Заметка «ОБ ЭКОЛОГИИ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 480 +1
Дата:

ОБ ЭКОЛОГИИ

Вопрос: зачем нам экология?
Ответ: чтобы не сдохнуть.
Вопрос: ну и как обстоят у нас дела с экологией?
Ответ: сегодня с этой экологией у нас полный "абзац".

Экология — это учение о взаимоотношениях между человеком и природой. В истории этих взаимоотношений можно выделить три стадии: приспособительную, утилитарную и коэволюционную.

Первая стадия берет начало в эпоху первобытности, когда человек жил, пользуясь дарами природы (рыболовство, охота, собирательство). В это время он не преобразовывал природу, а лишь приспосабливался к ней. Силы природы довлели над человеком. Природа была «хозяином», а человеческое сообщество в целом выступало «просителем».

Вторая стадия начинается с промышленных революций XVII-XVIII веков и заканчивается к середине XX века. Основной лозунг этого периода точно выразил советский биолог-селекционер Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — вот наша задача». В целом такое взаимоотношение человека и природы можно охарактеризовать как «хищничество». Причем «хищником» выступало человечество. Предпосылки к экологическому конфликту уже зародились, но явные результаты еще не обнаружились. Природные ресурсы в это время достаточно велики, а производственные возможности человечества пока малы.

К середине XX века мир, созданный деятельностью человека, по Вернадскому — ноосфера, становится по своей мощи соизмеримым с миром естественной природы и даже в некоторых аспектах превосходит его. На этом рубеже хищническое отношение человеческого сообщества к природе приблизилось к своей критической черте. Дальнейшее следование по этому пути неминуемо должно было вызвать ответную реакцию природы. Подойдя к этой черте, человечество осознало, что, поскольку природа «шутить не любит», то последствия ответной реакции могут быть для нас катастрофичными. Кроме того, выяснилось, что мы почти ничего не знаем о возможных вариантах ответной реакции природы в конфликте с человеком. В результате коллективного понимания такой ситуации уже со второй половины XX века отношение человека к природе стало меняться. Начался новый коэволюционный этап. От идеи господства над природой человечество переходит к идее партнерства, предполагающего совместное развитие (коэволюцию) в условиях конфликта типа «доброжелательная эксплуатация». В этом равновесном конфликте стороны хотя и оказывают друг на друга отрицательное влияние, но вместе с тем находят компромисс, обеспечивающий возможность совместного развития без глобальной катастрофы.

Разновидностей этих конфликтов множество, но особое место в этом ряду занимают конфликты между человеком и природой, созданной руками человека. Эту искусственную природу образуют: различного рода производственные, коммуникационные, технологические, энергетические и другие технические системы (техносфера); растения, животные, микроорганизмы, — посаженные, выведенные и выращенные человеком искусственным путем (искусственная биосфера). Эта природа занимает промежуточное положение между естественной природой и человеком. В ней обнаруживается определенная внутренняя самостоятельность, структурность и упорядоченность. Ее развитие происходит по своим законам, отличным от законов развития человеческого сообщества и естественной природы. Результатом этого могут быть как гармония, так и конфликты: «человек — техносфера», «человек — искусственная биосфера», «техносфера — искусственная биосфера». В наше время эти конфликты развиваются нарастающими темпами, приобретая черты антагонизма.

Создание и развитие искусственной природы следовало прогрессивной идее: освободить человека от тяжелого рутинного труда, обеспечить его продуктами питания, украсить мир комфортом и достатком, в целом улучшить жизнь людей. ХХ век изменил ситуацию. Создав огромную по своим масштабам и энергетике искусственную природу, человек усилил свое воздействие на естественную природу (конфликт «человек — природа» перерос в конфликты «естественная природа — техносфера» и «естественная природа — искусственная биосфера») и сам стал участником конфликтов с техносферой и искусственной биосферой. В этом плане особенно показательно проявила себя техносфера. Ее бурное развитие вывело человечество на новый виток эволюции. Теперь социальные конфликты всех уровней, так или иначе, связаны с техникой, неодушевленными предметами, служащими человеку.



С переходом к новой стадии развития взаимоотношений человека и природы начинает изживать себя бытующий сегодня природоохранный способ разрешения возникающих экологических проблем. В современных экологических конфликтах человек и природа выступают уже равноправными, взаимно активными и разумными сторонами. Для того чтобы в ходе совместного развития они пришли к компромиссу, человеку необходимо уже не столько охранять природу, сколько научиться понимать и практически реализовывать механизмы саморегулирования возникающих противоречий. У природы такие механизмы есть, а человеку надо их создавать. Иначе придется защищать не природу, а себя от природы. В утилитарном плане речь идет не о трогательных призывах «зеленых» не портить природу, а о необходимости преобразования существующих природоохранительных органов из «охранников» в «экологических менеджеров» с возложением на них функций изучения возможных ответных реакций природы в экологических конфликтах и поиска рациональных механизмов их регулирования. Соответственно должно меняться экологическое законодательство, которому следует опираться не на соблюдение эфемерных экологических норм, а базироваться на принципах поиска разумного компромисса между социумом и природой. Только тогда появится реальная возможность оградить не только природу от посягательств человека, но и защитить самого человека от разрушительных ответных действий со стороны природы.

В этом контексте стоит еще раз вдуматься в смысл известного, но так и непонятого современниками, изречения Альберта Эйнштейна: «Raffiniert ist der Herr Gott, aber boshaft ist er nicht» («Господь бог изощрен, но не злонамерен»), что в нашем случае означает — конфликты с природой опасны и губительны для человека, но вина в этом не природы, а человека. От себя добавим. В общении с природой человек никогда раньше не встречал попыток сознательного сопротивления своей экспансии. В наше время ситуация изменилась: в конфликтах «природа – человек» коса находит на камень. Насилие над природой вызывает изощренную ответную реакцию, суть которой человек не всегда способен понять. Он ведь по-прежнему считает природу некой «тупой» субстанцией, не способной содержать в себе то, что сам называет сознанием. Мы никак не можем взять в толк, что по сравнению с Природой современный человек жалок и глуп. Мы лишь истолкователи Природы и понимаем ее суть  ровно на столько, на сколько она нам позволяет; свыше этого мы не знаем и не понимаем ничего. Так, почему же мы набрались наглости объявить себя вершиной эволюции, на каком основании считаем существ растительного и животного мира низшими созданиями, почему всё то, что не мы — глупее нас? Пока будет так — мы на пути к экологической катастрофе и своей гибели.
Реклама
Реклама