Заметка «Черта эпохи»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: \XVIII век\
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 430 +1
Дата:
Предисловие:
Эпоха кричащих противоречий порождала и глубоко противоречивое отношение к смерти...
Человек второй половины XVIII века, современник Вольтера и читатель Гельвеция, с улыбкой превосходства отвернулся от отцовских верований. Взамен он получил сомнения или отчаяние. Но зато он приобрёл и огромную свободу. Он как бы вырос до гигантских размеров и оказался один на один, лицом к лицу с вечностью. Это было и упоительное, и странное чувство[...]
...изменилось и отношение к самоубийству[...]
Одним из следствий этого явилась подлинная эпидемия самоубийств, охватившая в XVIII веке Англию, Францию и Америку, а затем, с некоторым запозданием, Германию и Россию.
(Ю. М. Лотман "Беседы о русской культуре")

Черта эпохи

                                              (Из предсмертной записки молодого ярославского дворянина
                            Ивана Михайловича Опочинина, застрелившегося 7 января 1793 года)

                          "Моя покорнейшая просьба — кто в сей дом пожалует: умирающий человек в полном 
                            спокойствии своего духа просит покорно, ежели кто благоволит пожаловать к нему,
                            дабы не произошли напрасные на кого-нибудь подозрения и замешательства, прочесть
                            нижеследующее:

                            Смерть есть не иное что, как прехождение из бытия в совершенное уничтожение.
                            Мой ум довольно постигает, что человек имеет существование движением натуры,
                            его животворящей; и сколь скоро рессоры в нём откажутся от своего действия, то он,
                            верно, обращается в ничто. После смерти — нет ничего!

                            Сей справедливый и соответствующий наивернейшему правилу резон, — сообщая
                            с оным и моё прискорбие в рассуждении краткой и столь превратной нашей жизни,
                            заставил меня взять пистолет в руки. Я никакой причины не имел пресечь своё
                            существование. Будущее, по моему положению, представляло мне своевольное
                            и приятное существование. Но сие будущее миновало бы скоропостижно, а напоследок
                            самое отвращение к нашей русской жизни есть то самое побуждение, принудившее
                            меня решить мою судьбу...

                        ...О! Если бы все несчастные имели смелость пользоваться здравым рассудком, имея
                            в презрении протчее суеверие, ослепляющее почти всех слабоумных людей 
                            до крайности, и представляли бы свою смерть как надлежит в истинном ея образе, —
                            они бы верно усмотрели, что столь же легко отказаться от жизни, как, например
                            переменить платье, цвет которого перестал нравиться...

                        ...Мне наскучило быть в общественном представлении: занавеса для меня закрылась.
                            Я оставляю играть роли на несколько времени тем, которые имеют ещё такую слабость.

                            Несколько частиц пороху через малое время истребят сию движущуюся машину,
                            которую самолюбивые и суеверные мои современники называют бессмертною душою!

                            Господа нижние земские судьи! Я оставляю вашей команде моё тело. Я его столько
                            презираю... Будьте в том уверены.

                        ...Книги! Мои любезные книги! Не знаю, кому оставить их? Я уверен, что в здешней
                          стороне оне никому не надобны... Прошу покорно моих наследников предать их огню.

                          Оне были первое моё сокровище; оне только и питали меня в моей жизни; оне были
                          главным пунктом моего удовольствия. Напоследок, если бы не оне, моя жизнь была бы
                          в беспрерывном огорчении, и я бы давно оставил с презрением сей свет.

                        ...Вот я какой спокойный дух имею, что я некоторые стихи сочинил с французского
                          диалекта при своём последнем конце:

                                                                                                         
                                                      О, Боже, которого мы не знаем!
                                                      О, Боже, которого все твари возвещают!
                                                      Услыши последние вещания, кои уста мои произносят.
                                                      Если тогда я обманулся, то в исследовании Твоего закона.
                                                      Без всякого смущения взираю я на смерть, предстоящую
                                                      пред моими очами...

                        ...Любезный брат Алексей Михайлович! Ты обо мне не беспокойся: мне давно была
                          моя жизнь в тягость. Я давно желал иметь предел злого моего рока. Я никогда
                          не имел ни самолюбия, ни пустой надежды в будущее, ниже какого суеверия.
                          Я не был из числа тех заблужденных людей, которые намерены жить вечно на
                          другом небывалом свете. Пускай они заблуждаются и о невозможном думают:
                          сия у них только и есть одна пустая надежда и утешение. Всякий человек больше
                          склонен к чрезвычайности, нежели к истине. Я всегда смотрел с презрением на наши
                          глупые обыкновения. Прошу покорно, братец, в церквах меня отнюдь не поминать!

                                                                                                  Верный слуга и брат твой Иван Опочинин".




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама