Заметка «ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 519 +1
Дата:

ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Проблема отчуждения личности стара как мир и выражается в разрыве между жизнью отдельного человека и развитием общества. На практике этот разрыв проявляется в том, что  результаты деятельности отдельных лиц, накопленные ими материальные, научные, духовные и иные ценности обретают как бы собственную жизнь, не только отделяясь от самого человека, но и подчиняя его себе.

Проблему отчуждения пытались решить еще во времена античности. Но безуспешно – общество все более и более отчуждало от себя своих членов, порождая ужасающие социальные катаклизмы в виде войн, преследования иноверцев, дворцовых переворотов, мятежей, революций. Особую значимость в объяснении закономерностей социального развития эта проблема приобретает в работах Карла Маркса, который связывал наличие всех форм отчуждения с господством частнособственнических отношений и строил на этом грандиозную программу преобразования общества. Попытки практического осуществления марксистских идей не принесли ожидаемого преодоления отчуждения. Более того, на этом пути возникли новые формы отчуждения, многие из которых оказались зловещими по своим социальным последствиям.

В настоящее время в качестве аксиомы принято положение о принципиальной неустранимости отчуждения по самой природе вещей, высказанное русским философом Н.А. Бердяевым (1874-1948). Это положение в современной трактовке формулируется следующим образом: система обладает качествами, которых нет у ее элементов, а каждый элемент системы имеет качество, которое не присуще системе, и без этих различий не могут существовать ни сама система, ни образующие её элементы. На социальном уровне это означает, что коллективный разум и групповое поведение формируются по иным законам, чем индивидуальный разум и личное поведение. И эти законы должны противоречить друг другу, поскольку только в этом случае можно ожидать развития как личности, так и общества. Таким образом, диалектическое противоречие между общим и частным образует постоянно действующий источник конфликта в системах любого социального устройства, что проявляется в отчуждении личности от общества. Если исключить это противоречие, то отчуждение постепенно исчезнет, но одновременно прекратится развитие.  

Феномен отчуждения поставил перед учеными серьезную теоретическую проблему: если неустранимость отчуждения свидетельствует о постоянстве и естественном характере социальных конфликтов, тогда как понимать усилия, направленные на их предотвращение? В настоящее время решение этой проблемы видится в том, чтобы предотвращать не конфликты, а их негативные проявления. И это может быть достигнуто только путем непрерывного гуманистического совершенствования индивидуальной и общественной жизни. Естественно, что на этом пути возникнут новые и весьма разнообразные конфликты и общественные коллизии, однако при следовании гуманистическим идеалам они могут быть переведены в конструктивную плоскость и там найти свое разрешение без кровавых противоборств и унизительной эксплуатации человека человеком.

Развиваясь в этом направлении, современная наука о человеке и обществе все больше начинает опираться на идеи и концепции одного из крупнейших и влиятельнейших направлений философской мысли – экзистенциализма (философии существования). Экзистенциалисты считают, что социальные катастрофы новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого общественного бытия. Индивиду, чтобы устоять в мире беспрерывных социальных конфликтов, необходимо, прежде всего, разобраться в своем внутреннем мире, оценить свои возможности и способности, исключить агрессивную (конфликтную) установку внутри себя. По мнению экзистенциалистов, деятельность людей направляется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренними побуждениями. От человека зависит очень многое, и не надо в случае конфликта ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в определении своих целей и способов их достижения. А цели и способы, воплощенные в действия, уже создают ситуацию содействия или противодействия, в зависимости от гуманистического уровня развития человека.

*   *   *

В качестве итога наших рассуждений об отчуждении личности приведем противоречивую, но, вместе с тем, мобилизующую максиму: для того, чтобы прежде времени не подойти к апокалипсису, личность должна научиться жить и преуспевать в условиях отчуждения, а системе нужно не воевать с личностью, а находить приемлемые формы отчуждения и совместного развития.  

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:26 14.12.2014 (1)
1
Интересная у вас получилась "заметка", особенно на фоне рядом расположенных заметок).  Может быть, все-таки ошиблись жанром? Это, в сущности, анонс серьезного разговора. И тема уж больно важная и интересная. Может быть, перенести в сообщество какое-нибудь?
     16:36 14.12.2014
Спасибо за оценку. Поверьте, что расположенные рядом заметки столь же серьезны и также могут служить анонсом серьезных обсуждений. По поводу переноса. Как-то я опубликовал заметку "Что такое информация?" в одном из уважаемых сообществ. Получил более 300 комментариев. Внимательно их прочитал и сильно опечалился, поскольку пришел к выводу: с образованием у членов сообщества - полный мрак, самомнение у многих - зашкаливает, у большей половины убожество мышления  - выпирает, с культурой общения - полный абзац, а с психикой - к врачу и срочно. В нашем "доме" дела обстоят намного лучше. На том и решил остановиться. С уважением. В. Новосельцев.
     21:15 13.12.2014
Не скажу, что всё так уж для меня было понятно. Было бы гораздо легче разобраться во всём. если бы философские рассуждения были разбавлены  примерами из жизни.
Считаю, что через внутренее самоусовершенствование личности мы всё равно не сможем прийти к безконфликтному состоянию. Сама эволюция социальной жизни опирается на конфликт. И конфликт в широком понимании - есть та живая энергия, которая продвигает и направляет развитие всех сфер человеческой деятельности.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама