Заметка «ОБ УСТРОЙСТВЕ ДУШИ ИЛИ АНАТОМИЯ ПСИХИКИ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 466 +1
Дата:
«Теоретические основы системного анализа»
Предисловие:

ОБ УСТРОЙСТВЕ ДУШИ ИЛИ АНАТОМИЯ ПСИХИКИ

Вопрос: что такое душа человека?
Ответ: только тот, кто обладает этой штукой, заморочивается таким вопросом.



Вся информация, циркулирующая в человеке, образует нашу психику или  душу. Главное назначение психики — управлять поведением человека и регулировать его внутреннее состояние. Для этого у нас есть многочисленные датчики информации, например, зрительные, слуховые, тактильные. Информация от них поступает в специальный раздел психики, который можно назвать «решателем». В нем с помощью системы алгоритмов оценивается информация, принимаются решения, и формируются команды. Эти команды поступают в исполнительные органы и части тела, меняющие наше положение и внутреннее состояние. Датчики информации фиксируют эти изменения и передают данные «решателям», которые снова оценивают информацию, вырабатывают решения, формируют команды и процесс повторяется. Заметим, что описанное выше — чисто информационный процесс, носителем которого являются нервные ткани и клетки, в том числе и головного мозга. Так что мыслим мы не мозгами, как многим представляется, а алгоритмами и другими информационными процедурами.

Центральным разделом психики является раздел, который мы назвали «решателем». В нем можно выделить четыре информационных слоя: интуитивный, интеллектуальный, рефлексный и инстинктивный.

Инстинктивный слой — это начальная ступень психического развития человека. Он характерен тем, что при его полном доминировании мыслительный аппарат практически не используется. С информационной точки зрения — это совокупность алгоритмов принятия решений, обеспечивающих нашу бессознательную, сенсомоторную реакция на внешние раздражители. Такие алгоритмы называются инстинктами. Их носителями выступают генные структуры, передаваемых от родителей к детям. С каждым последующим поколением инстинкты постепенно и очень медленно меняются, пополняясь и модифицируясь. Текущие события включают в них новую информацию — она переносится на прошлое, объединяется с ним, корректируя инстинктивные алгоритмы по мере смены поколений.

Рефлексный слой представляет собой вторую ступень эволюции психики. Его можно назвать сферой машинального, привычного, заученного. Внешне механизм принятия рефлексных решений весьма прост. В процессе социализации в психике человека происходит формирование и фиксация эталонных (типовых) ситуаций и связанных с ними решений. Связки «ситуация-решение» постепенно накапливаются, сортируются и обобщаются, образуя своеобразный банк знаний. Получая через органы чувствования текущую информацию о ситуации, человек обращается в этот банк, отождествляет ее с наиболее близкой эталонной и сразу «без раздумий» принимает решение.

Интеллектуальный слой является третьей ступенью в эволюционной лестнице развития психики. Интеллект — это знания + правила и алгоритмы, позволяющие воплотить знания в решения, а затеи и в целевые действия. Базу интеллекта образуют логические правила и алгоритмы дедукции («от общего к частному»), индукции («от частного к общему») и традукции («от частного к частному»). Интеллект полезен и, в тоже время, опасен. Для людей с доминирующим интеллектуальным мышлением практически нет преград в достижении поставленных целей. Однако, они, сами того не замечая, испытывают трудности в определении целей. Им кажется, что они точно знают, что есть «хорошо» и что есть «плохо», и пытаются навязать свое мнение другим. На самом деле они, как правило, ошибаются, формирование целей выходит за рамки интеллекта: целеобразование — прерогатива не интеллектуальной и даже не психической, а духовной составляющей человека.

Интуитивный слой представляет собой четвертый шаг в эволюции психики. Интуиция — это способность человека непосредственно постигать проблемную ситуацию и принимать решения без использования логических или каких-либо других доказательств. Для современной науки алгоритмы и механизмы интуиции пока скрыты «за семью печатями». Вместе с тем установлено ее основное свойство: наиболее ответственные и важные решения, связанные со значительной неопределенностью, большой размерностью и существенным риском, принимаются, как правило, на основе интуиции.

Как мы видим, информационный или психический мир человека многообразен и весьма сложен. Помимо названых слоев принятия решений, анатомия психики включает еще ряд информационных компонентов. В частности, память, темперамент и эмоции.

Наша память – это не просто хранилище, где накапливаются и раскладываются по полкам данные, поступающие от органов чувств, а затем по мере надобности выдаются в другие отделы психики. Особенности нашей памяти определяются ее способностью к формированию так называемых фантомных (от фр. fantome – призрак) моделей. Эти модели представляют собой законсервированные сжатые информационные блоки, связанные с множественностью отображения прошлых реалий, предполагаемой деятельности и нереализованных возможностей. Последующие события и текущие проекты включают в эти модели новую информацию – она переносится на прошлое, объединяется с ним. Этот переплетающийся информационный конгломерат самоорганизуется, структурируется, преобразуется и сжимается – формируется фантомная модель «того, что могло бы быть, ... а может, и было». Особенно много фантомных моделей возникает в детстве, и они определяющим образом влияют на жизненные установки, направление развития и будущую деятельность человека. Иногда детские фантомные модели всплывают в сознании взрослых людей, подвергаются дополнительной обработке и снова консервируются. Фантомный характер этих моделей проявляется в том, что через определенное время в них стирается грань между «тем, что было, и тем, что есть», и возникает устойчивая вера в фантом – некую идею, доктрину или установку, которая на самом деле может и не соответствовать реалиям. Частичное подтверждение фантома наблюдениями превращает его в программу действий, а иногда – в программу жизни, которой иные слепо следуют в своем поведении, невзирая на возникающие противоречия со своим окружением. При самооценке доктринная несостоятельность зачастую маскируется под «принципиальность», «настойчивость», «верность идеалам» и прочие атрибуты, что еще более усиливает конфликтные качества данной личности.

Особые свойства нашей памяти не ограничиваются фантомным фактором. Помимо этого, наблюдается ее опосредованное влияние на поведение человека через способы обеспечения информацией механизмов принятия решений. Еще Карл Густав Юнг разделял всех людей на интровертов и экстравертов. Интроверты ориентированы на свой внутренний мир, то есть их механизмы принятия решений используют главным образом априорную информацию, содержащуюся в памяти. У экстравертов процесс принятия решений связан, прежде всего, с внешней, текущей информацией, поступающей непосредственно от органов чувств. К этому следует добавить, что существует еще один тип людей, которые живут ни прошлым, ни настоящим, а преимущественно мечтами, грезами, прожектами, то есть будущим (назовем этот тип психической ориентации «футуризмом»).

Темперамент и эмоции характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, ритма и интенсивности (в первом приближении можно считать, что эмоции есть ни что иное, как ситуативный темперамент). Это своего рода психические катализаторы, регулирующие (ускоряющие или замедляющие) работу всего комплекса механизмов, составляющих психику человека. Как известно, по своему темпераменту люди подразделяются на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Такая дифференциация, по-видимому, сложилась эволюционно, в результате длительного проживания компактных человеческих групп в существенно различающихся физико-географических и климатических природных условиях. Различия в темпераменте и в эмоциональном восприятии ситуаций сами по себе могут служить фактором, воплощающимся в противоречивые действия через механизмы принятия решений. Так, например, меланхоликам и флегматикам в большей мере свойственна интуиция и интеллект, а сангвиникам – рефлексный механизм принятия решений.

Пока отсутствует модель психики, способная исчерпывающим образом ответить на все то множество вопросов, которые мы задаем себе, пытаясь понять собственное информационное устройство. Однако сказанного выше достаточно для того, чтобы выяснить, например, то что происходит с психикой человека после его смерти.

Еще древние говорили, что смерть — это разъединение тела и души. Сегодня эта фраза из разряда мистических, перешла в разряд научных. Она означает, что в момент смерти информационная часть человека (душа) отделяется от своего персонального носителя — вещественно-энергетической части (тела). Потеряв свое управляющее начало, вещественно-энергетическая составляющая реструктуризируется, превращаясь в иную структуру, поведением которой управляют информационные процессы, свойственные физико-химическим явлениям. Тело превращается в то, что мы называем прахом.

Куда же перемещается наша душа после того как она теряет свой носитель?

Если мыслить вещественно-энергетическими категориями, то эта составляющая должна куда-то перейти, трансформироваться, но обязательно сохраниться в той или иной форме. Но давайте проведем такой мысленный эксперимент. Возьмем CD-диск с романом «Воина и мир» и сожжем его. А пепел развеем, то есть сделаем произведенную нами операцию необратимой. Попробуем, например, через год найти информацию, которая ранее была на нем записана. Очевидно, что сделать этого мы уже не сможем. Куда же она подевалась? Никуда — в информационном мире не выполняются законы сохранения. Печально, но с душой — информационной составляющей человека — происходит нечто подобное, с той разницей, что еще при его жизни она распространяется на другие носители. В частности, вносится в генные структуры потомков — продолжателей рода, фиксируется в текстах книг, отражается в художественных творениях. Таким образом, исчезая в «никуда», наша душа остается «жить» в наших детях, в мыслях великих людей, в творениях художников, скульпторов и архитекторов. В этом смысле можно говорить о бессмертной сущности нашей с вами души. Вот, что писал по этому поводу философ Петров М.К.: «…понять человека как существо социальное, значит допустить, что рядом со смертным человеком располагается некая внешняя ему, долгоживущая бессмертная и практически вечная сущность, что человек есть симбиоз биологического и социального, смертного и бессмертного. Если отказаться от этого допущения, станет совершенно непостижимым, каким образом люди преодолевают биологический разрыв между неравными системами индивидов, оказываются в состоянии наследовать накопленный предшественниками опыт, не представленный в собственных генах. Не будь такой долгоживущей сущности, человек оказался бы в положении обычного животного, каждый начинал бы свою особую историю с фундамента врожденных умений и навыков, который заложен в биокоде».

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     08:35 09.10.2016
Очень интересно!
Значит я когда уйду в под земное царство кормить... ну этих не помню, как их звать, что в земле живут, а душа моя-субстанция невидимая просто рассыпется или растворится, а может вообще усохнет.
А может она, как вода поменяет себя?
Ну вода же меняется... дождь, река, пар, иней, снег, град... все это вода и даже воздух- это вода.
Вот и душа тоже, только более сложнее- она умеет мыслить!

09:32 23.10.2014
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама