Проблему отчуждения пытались решить еще во времена античности. Но безуспешно – общество все более и более отчуждало от себя своих членов, порождая ужасающие социальные катаклизмы в виде войн, преследования иноверцев, дворцовых переворотов, мятежей, революций. Особую значимость в объяснении закономерностей социального развития эта проблема приобретает в работах Карла Маркса, который связывал наличие всех форм отчуждения с господством частнособственнических отношений и строил на этом грандиозную программу преобразования общества. Попытки практического осуществления марксистских идей не принесли ожидаемого преодоления отчуждения. Более того, на этом пути возникли новые формы отчуждения, многие из которых оказались зловещими по своим социальным последствиям.
В настоящее время в качестве аксиомы принято положение о принципиальной неустранимости отчуждения по самой природе вещей, высказанное русским философом Н.А. Бердяевым (1874-1948). Это положение в современной трактовке формулируется следующим образом: система обладает качествами, которых нет у ее элементов, а каждый элемент системы имеет качество, которое не присуще системе, и без этих различий не могут существовать ни сама система, ни образующие её элементы. На социальном уровне это означает, что коллективный разум и групповое поведение формируются по иным законам, чем индивидуальный разум и личное поведение. И эти законы должны противоречить друг другу, поскольку только в этом случае можно ожидать развития как личности, так и общества. Таким образом, диалектическое противоречие между общим и частным образует постоянно действующий источник конфликта в системах любого социального устройства, что проявляется в отчуждении личности от общества. Если исключить это противоречие, то отчуждение постепенно исчезнет, но одновременно прекратится развитие.
Феномен отчуждения поставил перед учеными серьезную теоретическую проблему: если неустранимость отчуждения свидетельствует о постоянстве и естественном характере социальных конфликтов, тогда как понимать усилия, направленные на их предотвращение? В настоящее время решение этой проблемы видится в том, чтобы предотвращать не конфликты, а их негативные проявления. И это может быть достигнуто только путем непрерывного гуманистического совершенствования индивидуальной и общественной жизни. Естественно, что на этом пути возникнут новые и весьма разнообразные конфликты и общественные коллизии, однако при следовании гуманистическим идеалам они могут быть переведены в конструктивную плоскость и там найти свое разрешение без кровавых противоборств и унизительной эксплуатации человека человеком.
Развиваясь в этом направлении, современная наука о человеке и обществе все больше начинает опираться на идеи и концепции одного из крупнейших и влиятельнейших направлений философской мысли – экзистенциализма (философии существования). Экзистенциалисты считают, что социальные катастрофы новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого общественного бытия. Индивиду, чтобы устоять в мире беспрерывных социальных конфликтов, необходимо, прежде всего, разобраться в своем внутреннем мире, оценить свои возможности и способности, исключить агрессивную (конфликтную) установку внутри себя. По мнению экзистенциалистов, деятельность людей направляется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренними побуждениями. От человека зависит очень многое, и не надо в случае конфликта ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в определении своих целей и способов их достижения. А цели и способы, воплощенные в действия, уже создают ситуацию содействия или противодействия, в зависимости от гуманистического уровня развития человека.
* * *
В качестве итога наших рассуждений об отчуждении личности приведем противоречивую, но, вместе с тем, мобилизующую максиму: для того, чтобы прежде времени не подойти к апокалипсису, личность должна научиться жить и преуспевать в условиях отчуждения, а системе нужно не воевать с личностью, а находить приемлемые формы отчуждения и совместного развития.