Вопрос: зачем простому человеку знать, что такое рефлексивное управление?
Ответ: чтобы этот человек врал не как зря, а с разумением.
Рефлексивным (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение) называется обоюдостороннее управление, при котором каждая сторона стремится к тому, чтобы заставить (принудить) другую сторону действовать так, как это выгодно ей самой. Смысл этого управления заключается в том, чтобы передать каким-либо образом противостоящей стороне (пусть это будет сторона «В») информацию, которая заставит ее выбрать стратегию своего поведения (программу действий на некоторую перспективу), выгодную для стороны «А», то есть для той стороны, что ведет рефлексивное управление. В этом смысле говорят: сторона «А» мотивирует поведение стороны «В». С этой целью сторона «А» должна:
а) уяснить потребности и интересы стороны «В», то есть понять мотивы, определяющие ее решения, поступки и линии поведения;
б) узнать или спрогнозировать возможные варианты действий стороны «В», ее конкретные цели и намерения, способы их достижения, ресурсные и коммуникационные возможности, а также внешние ограничивающие факторы;
в) принять (опираясь на эти данные) решение относительно собственного поведения и на этой основе рассчитать выгодную для себя стратегию поведения другой стороны;
г) изыскать способ и передать стороне «В» такие данные о себе и своих намерениях, которые побудят ее выбрать стратегию поведения, выгодную для стороны «А».
Если сторона «Б» так же ведет рефлексивное управление, то ей необходимо так же выполнить указанные операции.
Таким образом, рефлексивное управление рассматривается как составная часть самоуправления в конфликте, представляющая собой пошаговый двухсторонний процесс передачи противостоящей стороне информации, которая мотивирует ее принимать решения и управлять так, как это выгодно стороне, осуществляющей рефлексивное управление.
Рефлексивное управление играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как дипломатия, политика, бизнес, военное дело, административно-управленческая деятельность. А уж каждодневное общение со своей собственной женой сам Бог велел назвать рефлексивным управлением. Его достоинство заключается в гибком сочетании силового и информационного давления на противостоящую сторону, когда поставленная цель достигается не столько силой, сколько умом. Способность вести рефлексивное управление – признак талантливого человека, умеющего поставить под контроль «волю случая» путем навязывания другим своей воли. Такое умение дается от рождения. Вместе с тем можно рекомендовать следующие типовые способы и схемы практической реализации рефлексивного управления, доступные для простого человека.
Рефлексивное управление посредством скрытия и искажения истинной ситуации. Это один из наиболее эффективных и распространенных способов рефлексивного управления. Он заключается в том, что бы доставить оппоненту вполне определенную информацию о своем состоянии, которая бы мотивировала его поведение в заданном направлении, а не ликвидировать вообще поступление любой информации. Этот способ реализуется путем дезинформации. Обязательным условием дезинформации является ее «правдоподобность», обеспечивающая преодоление «фильтров», которые помогают оппоненту выделять истинную информацию из общей массы собираемой.
Рефлексивное управление посредством формирования цели конкурента. Задача заключается в том, чтобы сформировать у конкурента наиболее благоприятную для себя цель его действий в той или иной ситуации. Такой способ реализуется, например, в виде провокации, идеологической диверсии, коварного «дружеского совета» и т. д.
Рефлексивное управление посредством формирования доктрины. Под доктриной будем понимать оперативное средство, в простейшем случае – алгоритм, посредством которого из цели «вырабатывается» решение. Иногда доктрина предстает в вырожденном виде как система элементарных предписаний, например, в таком виде: если «А», то «Б», или если «А», то и «Б» и «В» и «Г». Наиболее распространенный и эффективный прием формирования доктрины конкурента заключается в его обучении. Например, на рынок в течение некоторого промежутка времени регулярно выбрасывается партия товара с достаточно низкой конкурентоспособностью, не представляющей экономической угрозы конкуренту. Конкурент привыкает к такому положению вещей и у него закрепляется данное действие как стандарт поведения противостоящей стороны, что и используется последней для достижения успеха в решающий момент: на рынок начинает поступать добротный товар, пользующийся повышенным спросом.
Рефлексивное управление посредством демонстрации конкуренту ложных намерений. В ходе конкурентной борьбы следует различать цели разных степеней значимости. Например, «глобальная цель» может заключаться в том, чтобы разорить конкурента и овладеть его имуществом. Эта цель формируется до начала конфликтного взаимодействия и может сохраняться до его конца. Частная же цель может состоять в том, чтобы, например, «вытеснить конкурента с определенного сегмента рынка», «овладеть ценными бумагами конкурента», «отрезать его от источников информации» т.д. Эти частные цели возникают в процессе экономического противоборства как следствие отражения некоторой локальной ситуации, и один из конкурентов может использовать это обстоятельство в своих интересах. Например, можно сознательно ослабить свою деятельность на определенном сегменте рынка таким образом, чтобы конкурент смог это увидеть. Тем самым попытаться передать противнику основания для принятия ложного решения о том, что этот сегмент освобождается и на нем не планируется проведение серьезных экономических операций, хотя на самом деле основные усилия будут сосредоточены именно в этом месте.
Рефлексивное управление посредством навязывания конкуренту своей точки зрения на ситуацию. Такое навязывание может быть осуществлено сознательным сбросом конкуренту соответствующей информации, например о собственном финансовом положении. Кроме того, рефлексивным управлением такого типа будет «подтверждение» того, что замаскированные намерения конкурента не вскрыты (хотя на самом деле они вскрыты), а «ложные намерения» конкурента восприняты как «настоящие», хотя на самом деле их ложность установлена и учитывается при планировании собственного поведения.
Рефлексивное управление путем создания у конкурента ложных представлений о своем состоянии. Сущность этого способа заключается в том, чтобы информационными действиями сформировать у конкурента завышенную или заниженную оценку собственного экономического состояния. В принципе это возможно, поскольку любая оценка относительна и субъективна. Следовательно, речь идет о том, чтобы представить конкуренту такую информацию, основываясь на которой он либо недооценит, либо переоценит собственные возможности. Как в том, так и в другом случае, принимаемые им управленческие решения будут неадекватны истинному положению дел.
Рефлексивное управление может быть простым и сложным. До сих пор говорилось о простом варианте, сводящемуся к воздействию только на процесс отображения обстановки (ситуации) у противостоящей стороны. Сложное (и более глубокое) рефлексивное управление заключается в воздействии на механизмы принятия решения. Речь идет об управлении самой рефлексией. Такое управление может реализовываться целенаправленным воздействием на психику управленческого персонала конкурирующей фирмы, например, рекламными, пиаровскими и другими способами, которые ориентируют их деятельность в направлении, нужном для того, кто ведет рефлексивное управление.
Во всех случаях рефлексивное управление будет эффективным если оно сопровождается вариациями в способах мотивации противника и обработки поступающей (добываемой) информации, а также в приемах ведения дезинформации. При этом для стороны, ведущей рефлексивное управление, важно не только отслеживать поведение конкурента и реагировать на его действия, но и упреждать (прогнозировать) его намерения, периодически вводя в заблуждение относительно собственных намерений.
В качестве формальной характеристики взаимной рефлексии используют ранг рефлексии, определяемый следующим образом. Сторона «А» обладает нулевым рангом рефлексии, если она в своем поведении руководствуется гарантированными стратегиями, то есть выбирает из всех возможных вариантов поведения конкурентов наихудший для себя вариант и применительно к нему ведет себя наилучшим образом. В том случае, когда сторона «А» строит свое поведение, предполагая, что сторона «В» имеет нулевой ранг рефлексии, она обладает первым рангом рефлексии. Второй ранг рефлексии возникает тогда, когда сторона «А» предполагает, что конкуренты обладают первым рангом рефлексии. Общая формула для определения ранга рефлексии выглядит так: сторона «А» обладает К-м рангом рефлексии, если она предполагает, что ее конкуренты имеют (К – 1)-й ранг рефлексии. Таким образом, ранг рефлексии данной стороны определяется тем, какой ранг рефлексии она приписывает оппоненту.
При прочих равных условиях выигрыш в конкурентной борьбе имеет сторона с большим рангом рефлексии. Никаких разумных рекомендаций, ограничивающих рост ранга собственной рефлексии, априори предложить нельзя. Существуют две причины, по которым ранг рефлексии может оказаться конечным. Во-первых, это – нецелесообразность увеличения ранга рефлексии свыше некоторого значения, когда его дальнейшее увеличение заведомо не приводит к увеличению выигрыша. Во-вторых, возможности человека по переработке информации ограничены, и бесконечный ранг рефлексии является не более чем математической абстракцией.
| Помогли сайту Реклама Праздники |