Заметка «Опыт собрания русских рифм» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 956 +1
Дата:
Предисловие:
Представляется авторская работа, выходящая из печати, для обсуждения теми, кого заинтересует предмет.

Опыт собрания русских рифм



В порядке обсуждения

Гоголевский Петрушка читал
и находил любопытным,
что из букв всегда выходят слова.


В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА
И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА



Почему мне захотелось составить эту книгу?
А почему иногда хочется написать картину, песню, сказку?  Или полетать. Или попрыгать. Или хотя бы сходить на рыбалку.
Рифма – одно из самых замечательных изобретений человечества, по значимости сравнимое, пожалуй, лишь с рождением самого языка. Она выворачивает пласты эмоций и смыслов, представляя их с неожиданной, а потому наиболее впечатляющей стороны. Можно сказать, что она связывает воедино слово  -- носитель смысла, с музыкой -- носителем эмоций.  Обнажая музыкальную составляющую слова, она активизирует его волшебную, колдовскую, метафизическую составляющую, которая способна  охватить всё человеческое существо в его сознательном и бессознательном.  И я, один из огромного множества тех, кого она очаровывает и завораживает, рад любой встрече с рифмой, любой возможности лишний раз полюбоваться ею.

Имела место и практическая сторона. Как давнишний рифмоплёт  я, конечно, хотел бы располагать пособием, пригодным для использования в практике. Однако существующие словари  рифм, в большинстве из которых слова располагаются подобно, скажем, орфографическим  или толковым,  в алфавитном порядке,  отвечают этой цели в недостаточной степени. В самом деле:  подбирая рифму, скажем, к слову «абзац», нахожу [2] следующие четыре варианта:  на плац,  палац, форзац, эрзац. Поскольку ни одно из этих слов (допустим)  не подходит мне по смыслу, то приходится отложить книгу в сторону и продолжать сочинять уже без неё. Это тем более обидно, что найти вполне пристойную рифму в данном словаре (содержащем – заметьте --  более 100000 слов!) вообще-то говоря, возможно. Вот что, например,  нашёл я, покопавшись в нём как следует.

Азарт, адреса, базар, бальзам, бирюза, боса, вассал,  влезать, вокзал, вонзать, восклицать, восстал, выгрызать,  вылезать, выползать, вырезать, вязать, глаза, глазам, дерзать, детсад, егоза, зад, заказал, казан, казах, коза, корсар, коса, краса,   лавсан, леса,   лизать, лиса,  лобзать, лоза, мерцать,  на возах, набросать, нависать, надрезать,  назад, наказать, нанизать,  нарзан, небеса, обвисать,  обвязать, обкромсать, обсосать,  обтесать, оказать, опоздал, оса,  осязать, отвисать, отжать,  отрезать,  отрицать, палисад, пармезан, партизан, пасьянс, писать,   подлезать,  подлизать,  показать, покусать, полизать, полосат, порицать, посад, привязать,  приказать, приползать,  притязать, пронзать, прорицать, рамазан, роса,   сад, сазан, сан, связать, сезам, сказал, сказать,  слеза, слезам, созерцать, сосать, сотрясать,  стрекоза, тарзан, телеса,  терзать, тузам, указать, уползать,  фазан, фасад, фреза, хазар.

Эти рифмы показались мне наиболее подходящими из всех, что удалось выудить в [2]. Их здесь 104. Но на них список отнюдь не заканчивается. Если согласиться на более бедные  [5] созвучия и включить сюда те, которые показались мне менее удачными (хотя и допустимыми), то количество значительно возрастёт.

Аванс, альянс, ас, атлас, баркас, бежать, без дна, без каст, без прикрас,  бекас,  блесна, боезапас,  брюзжать, бурсак, вас, вбежать,  велась, верстак, визжать, влачась, водолаз, возражать,  всласть, входит в класс, выкрутас, вырезать, газ, декаданс, джаз, дилижанс, дождалась, дребезжать, дрожать, жужжать, завелась, завивать,  завывать, загар, задаст, зажать, заказ, заклад, залилась,  занялась, запас, звать,  зевать, зубаст, из ваз, издаст, иконостас,  искал, Кавказ,  казак, казан, казна, карась, каркас, каскад, касс, квас, контраст, крась, кусать, лабаз, лаз, ласкал, лежать, лечась, мазь, мастак, много раз, мчась, мужать, наказ, налилась, напасть, напилась, нас,  настал, не зван, не стал, нет сна, новизна, обожглась, осеклась,   оскал, отвлеклась,  отдаст, отказ, отреклась, палас, пару раз,  пас, пассат, пасть, пейзаж, пересеклась,   пересказ, пласт, плескал, плясать, погас, подаст, подзывать,  подчас позвать,, показ, покромсать, поплясать, потрясать, почесать, предаст, преферанс, прививать,  прижать, приказ, припас,  пристал, провисать, проказ, пропасть, проспал, прямо в глаз, пускал, раз, развивать, развлеклась,  разврат разгар, раздал, разжать, разлеглась,  расклад,  расписать, рассказ, растрат, реверанс, резак, ренессанс, рожать, розан, романс, рюкзак, сажать, сазан, сбереглась, свивать, свинопас,  свисать,  сейчас, склад, скрывать,  смрад, снабжать,  совать,  создаст, спас, спецназ, станс, стяжать, танцевать, тарантас, тесна, топаз, транс, траст, у скал, увлеклась,  указ, укрась, улеглась,  унитаз, упасть, усат, утрясать, фантаст, фаянс, фугас, хамса, целовать,  час, честна, чубаст, шанс.

Благодаря такому компромиссу,  к первоначальному массиву добавилось ещё 199 рифм.
А если допустить использование неравносложных рифм [5], то появляется возможность пополнить и этот список.

Агитация, акация, акция, ассенизация, генерация, грация, девальвация, диссертация, импровизация, инкассация, инфляция, кассация, конкретизация, консервация, консолидация, конспирация, конфедерация конфигурация, конфискация, концентрация, красавец, мерзавец, мультипликация, нация, новация, номинация, овация, операция, оптимизация, пастеризация, плантация, повидаться бы, приватизация, прострация, пульсация, ратификация, рационализация, рация, регенерация, регистрация, рекомендация, сенсация, федерация, фиксация, эскалация, эякуляция.

Это даёт  ещё 47 слов. И в результате вместо пресловутых 4-х вариантов получаем 350. Есть из чего выбирать!

Такое положение вещей сразу же наводит на мысль, что пособие, в наибольшей степени пригодное для использования в практике стихосложения, должно быть построено не так, как зачастую  строятся словари. В самом деле: при конструировании стиха мы если и интересуемся тем, с какой буквы начинается употребляемое нами слово, то уж в самую распоследнюю очередь (если, разумеется, мы не заняты сочинением акростихов [15] ).  А прежде всего мы обращаем внимание  на ударную гласную. Или, если формулировать шире, то – на видовую пару [5]  А(Я), Е(Э), Ё(О), И(Ы), У(Ю). Значит, и располагать рифмы следует именно в этом порядке. Затем мы интересуемся расположенными по соседству согласными – тем больше, чем ближе к ударной гласной они расположены. И, разумеется, при всех этих операциях ни на секунду не забываем о том, какая нам нужна рифма: мужская, женская, дактилическая или 4-х и более-  сложная  [5].

Эти соображения, по моему мнению,  и должны были лечь в основу концепции пособия.

Нельзя сказать, что подобные подходы к построению словарей рифм  обходятся вниманием составителей. Существует, например, рекомендация использовать для этой цели обратный словарь [21], который «…можно “просеять”, учитывая  ударный гласный, и словарь точных рифм будет готов » [7] (подчеркнём — именно точных, -- авт.) Не знаю, как Вас, дорогой читатель, а меня эта перспектива совершенно не устраивает, поскольку в массиве такого словаря, как видится мне, львиная доля придётся на грамматические рифмы [5], подобрать которые и без вспомогательной литературы не так уж трудно.

От этих недостатков очевидно свободны многочисленные программы по подбору и генерации рифм, получившие широкое распространение в последнее время [9, 10, 11, 12, 13]. Несомненное удобство пользования делает их достаточно привлекательными.

Постараемся воспользоваться ими для поиска созвучной формы к уже известному нам слову абзац, опуская формы, уже найденные нами в [2].

Программа [9] выдала какое-то  цивлзац,  что  наводит на мысль о необходимости  долгого и тщательного обучения её русскому языку, если уж не о медицинском вмешательстве.

Одна из наиболее уважаемых (судя по отзывам пользователей) программ [10], к чести её составителей, вспомнила о существовании слов  матрац, паяц и от себя в качестве бонуса  добавила ещё междометие бац (зачем-то, правда, повторив его два раза) и ещё какие-то не вполне понятные  цац и  мац.

Программа [11] обогатила нас междометием клац и существительным кварц.
Программа [12] не смогла предложить ничего.

Наконец, любимая многими  программа [13],  представляющая из себя свод рифмующихся слов из всех произведений, опубликованных на портале, число которых на момент написания этой статьи превышало 24 млн, и принадлежащих  перу более, чем 560 тыс авторов, выдала следующий результат: глаз, глазах, знал,  картеплац, матрас, матрац, пегас, пепелац, связав, фраз.
Кроме 10-ти перечисленных выше словоформ наш «улов» включает ещё слово  описать, которое вполне можно посчитать пригодным.
Далее следует:  благодать,   бокал, века, вклад, кровать, нема, она, площадь, прокат, прочитать, прошла, ран, рисовал, рука, сердечка, слова, совка, стал, так, тоска, читать. наличие которых  поясняется следующим примечанием: «Поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы, отдельные из предложенных слов могут не являться рифмами к выбранному вами слову» [13] . На наш взгляд, свою лепту здесь  вносит и квалификация авторов, представленных на портале, который из принципиальных соображений лишён каких бы то ни было фильтров.

Приведённый анализ, довольно краткий и поверхностный, тем не менее  наводит на мысль о том, что наиболее полные словари  рифм пока  встречаются только среди книг, изданных традиционным способом (на бумаге), и разработчикам программ, возможно, стоило бы пойти по пути создания электронной версии одного из них. Заслуживает внимания, например, словарь Ужегова [16], включающий  значительный объём лексики, сгруппированной  по ударным гласным.  Попытка отыскать в нём рифму к выбранному ранее слову абзац даёт 5 вариантов (размещенных под ремаркой «созвучия»), не добавляя ничего нового к уже найденному ранее [2, 10].

Особое место, несомненно,  занимает Словарь русских созвучий  [14].  Включая  около 150 тыс.  словоформ, сгруппированных  по ударным гласным русского языка и  разобранных  по т.н. «элементам созвучия» (понятие, введённое автором  Словаря), он является на сегодня, по-видимому,  одним из наиболее удачных  пособий для практического стихосложения.

Следующий вопрос, который встал передо мной,  касался лексики.
Весьма приблизительная оценка, выполненная когда-то мною [6], одновременно повергала в уныние  и вселяла нескончаемый оптимизм. Оптимизм основывался на осознании того, что русский язык, с его грамматическими возможностями, позволяет породить – по крайней мере формально – астрономическое число рифм.*   В уныние же повергало подозрение, что из этого астрономического числа использовалась, используется и в обозримом будущем сможет использоваться на практике лишь очень небольшая часть, а остальная лексика будет лежать в словаре мёртвым грузом.  От этого предчувствия составление задуманного пособия по принципу «сгруппировать, просклонять и проспрягать орфографический словарь» представлялось занятием в высшей степени тоскливым  и безрадостным.

Этого недостатка очевидно лишены стремительно набирающие в последнее время популярность словари рифм отдельных авторов – такие как  [22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31]

На этих-то размышлениях и возникла основная идея. Согласно ей, данную книгу должны составить рифмы, порождённые

Реклама
Реклама