Заметка «Вещизм или формирование образа мира?»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 18
Читатели: 797 +1
Дата:
Предисловие:
название

То, что окружает маленького человечка с момента его рождения и по достижении им сознательного возраста, представляется мне чрезвычайно важным. Например.

Вещизм или формирование образа мира?

      Помните советское неприятие "вещизма"? Даже термин соответствующий придумали: мещанство.
      Нельзя было жить красиво! А "красиво" значило богато. А "богато" значило иметь много всяких вещей!
      Вспоминаю рассказ моей коллеги (кстати, тогдашнего парторга), съездившей в круиз в кап. страны во времена жутчайшего советского дефицита, блата и "заднего кирильца". Возвратившись в родной коллектив, она представила своеобразные "Путевые заметки". Особенно запомнились ее слова о Лондоне: "В этом городе можно купить всё! Даже настоящего живого слона!" "Настоящий живой слон" удивил донельзя! М.б., от невозможности представить, кому, а, главное, зачем понадобился бы настоящий живой слон в Лондоне?
      Второе моё воспоминание было связано со спальней. Со спальней в стиле короля Людовика XIV. Белая, с позолотой, в виньетках и патиной, она вдруг возникла в мебельном магазине недалеко от нашего дома, чтобы поразить моё воображение раз и навсегда. Спальня состояла из: огромного трёхстворчатого плательного (!) шкафа, огромной кровати и изящнейшего туалетного столика с зеркалом, перед которым красовался невиданный стул без спинки, помеченный на этикетке как "пуф". "Пуф" заключал в себе ощущение уюта и неги, мягкости и шелковистости прикосновения, спокойного расслабления и созерцания себя в окружении цветов, ангелочков и витиеватых посланий на французском языке...
      Прошло время, и СМИ донесли до нас: в домах новых русских (точнее, в их многочисленных ваннах) живут рептилии. И не просто рептилии, а крокодилы. В моду вошла мещанская пышность интерьеров - позолота, огромные зеркала, вычурные лепные потолки, винтажные и искусственно состаренные предметы мебели... "Богато" стало жить модно, престиж нагло прорывался из-за тяжёлых, почти театральных, драпировок на окнах, забранных толстыми шнурами, завершающимися пушистыми шелковистыми кистями, он смотрел со стен портретными глазами подлинников и музейно поскрипывал паркетом из натуральных пород дерева...
      Мы прорвались, чего бы нам это ни стоило, в богатство, в приватные покои короля Людовика такого-то, в восторженное созерцание себя в кресле, в кровати под балдахином, в отражение себя в зеркальном потолке...
Послесловие:
      А на вас влияли вещи, в окружении которых вы росли? Любите ли вы вещи? Или по-прежнему считаете себя аскетом и ненавидите мещанство?

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:50 27.07.2015 (1)
1
Ну дизайнерские изыски я оставлю за бортом обсуждения. А так я не люблю пластик,  любые другие искусственные ткани,  особенно кожу. И далее чтобы садик был хоть небольшой. Это вещизм? Или мещанство?
     19:46 28.07.2015 (1)
Не смею спорить.. из Экзюпери, "Цитадель":
"Ты же знаешь, дело не в том, чтобы нажить и пользоваться нажитым, — в том, чтобы нажить самого себя и умереть полным собственной сущности. Пойми, единственная наша награда — смерть, в ней тонет корабль. И счастье, если он полон сокровищ.."
     19:58 28.07.2015 (1)
Смысл жизни?!  Нас не тому учили в школе и в ВУЗАХ если хотели переводить страну на рыночную экономику.
     20:39 28.07.2015 (1)
1
Да-да.. не тому :-)
В 70-е начали изучать "научный коммунизьм"; лектор меланхолически начал:
- Ну, если б я стал вам давать учение Гегеля - вы бы стали гегльянцами.. если Канта - стали бы кантианцами - НО! мы будем изучать учение Маркса-Энгельса - и вы станете марксистами..
 Наш презренный изменник Резун точно заметил, что ещё в 30-е гг КПСС превратилась в мафию, тогда ещё чисто политическую, направленую на достижение только одной цели (тошно писать - какой). После ИС мафиозы отдышались, огляделись, обнаружили и экономические для себя выгоды. О "высшей" цели как-то со временем забылось - надо деньги делать. Этот период я наблюдал доподлинно (где-то с начала 60-х). К середине 80-х были накоплены в центре такие капиталы, что грозили взорвать "систему", и МГ вынужден был спускать пар - разрешили всё: биржи, банки, СП...
 Осталось одно препинание - сама КПСС с её идеологией; но и тут быстро решил ЕБН, "мелкий хитрован"... Все мафиозы дружно сменили имидж, кресла, вывески - НО! - капиталы и их "неформальные" связи остались. Нет проблем - можно воткнуть марионеток во все ветки власти, написать любые законы, исполнить (или не исполнить) их; но главное - по закону - растащить страну по кусочкам..
     21:15 28.07.2015
А сейчас все накопленное в частных банках за бугром.  Страну в дугу и никакого просвета.  Не одна нация кроме русских так не самоуничтожается!  Не одна!  Позор!  Всемирный позор!
Гость      20:10 27.07.2015 (1)
Комментарий удален
     20:13 27.07.2015 (1)
Да, Саша.
И к чему вы, т.обр., клоните? )))
Не. Настоящую мебель находят на задворках и свалках, на блошиных рынках, а потом реставрируют.
Гость      21:19 27.07.2015 (2)
Комментарий удален
     21:40 27.07.2015
Жратва, шмотки, мебель - это всего лишь предметы потребления, а не вещизм. В простой реальности  - это скучная покупка необходимого. Я через 20 минут в любом магазине впадаю в прострацию и готов купить его целиком, чтобы больше никогда не видеть.

     21:24 27.07.2015 (1)
1
Вот это комментарий!
Спасибо, Саша!
     21:37 27.07.2015 (2)
1
Сальери там написал странную вещь, что 8 лет тому назад был дефицит. Уже не было. Дефицит был преодолён ещё в прошлом тысячелетии. Как только поняли, что не надо достраивать коммунизм, надо лишь перестать его строить.
Иное дело, что в 90-ые не было столь массового спроса на ширпотреб. В виду неплатёжеспособности широких слоёв трудовых масс.
Я даже помню первую ласточку в преодолении. Ещё при Горби.
     21:56 27.07.2015 (1)
Сальери там написал странную вещь, что 8 лет тому назад был дефицит.
Сальери такой вещи не писал. Особенно про 8 лет. Он так написал:
Стопитьсят восемь лет назад...
     22:02 27.07.2015 (1)
восемь лет назад, в бытность свою пришлось мне поработать на заводе. Бетоно цементовом. Вещизма еще не было, а дефицит еще был.

А первое слово я счёл междометием.
Ну, не понял чеканного слога.
     22:13 27.07.2015 (1)
Не думаю, что Сальери так молод ошибся. На соломинку, да на стоячую к тому ж. "Малютки" появились в 80-х, если правильно помню.
     22:22 27.07.2015 (1)
Слог чеканный подвёл.
"Малютки"

?
     22:24 27.07.2015 (1)
Стиральные машинки. Из серии "вам и не снилось".
     22:27 27.07.2015 (1)
Тут я не копенгаген.
     22:29 27.07.2015
Да. Тут копенгаген я. Мы на такой машинке лет 15 "отъездили".
     21:42 27.07.2015 (2)
8 лет тому назад был дефицит. Уже не было. Дефицит был преодолён ещё в прошлом тысячелетии

Может быть, смотря где? и смотря на что?
     21:57 27.07.2015 (1)
1
2007-ой? Продуктов было полно и всяких. Спиртного вообще лафа. Машины можно было менять раз в месяц. Со шмотьём, я не очень спец, но не помню, чтобы кто-то жаловался. Но я говорю, конечно, о Москве. В провинции, если и бывал, то магазины меня не интересовали.
Как только отпустили цены и разрешили внешнюю торговлю всё появилось. Не сей момент. Но быстро.
Я тут как-то написал, что раз, стоя в очереди к кассе в супермаркете за кордоном, подумал с долей гордости за свою страну, что ассортимент вполне московский, столичный универсам средней руки. Даже прилавки с выкладкой те же. Только за кассой негр сидит.
     21:58 27.07.2015 (1)
О столицах и говорить нечего.
     22:20 27.07.2015 (1)
1
В 90-ые я много путешествовал по стране. Но каких-либо проблем с сервисом в провинции не помню. Раз проплыл всю Волгу. Уличная торговля и в маленьких городах была та же. Ну, может, в Плёсе каком-нибудь было пусто на набережной. Раз поднимался на Север до больших озёр. Раз проплыл всю Хохляндию. От Херсона до Киева. Разницы с тогдашней Россией не видел. Да, я и не чувствовал, что в другом государстве. Не помню лишь были ли уже гривны. Или ещё карбованцы ходили.  
Но гости из провинции в 90-ые уже не шли к поездам с баулами сосисок. Правда, говорили, что московские всё же вкуснее.
     22:23 27.07.2015 (1)
Саша, у нас про 90-е писать... не модно. Почему бы? М.б., из-за Лени Голубкова, м.б., из-за Властилины, м.б. по причине коробок из-под ксерокса, м.б., из-за того, что всем простили уворованные накопления. Мы, видите ли, тогда тоже жили. Не вы один ездили. Так что давайте не будем на эту тему, хорошо?
Гость      22:35 27.07.2015 (1)
Комментарий удален
     22:55 27.07.2015
Саша. Я вас попросила не писать на эту тему. Удаляю комментарий.
Гость      21:47 27.07.2015 (1)
Комментарий удален
     21:52 27.07.2015
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
очапятка наверное), попробую поправить

     21:18 27.07.2015
1
Спасибо за приглашение на эту заметку. Не пойму, какая связь с моим рассказом.
     21:51 27.07.2015 (1)
1
Мне всегда было тесно))
Теперь не тесно, но при этом встал вопрос, что пустое пространство надо чем-то заполнять...
И произошла интересная штука.
Когда появилось пространство для интерьера, я, как человек, предпочитающий красивое и качественное, столкнулась с тем, что такой состав практически отсутствует в доступных ценах, поэтому долгое время обходилась минимумом миниморусом. Но это не радовало.
Сейчас потихоньку украшаю)
     22:01 27.07.2015
И везде и всюду пластик,  заменители и прочая фигня,
     20:17 27.07.2015
1
Стопитьсят восемь лет назад, в бытность свою пришлось мне поработать на заводе. Бетоно цементовом. Вещизма еще не было, а дефицит еще был. И была у нас председатель профсоюза, а у ней - две дочери 9 и 11 лет. И она правдами и неправдами собирала им приданое: два магнитофона "Маяк 205", два телевизора "Радуга", две стиральные машинки "Малютка" и много чего, того, что предлагалось по распределению. Дралась и плакалась за каждую вещь.
И среди них  - два  темной бронзы светильника о пяти фонарях на цепочках.
Их ей так отдали: нафига они кому нужны были.

И вот я подумал, что когда девочки выросли - вся эта техника стала уже рухлядью не современной  и нефункциональной.
А светильнички-то  - наверняка в дело пошли)))
     18:07 27.07.2015
1
НА МЕНЯ ВЛИЯЛИ ТОЛЬКО СОЛДАТИКИ ИГРУШКИ КОТОРЫЕ МНЕ ПОКУПАЛИ И ЧЕМ БОЛЬШЕ У МЕНЯ ИГРУШЕК ТЕМ БОГАЧЕ Я СТАНОВИЛСЯ
     18:46 27.07.2015
1
Марта, как вы правильно заметили и вещизм, и мещанство одного порядка, только вот они уже сформированы, а в заголовке ещё под вопросом... опаздываете, сударыня)) но на вопросы отвечу, раз уж вы старались, писали...
1. да, ремень отцовский...
2. нет... особенно летом... но голяком ходить не принято...
3. отношусь спокойно... значит людям их не хватает, зачем же "ненавидеть"...жалеть в пору...
     19:58 27.07.2015
3
Вообще, история материальной культуры новейшего времени уже пишется, наверное. Кто-то наверняка уже систематизирует. Благо, сейчас это не столь сложно.
В 1998 году "Эксмо-пресс" издало классический труд Германа Вейса "История цивилизации. Архитектура, вооружение. утварь, одежда", включающий описание предмета вплоть до XIX века. Наверное, что-то подобное было предпринято учёными и после него.
Гость      18:36 27.07.2015 (1)
Комментарий удален
     19:04 27.07.2015 (1)
1
Спасибо, Владимир. Вы классно ответили.
Иногда вещизм становится некой компенсацией недополученного в детстве.
     19:27 27.07.2015 (1)
1
Компенсация плюс "а у нас в квартире газ...")
     19:33 27.07.2015
Ну, да. Когда в квартире газ - это удобно.
В плане "удобства" жизни почему-то запомнилась сказка Н. Носова "Бобик в гостях у Барбоса".
Мультфильм. Н. Носов вообще необыкновенно публицистичный сказочник.
     15:37 27.07.2015
4
Слон - животное полезное.
Например, с его появлением девочки - выздоравливают.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама