был...
     20:05 04.04.2014 (1)
(Юмор ваш оценил: согласен  , пример неудачный)))) но, все ж, Вы испросили)

Не-е-е... я ничего не имею против Михаила Тарковского.
...и против Василия Макаровича, конечно же.
С первым менее знаком (мало читал)), а посему, восторгаться не буду...
...
Я против некоторых почитателей... талантов временем ИМЁН проверенных.  )
К Вам это "против" отношения не имеет.
Хотя, мне Ваша статья о Платонове понДраву более.

(пытаюсь обосновать свою оценку))
     20:57 04.04.2014 (1)
Ну... я не думаю, что Тарковский - моден. А, с другой стороны, ну, пусть кто-то "говорит" о Тарковском из желания соответствовать. Ну и что? Мотив вполне может перерасти со временем в потребность понять.
     21:06 04.04.2014
Да, Александр, согласен с Вами... Мотив вполне может перерасти со временем в потребность понять.   и не проч этакой пропаганды... (пусть такое слово))

Ждать со временем не будем... соответствовать)) Стараться будем.
Цнин.
     19:06 04.04.2014 (1)
спасибо, Александр, прочитал с удовольствием...
многих мы ещё забываем вспомнить, увы...
а что Саша, взял бы, и написал разбор хотя бы того же "Зеркало" или "Ностальгии"... именно твой взгляд на его картины, мне кажется было бы интересно...
да, кстати, есть ещё книга о Тарковском, Бергмана...
проза его племянника, одна из лучших на сегодня... по крайней мере, для меня...
доброго здоровья!
     19:10 04.04.2014 (1)
Да, о Михаиле Тарковском я узнал уже достаточно давно. Помню, тогда ещё начала выходить на "Культуре" программа "Книжная лавка" - что-то типа книжного магазина на диване. Вёл...  счас вспомню...  Иван Панкеев. Кажется. Вот там, опять-таки, насколько помню, услышал и о Михаиле Тарковском.
     19:22 04.04.2014 (2)
1
Александр, ваш "ботанический" взгляд на вещи, наталкивает на сакральные мысли, что именно вы придумали литературу...
     21:06 04.04.2014
Он не только придумал -приготовил, но еще и съел! Кулинар еще из тех подвалов  где коньяк пахнет коньяком!:-)
     19:28 04.04.2014 (1)
Но признаюсь честно: я Мих. Тарковского пока не читал. Была возможность заказать книгу, но почему-то не заказал. А сейчас уже не пользуюсь подобным сервисом.
Знаю, что он живёт где-то в Сибири: то ли в Томске, то ли... где-то за Уралом, в общем. Прозаик, а не поэт, как его дед. Знаю, что не выпячивает своего родства с Андреем Арсеньевичем. Вообще - немногословен, не любит всякой шумихи. Вот, пожалуй, всё.
     19:54 04.04.2014 (1)
а я читал, гоняюсь за его прозой, но в нашу глухомань духовную, хрен что привозят... настоящий мужик, уважаю его по-человечески... работает охотником...
     19:59 04.04.2014 (1)
так что, Сашь, слабо тебе написать?))
     20:52 04.04.2014 (1)
Да нет, никаких разборов "Зеркала" или "Сталкера" от меня, конечно, не дождаться. Это не кокетство. Я просто здраво оцениваю свои силы.
     20:57 04.04.2014
жаль... жаль, что тебя только хватает на память, но и это много... у кого-то и "памяти" нет... а мне было бы интересно... для меня Тарковский всё ещё остаётся терра инкогнито...
доброго здоровья!
     20:23 04.04.2014
О дне рождения не знал.
Его отец, Арсений Тарковский - один из моих любимых поэтов.
Начал читать его после "Зеркала".
Люблю "Андрея Рублева".
     19:02 04.04.2014 (1)
Я был под большим впечатлением от просмотра фильма ,,Андрей Рублёв".
Да, это действительно Кино с большой буквы - так снимать, такая сильная игра актёров, прямо живёшь в картине. Сильно!!!
И ещё ,,Ностальгия" с Янковским - вещь!
,,Солярис" и ,,Сталкер" - уже не то...
     19:13 04.04.2014
Спасибо, Сергей, за отклик... А я как-то в каждой его картине нахожу что-то важное для себя как для зрителя. Трудновато (рискну сказать даже: скучновато) для меня "Жертвоприношение". Но опять-таки: это - прекрасная скука. Или так: не скучновато, а прекрасно-медлительно. Как при просмотре бесконечного Антониони, например.
Реклама