Заметка «О КВАЗИПЕРИОДИЧНОСТИ И СИНХРОНИЗМЕ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 8
Читатели: 779 +1
Дата:
«Системная конфликтология»

О КВАЗИПЕРИОДИЧНОСТИ И СИНХРОНИЗМЕ

Уже давно было замечено, что многие явления представляют собой чередующуюся последовательность взаимно-ответных действий сторон, обладающую некоторой периодичностью. Если заняться измерением длительности этого периода применительно к какому-либо явлению (например, боксерскому поединку) и попытаться набрать статистику, то окажется, что действия сторон определенным образом синхронизируются (одно следует в ответ на другое) через «случайные» промежутки времени, а каждое из них обладает «случайной» продолжительностью. Явления, обладающие таким свойством, называются квазипериодическими, то есть как бы или почти периодическими.

Квазипериодичность является следствием взаимодействия объектов, функционирующих в циклическом режиме, образно говоря, имеющих внутри себя часы. Автономная периодичность (автоколебательность) свойственна всем объектам нашего мира. В биосистемах она проявляется в виде биологических ритмов, в экологических системах — в виде экологических циклов. В неживой природе периодичность движения наблюдается особенно часто — это вращение электронов вокруг атомных ядер, вращение Земли вокруг Солнца и т.д. К ритмичности и внутренней цикличности тяготеют процессы, происходящие в социальных системах. В производственной деятельности — это технологические и производственные циклы, в экономике — это экономические циклы, в быту — это обычный распорядок дня. На цикличный характер развития экономических систем указывал русский экономист Николай Кондратьев (1892-1936), который выделял три типа экономических циклов: длинные (40-60 лет), средние (7-11 лет) и короткие (3-3,5 года). Он установил эту цикличность статистически, объясняя ее следующим образом. В основе длинных циклов лежит смена пассивной части основного капитала, то есть заводских зданий, сооружений, подъездных путей и т.п. Средние циклы возникают вследствие износа орудий производства: станков, машин, аппаратов. Короткие циклы вызваны конъюнктурными колебаниями рынка.

Когда какие-либо объекты вступают во взаимоотношения, то, с одной стороны, за счет взаимных воздействий происходит нарушение их внутренней цикличности, а, с другой — они синхронизируются, образуя новый объект, обладающий уже своей цикличностью. Изменение синхронности может быть способом ведения противоборства, например, в военных конфликтах. В них десинхронизация внутренних процессов противостоящих сторон достигается путем нарушения управления войсками и оружием противника. При этом в каждом конкретном эпизоде противоборства проигрывает та сторона, у которой больше задержка в управлении. Поэтому борьба за превосходство в управлении всегда является важнейшим фактором победы в вооруженном противоборстве. Компенсировать проигрыш в этой борьбе можно только за счет наращивания объема вооружения, людских и материальных ресурсов.

Не менее ожесточенная борьба за превосходство в управлении ведется в экономической и финансовой сферах между конкурирующими промышленными и банковскими группировками. Для того чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно посмотреть на напряженную работу биржевых маклеров на нью-йоркской или токийской бирже. В их деятельности критически допустимые временные задержки доведения информации до менеджеров, принимающих решение, должны составлять не более десятков минут. В противном случае другая сторона успевает принять ответные меры и либо обесценить, либо поднять на недосягаемую высоту стоимость акций тех предприятий, вокруг которых разворачивается конкурентная борьба. Различие между военной и финансово-экономической сферами состоит в используемых способах и средствах борьбы за превосходство в управлении. Если в первом случае борьба ведется путем огневого поражения пунктов управления противника и радиоэлектронного подавления его средств связи и разведки, то во втором случае используются более «цивилизованные» способы: обман, подкуп, заказные убийства, электронное подслушивание, компьютерные «вирусы» и другое.

Квазиколебательный характер движения свойственен всем системам — социальным, биологическим и физическим. Поэтому бесспорно, что этот феномен должен быть предметом специального изучения. Сегодня многие специалисты используют для этого статистический подход. Применительно к явлениям квазиколебательного свойства статистика помогает обнаружить только факт самих автоколебаний и зарегистрировать их параметры в прошлом. Для статистики не существует такое понятие как «настоящее», а есть только прошлое и вероятное будущее. Как только происходит фиксация какого-либо факта, так тут же он становится достоянием истории. Будущее же для статистики есть не более чем предсказание, основанное на прошлых наблюдениях. Это предсказание может иметь какую-либо прогностическую силу только в том случае, если заранее известна точка устойчивости (равновесия), к которой стремиться наблюдаемый процесс. Но в реалиях — это иллюзия. Еще хуже, когда процесс имеет множество точек устойчивости. В этом случае использование статистических данных порождает сомнительные выводы, которые зачастую становятся предметом политических, идеологических и других спекуляций. Речь идет о несостоятельных попытках статистически зафиксировать «с цифрами в руках» окончательную победу социализма в отдельно взятой стране или доказать неминуемый крах капиталистической системы, оперируя статистическими данными относительно частоты и глубины происходящих в ней экономических кризисов.

Сказанное свидетельствует о том, что изучать природные и общественные реалии нужно, основываясь не на внешних наблюдениях и статистических фиксациях, а на принципиально иных подходах, ориентированных на вскрытие внутренних механизмов образования колебаний. Квазиколебательные процессы происходят не сами по себе, а в результате действия внутренних противонаправленных сил (социальных, физических, химических и других). Эти силы нарушают равновесие, и они же его и восстанавливают. При этом может произойти частичное или полное разрушение системы. В итоге, если система не разрушается, видимая траектория ее движения приобретает вид квазиколебаний. Амплитуда, частота и фаза таких колебаний не стационарны, поскольку определяются характером взаимодействия сил, порождающих движение. В ответ на действие следует контрдействие, которое меняет действие, на контрдействие следует контрконтрдействие, изменяющее контрдействие, и так далее. Возникает саморазвивающийся ветвящийся процесс, для познания которого недостаточно внешних наблюдений. Необходимо построение моделей, описывающих внутреннюю сторону механизмов самовзаимодействия.

Квазипериодичность и синхронизм, безусловно, относятся к труднопонимаемым явлениям. Поэтому завершим сказанное тремя простенькими, правда, не всегда справедливыми, но почти всегда полезными, сентенциями из этой области. Во-первых, если, наблюдая что-либо, вы подмечаете определенную периодичность, то знайте — за спиной этого явления лежит борьба каких-либо сил. И только познав суть этой борьбы, можно позволить себе более-менее внятно рассуждать о том, что наблюдаете. Во-вторых, если, наблюдая за самим собой, вы обнаруживаете нарушение установившегося ритма жизни, то знайте — в своих взаимоотношениях с окружением вы попали в зону влияния какого-либо субъекта. Разберитесь — это хорошо или плохо. В-третьих, когда вы видите человека, зовущего вас куда-то и при этом апеллирующего к статистике, знайте — этот человек врет.
Реклама
Реклама