Вопрос: зачем нужна философия современному человеку?
Ответ: философия нужна нам для того, чтобы хоть частично понять то, о чем говорится в Библии.
Любая наука характеризуется семью основными компонентами: предназначенностью, аксиоматикой, понятиями, методологией и методами, установленными фактами и закономерностями, практическими рекомендациями и приложениями. Философия также имеет аналогичные составляющие, что собственно и послужило формальным основанием признать ее за науку. Однако это не так.
Вместо аксиом философия начинается с так называемых первопринципов. Они отличаются от аксиом тем, что, как говорил Чжуан-цзы, первопринцип не может быть постигнут ни зрением, ни слухом… Первопринцип не может быть услышан; то, что слышится, не ОН, первопринцип не может быть возвещен; то, что возвещается, не он… Первопринцип нельзя ни помыслить, ни описать. Все, что может быть увидено, услышано, возвещено или описано, с необходимостью принадлежит к проявлению реальности, то есть является ни чем иным, как неким утверждением, выведенным из первопринципа.
Для того чтобы нагляднее представить, что есть первопринцип, приведу такой пример из другой области. У величайшего композитора Альфреда Шнитке в одном из немногочисленных интервью спросили, как ему удается сочинять такую удивительную музыку, в которой вроде бы нет лада, но стоит исказить хотя бы одну ноту, как все музыкальное произведение начинает звучать диссонансом. Он ответил: «Музыку сочиняю не я, это делает кто-то другой. Я лишь кое-что чувствую и просто записываю».
Именно в реализации перехода от первопринципов к аксиомам заключена гносеологическая роль философии, позволяющая поставить ее на более высокую ступень иерархии по отношению к любым наукам.
Как, каким образом осуществляется этот переход неизвестно. Но факт остается фактом — были, есть и будут люди, которые каким-то образом воспринимают первопринципы и на их основе формулируют базовые аксиомы, которые становятся краеугольным камнем какой-либо науки. Эти люди и называются философами не по профессии, но по существу.
Хрестоматийный пример, Альберт Эйнштейн. Неизвестно на какой первопринцип он опирался, разрабатывая теорию относительности, но точно известна базовая аксиома этой теории: никакое вещественно-энергетическое преобразование (включая пространственное перемещение) не может осуществляться со скоростью большей скорости света.
Другой пример — Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рассуждая о божественном творении, он воспринимал мир через призму гармонии, устойчивости и непрерывности, полагая, что Бог не мог поступить иначе, создавая наш мир. Соответственно этому он сформулировал две базовых аксиомы, положенные в основу современной математики. Первая аксиома гласит: «Все подчиняется экстремальным принципам лишь потому, что мы с вами живем в лучшем из миров», вторая аксиома: «Все во вселенной находится в такой связи, что настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, и всякое данное состояние объяснимо естественным образом только из непосредственно предшествовавшего ему».
Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что философия — это не наука, но «наука наук». Поэтому, когда говорят «кандидат философских наук» или «доктор философских наук, — это коробит слух. Правильнее говорить: «кандидат философии», «доктор философии».
| Помогли сайту Реклама Праздники |
в быту мы говорим по-простому: "Так сложилось"