Снова о Чингисхане и Батые
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 232
Внесено на сайт:
Альбом

Снова о Чингисхане и Батые

Итак, дорогие любители истории, вернемся снова к теме, вызвавшей столь живой отклик.
Как уже говорилось в заметке «О монголо-татарском иге» мы знаем в лучшем случае четырех правителей Золотой Орды. Учитывая, что так называемое «иго» длилось 240 или 260 лет, этого явно недостаточно.
Известные нам имена: Чингисхан, Батый, Тохтамыш… и … и все. Хан Ахмат, при котором состоялось Стояние на Угре в 1480 году, когда иго пало, всего лишь полководец. Не верховный правитель.

Рассуждая далее, мы вспомнили, что историки едины во мнении, что Чингисхан - не имя собственное, а титул. Переводится как «Великий хан».
Тогда естественно предположить, что Чингисханов было много. Все они естественным порядком наследовали друг другу и поочередно вступали на престол Золотой орды. И количество их соответствовало временному промежутку в два с половиной столетия.
Теперь осталось главное - выяснить имена Чингисханов, правивших Русью столь долгое время. Но где искать? Историки по этому поводу хранят целомудренное молчание.
Неужели все так безнадежно?

Довольно неожиданно ответ удалось найти… где бы вы думали? … В Оружейной палате Московского Кремля.
Оружейная палата занимает довольно крупное здание в несколько этажей. Но мы рассмотрим только те залы, где экспонируются посольские дары и драгоценное оружие XII - XIX веков. Все наши находки там.
Рассмотрим схему. В плане верхний этаж Оружейной палаты напоминает пульт от телевизора. В продолговатой части - различные драгоценности Средневековья и (это главное!) посольские дары. В круглом зале - выставка русского оружия XII - XIX веков.

Когда мы входим, наше внимание невольно приковывается к просторным витринам, заполненным бесценными сокровищами. Золото, золото, золото, драгоценные камни… и все это в потрясающей по филигранности работе ювелиров. Удивительная красота.

И поэтому практически никто (в том числе и сотрудники Оружейной палаты) не обращают внимания на скромные белые медальоны, расположенные на стенах.

МЕДАЛЬОН (франц. medaillon),

1) изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении.
2) Ювелирное украшение (обычно в виде круглой или овальной коробочки); служит для хранения портрета или какой-либо реликвии.

Но мы специально эти медальоны искали и потому сумели их заметить.
В этих медальонах расположены портреты Великих князей, правивших Русью с момента ее возникновения.
Поскольку они чисто скульптурные (белые на белом фоне) разглядеть детали практически невозможно. Нужен специальный постамент, чтобы подняться, приблизиться…
Но это же хранилище исторических ценностей! Тут же бесценные сокровища!
Так что с постаментами или хотя бы со стремянкой в этот зал не пустят никого. Даже уборщицам не позволяется обмести пыль с этих высокорасположенных портретов. И потому их рельефные поверхности покрыты слоем уже не обычной мягкой бытовой пыли, а черным прахом, накопившимся за десятилетия.

Но для себя отметим главное: в зале с посольскими дарами на стенах размещены портреты Великих князей, правивших Русью.
Прослеживается некая логическая связь, верно?
Дары-то вручались кому? Правителям!

Теперь заглянем в небольшой по площади круглый зал с русским оружием. Здесь тоже роскошно. И витрины заполнены столь уникальными экспонатами, что трудно поднять голову и разглядеть высоко и неудобно расположенные портреты каких-то князей в… золотых коронах.

Золотые короны… Мы с детства помним, что русские князья в качестве символа власти носили шапку Мономаха. Эта истина настолько общеизвестна, что отражена даже в пословице.
И, кстати, несколько шапок Мономаха различного фасона хранится как раз в Оружейной палате. Но корона?
До сих пор мы полагали, что золотые короны с острыми лучами являлись принадлежностью исключительно европейских монархов. Или нет?
Чтобы решить возникшее противоречие заглянем в древнерусские летописи, которые, к счастью, снабжены многочисленными иллюстрациями.
Что мы тут обнаруживаем?
На странице из Лицевого свода в центре композиции мы видим Великого князя. Все правильно, правитель должен занимать главное место.
Но в самом верхнем ряду слева изображен еще один руководитель. В золотой лепестковой короне.
Так как древние иллюстрации (и иконы) зачастую писались, как развернутый рассказ, (своего рода мультфильм), где один и тот же персонаж мог быть изображен в различных эпизодах своей жизни, то возникают два предположения.
Первое: один и тот же правитель во дворце носил один головной убор, а в военном походе надевал другой.
Золотая корона - по сути металлический обруч. Снабженная острыми лучами, она может рассматриваться как разновидность шлема, защищающего голову.
Ну, а шапка Мономаха - парадный головной убор, не имеющий функций защиты от удара мечом.
Однако картинка из Лицевого свода противоречит этому предположению. Правитель в центре (тот, что в шапке Мономаха) изображен молодым, темноволосым. А тот, что в золотой короне - человек пожилой, с седой бородой и серебряными волосами.
Не похоже, что это один и тот же деятель.
Тогда нам остается перейти ко второму предположению.
Второе: Во главе Руси стояли два деятеля. Один - Великий князь - осуществлял политическое руководство, второй - главнокомандующий, атаман, батька - возглавлял войско.

И это второе предположение объясняет буквально все.
Портреты Великих князей расположены в зале с посольскими дарами. Портреты главнокомандующих в золотых коронах - в зале с русским оружием.

Переходим к Чингисханам - Великим ханам.
Легко представить, что и здесь система такая же. Чингисхан осуществлял политическое руководство. Батый был главнокомандующим.
Понятно, что эти должности занимали представители элиты, принадлежащие к царскому роду. То есть родственники. И в какие-то моменты Батый мог быть внуком одного из предыдущих Чингисханов, а в последствии, набрав опыта и политического веса, сам мог стать Великим ханом - Чингисханом.
Таким образом, мы имеем два правящих титула - Чингисхан и Батый. А имена князей, последовательно носивших эти титулы, запечатлены в череде портретов, украшающих залы Оружейной палаты.
Вот только добраться бы до портретов и прочитать бы все подписи…

Оценка произведения:
Разное:
Реклама