Заметка «ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 11
Читатели: 560 +2
Дата:

ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

В моем мире главный инструментарий — наука, математика и философия.

Наука идентифицируется по трем признакам: индифферентности к идеологии, наличию базовой аксиоматики и принципиальной опровержимости. Названые признаки выделены не формально, а исключительно из прагматических соображений:
- если наука выписывает зигзаги по указке из обкома, пляшет под дудку партийного идеолога и вихляется вместе с линией партии, то это «служанка» идеологии;
- если у науки нет базовой аксиоматики, то это пустопорожняя беллетристика, построенная на песке;
- если науку в целом или ее положения нельзя опровергнуть, то это канон, в который можно только уверовать.
В указанных выше признаках отсутствует традиционное положение о связи науки с практикой, которое обычно выглядит так: наука только тогда становится наукой, когда она отвечает требованиям практики. Этот — лжепризнак, выдвинутый на потребу дня партийными функционерами, пытавшимися управлять наукой. Следуя этому «признаку», мы неминуемо придем к печально известной лысенковщине, которая превратила науку в служанку идеологии. В моем мире справедливо утверждение: чем дальше наука от практики, тем лучше им обоим, но про-жить друг без друга они не могут; без практики наука — бесплодна, а практика без науки — слепа.
В моем мире нет слова «антинаучный» и не существует знаний первого и второго сорта. Все знания, откуда бы они ни исходили, представляют собой одинаковую ценность и различаются лишь тем, в какой мере их воплощение будет способствовать разрешению конкретных проблем, улучшению качества жизни людей, прогрессу общества.
В моем мире у науки два главных врага — наукометрия и чиновник от науки. Стремление измерить ученость в процентах явление для обывателей загадочное, для ученых — оскорбительное, а для чиновников — полезное для имитации своей деятельности. Наука не нуждается в управлении, но зачастую нуждается в поддержке. Если есть возможность — поддержите, если такой возможности нет — отойдите.
Наука в моем мире — это череда ошибок и заблуждений на пути поиска недостижимой истины. Наука помогает двигаться по этому пути, но не гарантирует, что это движение когда-нибудь достигнет конечной точки. И не потому, что мы движемся не в ту сторону, а потому, что такой точки нет. Истина нам — смертным — не дана, на Небе обретается она!

Математика — не наука, но она есть то, без чего наука невозможна. Нет сомнения в том, что почти все фундаментальные открытия были сделаны еще древними греками. Одно из них потрясает воображение — для того чтобы изучать реалии, надо уйти в абстракцию (построить модель реалии), исследовать эту абстракцию, а затем, наложив полученные результаты на реалии, получить практические результаты. Тем самым, был сделан первый шаг на пути сотворения универсальной абстракции — математики, которая позднее разделилась на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная математика — это практически закрытая символьная система, которая не формируются средой, однако сама формируют эту среду. Говоря образным языком, фундаментальная математика не отражает чаяния трудового народа, а прогуливается по нашей жизни как кошка — сама по себе. Базовые понятия этой математики, в частности, такие как «точка», «прямая», «плоскость», «бесконечно малая величина» — абстракции. Им категорически запрещено придавать какой-либо практический или физический смысл, поскольку результаты содеянного всегда будут глупостью. В частности, парадоксы типа «колесо Аристотеля» связаны именно с тем, что из бессодержательных, бестелесных «математических точек» пытаются что-либо сложить или с помощью их что-то по-строить.
Фундаментальную математику могут постичь единицы Богом помеченных людей, а служить ей способны гении не от мира сего. Классическими математиками рождаются, но не становятся.
Прикладная математика названа так, потому что она как бы «прикладывается» к жизненным проблемам. Она тесно связана с практикой и помогает специалистам различного профиля решать насущные задачи. В ней все абстракции имеют практический или физический смысл. Центральное место в прикладной математике занимают две проблемы: идеализации — перевода реалий в абстракции, и интерпретации — перевода абстрактных результатов и выводов на язык реальности. При решении этих проблем нередко возникают коллизии и неприятности. Поэтому прикладных математиков часто называют специалистами, правильно решающими неправильно поставленные задачи. Как избавится от такой обидной участи? Подружиться с системными аналитиками и совместными усилиями стремиться к всестороннему анализу возникающих проблем, к правильной постановке задач и к корректному их решению, на базе имеющегося математического инструментария.
Итак, математика в моем мире выступает в двух аспектах. С одной стороны, как относительно независимая самостоятельно развивающаяся символьная система, в рамках которой формулируются аксиомы, доказываются теоремы, изыскиваются методы исчисления, делаются великие и не очень великие открытия. И, с другой стороны, как инструмент для создания моделей реальности, позволяющих специалистам различных отраслей знания проводить на них вычислительные эксперименты и получать оценки, дающие основания принимать те или иные решения по управлению реалиями.

Философия — это еще один инструментарий, помогающий принимать решения. Для нее характерны те же признаки, что и для науки, но базируется философия не на аксиомах а, на первопринципах — положениях, сформированных в Высшем мире и ниспускаемых в наши миры. В реализации перехода от первопринципов к аксиомам заключена гносеологическая роль философии, позволяющая поставить ее на более высокую ступень по отношению к науке. Как, каким образом осуществляется этот переход неизвестно. Но факт остается фактом — были, есть и будут люди, которые воспринимают первопринципы и на их основе формулируют аксиомы, которые становятся краеугольным камнем какой-либо науки. Эти люди и называются философами не по профессии, но по существу. Таким образом, философия в моем мире — это не наука, но «наука наук». Ученым она нужна для формирования или осознания аксиоматики своих наук, а простым людям — чтобы понять, о чем говорится в Библии, в Коране, в Торе и в других священных книгах, и по своей дурости не попасть в какую-либо секту.
Реклама
Обсуждение
     20:38 17.05.2015 (1)
-1
Фундаментальную математику могут постичь единицы Богом помеченных людей,

Аутисты, не более ни менее... Потому и недоступна она психически здоровым людям, что отдали ее когда-то на кормление этим. )))
     22:26 17.05.2015 (1)
2
С чего бы это? Я не аутист... С математикой была "на ты" и в школе и в вузе. Даже хотела поступать на прикладную математику. Передумала. Ничего такого ужасно в математике нет. Да, и Бог меня вряд ли метил. :)
     22:41 17.05.2015 (1)
1
Разве не заметили что я иронизирую? И именно по поводу богоизбранности математиков. И почему же это не наука? Математика как фундаментальная, так и прикладная единственная в своем роде точная наука, в которой любая мельчайшая ошибка может развернуть все остальные науки на 180 градусов.
     22:42 17.05.2015 (1)
Не.. Наверное я сегодня потеряла чувство юмора.  
     22:49 17.05.2015 (2)
Да нет, наверное просто я написал это с серьезным лицом. )) А вообще-то про текст можно сказать словами Воланда: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут".
     23:21 17.05.2015 (1)
Вам, видимо, надо что-нибудь по-проще, попонятнее и про то, что Вы уже знаете. Можно, конечно, и так написать, но такое уже написано: см. учебники по курсу "Концепции современного естествознания" для техникумов кулинарного профиля. Над текстами этих учебников никто потешается не будет, они утверждены Минобром. А, если говорить серьезно, то открывать рот про математику и про науку имеет право только тот, кто ими профессионально занимается (не преподает!). И то не факт, что он может сказать про нее что-либо путное. Вы же, уважаемый Владимир Ш., судя по вашей фразе
Математика как фундаментальная, так и прикладная единственная в своем роде точная наука, в которой любая мельчайшая ошибка может развернуть все остальные науки на 180 градусов
явно ни к науке, ни к математике никакого отношения не имеете, но пытаетесь об этом говорить.  Получается чушь. Ну, а если Вы все же причисляете себя к ученой или околоученой братии, то бросьте это дело. Оно не Ваше. Лучше перечитывайте Булгакова и радуйтесь жизни.  
     14:31 18.05.2015 (1)
Математика как фундаментальная, так и прикладная единственная в своем роде точная наука, в которой любая мельчайшая ошибка может развернуть все остальные науки на 180 градусов
Полностью согласен с Владимиром Ш.
Как-то, кажется, Бертрана Рассела спросили: "Что, если в результате каких-то опытов окажется, например, что a+b не равно b+a?"
Он опешил, задумался, а затем сказал: "В этом случае рухнет вся математика, а за ней - все точные науки".
     18:32 18.05.2015 (1)
Если в результате каких-то опытов окажется, что (a+b) не равно (b+a), то никакая математика не рухнет, просто возникнет еще одна алгебра, в которой в качестве одной из базовых аксиом будет такая аксиома: от перемены мест слагаемых сумма изменяется. Подобное произошло с геометрией, когда базовую аксиому - через точку, не лежащую на данной прямой, проходит не более одной прямой, лежащей с данной прямой в одной плоскости и не пересекающей её, заменили на другую - через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её. От этой замены геометрия Евклида не рухнула, соответственно не рухнули никакие точные науки, просто возникла геометрия Лобачевского,  столь же содержательная и свободная от противоречий, как и евклидова. Так что, хотя Бертран Рассел несомненно был умным человеком, но в данном случае он, после того как задумался, высказал очевидную глупость. А Вы ее зачем-то повторили вместе с Владимиром Ш.

PS. Чтобы не впасть в дилетантизм, рекомендую по отношению к математике не употреблять слово "точная" . В современной математике существует огромный раздел, который называется "нечеткой математикой". В ней вообще нет ничего точного. Многие ученые все больше приходят к убеждению, что обычная классическая математика есть частный случай нечеткой математики.
     11:33 19.05.2015
1) Существование некоммутативных алгебр и прочих экзотик - об этом я, как не дилетант, прекрасно знаю. Вы поняли, что я совсем не это имел в виду, и Бертран тоже. Так что замечание не принимаю.
2) Неэвклидовы (римановы) геометрии - продолжение, опять мимо моего аргумента.
3) Нечёткие множества (логики) - ясно дело, всё развивается, аналогично и геометриям, и физике, и биологии.
Ладно, не на этом сайте специальные вопросы обсуждать.
     22:51 17.05.2015
Ничего, с этим мы справимся! :)
     14:22 18.05.2015 (1)
2
Толковая статья, спасибо, автор, что напомнили эти положения!
Как закончивший давным-давно матмех ЛГУ, внесу свои 5 копеек:
1) Сэр, а почему математика не наука? Оригинально мыслите!
Вы перебили даже Гаусса: "Математика - царица наук, а арифметика - царица математики".
И ещё, кажется, Ньютон (не помню) сказал: "В каждой науке столько науки, сколько в ней математики".
2) Я атеист и потому  не вникал в Ваше философское утверждение
...положениях, сформированных в Высшем мире и ниспускаемых в наши миры.


С уважением.
     15:16 18.05.2015 (1)
Благодарю за хорошие слова в мой адрес. Я с глубоким уважением отношусь и к Гауссу, и к Ньютону, и к Лейбницу и к другим математикам. Но в статье высказываю свое, только свое и исключительно свое отношение к науке, математике и философии. Это отношение можно разделять или не разделять - дело Ваше.
Теперь по поводу одного распространенного заблуждения. Это Карл Маркс (который никогда ни наукой, ни математикой не занимался) в беседе с Лафаргом (который тоже никогда этим не занимался) как-то заметил, что каждая наука достигает совершенства постольку, поскольку ей удается пользоваться математикой. Как видим, Маркс не причислял математику к признакам науки, но наши околонаучные деятели (приверженцы марксизма) стали трактовать его слова так: наука только тогда становится настоящей наукой, когда в нее проникает математика. Сформировалось крайне вредное заблуждение, которое привело к тому, что во многих, прежде всего, в гуманитарных исследованиях стали появляться (к месту и не к месту) разделы математической направленности. Причем сами гуманитарии, как правило, к этим разделам ни рук, ни голов не прикладывали,  а заказывали их математикам за деньги. В результате гуманитарные науки совершенства так и не достигли, но в их сферу проник дух торговли. Итак: математизация не является признаком науки, но без математики наука невозможна. С уважением. В. Новосельцев.

PS. Не знаю как Вам, а мне коробит слух словосочетание - доктор философских наук, лучше - доктор философии. И уж не знаю, осознано или нет, но у нас нет ученой степени доктора математических наук, есть - доктор физико-математических наук. Почему только физико... - ума не приложу, чем техника или биология хуже. По-моему лучше так: доктор математики, доктор технических наук, доктор биологических наук и т.д.
     15:33 18.05.2015
1
Уточнил в сети:  «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики» (Кант. Метафизические основы естествознания, 1786 г.)

мне коробит слух словосочетание - доктор философских наук, лучше - доктор философии. И уж не знаю, осознано или нет, но у нас нет ученой степени доктора математических наук, есть - доктор физико-математических наук. Почему только физико... - ума не приложу, чем техника или биология хуже. По-моему лучше так: доктор математики, доктор технических наук, доктор биологических наук и т.д.
Мне тоже коробит. Тоже не понимаю ФМ. Так сложилось исторически ещё из 18 века, когда Ф и М не делились. Возможно, надо менять. У меня есть знакомый в Риге, официальная регалия "Доктор математики".
Реклама