НИКОЛАЙ БРЕДИХИН
СЦЕНАРНАЯ ГВАРДИЯ РУНЕТА
Очерк
Как ни странно, в ответ на мой предыдущий опус: Союз писателей Рунета-3 поступило много комментариев, писем с просьбой побольше рассказать о затронутой там мной лишь вскользь теме: работе в сфере кино-телеиндустрии.
Просили? Извольте! Для меня нет ничего более лёгкого: я начинал свой творческий путь именно как киносценарист.
Первое, что я вам скажу, вам очень не понравится: все мы - и вы, и я, в том числе, мучаемся дурью. Заработать деньги в литературе сейчас практически невозможно, в лучшем случае останетесь при своих. Сценарии – совсем другое дело. Самое выгодное – телесериалы, гонорары здесь вполне реальные и могут измеряться суммами вплоть до шестизначных. Но самое главное: работы по избранному вами профилю - через край. Зайдите на соответствующие сайты, что вы там найдёте? Требуются, требуются, требуются.
Не хотите писать сценарии видеороликов, можно писать сценарии семейных торжеств, корпоративных вечеринок, да чего угодно, флаг вам в руки. Ах, вас интересуют исключительно телесериалы? Нет ничего проще, кто против?
Можете нанять агента, но лучше действовать напрямую. Набивайте руку, совершенствуйте навыки, читайте постоянно литературу по мастерству. Бейте в одну точку, и никогда не впадайте в отчаяние. Перед вами закрыли одну дверь, стучитесь в другую.
Три золотых правила:
вы должны быть свободны 24 часа в сутки, вариант «пописывать для отдохновения» здесь не пройдёт;
оцените с достаточной объективностью свои силы, так как работа вам предстоит каторжная, мне, к примеру, в моём возрасте, даже «негром» соваться в эту топку бесполезно;
если вы хоть раз кого-нибудь подведёте, связываться с вами в этом мире никто и никогда больше не станет.
Продать можно всё: заявку, синопсис, черновик поэпизодного плана, а уж если у вас есть готовая вещь, да ещё с отточенными диалогами, милости просим на Базу сценариев при ВГИКе, Биржу сценариев, кучу других подобных сайтов. Вот только не подумайте, что отправляете свои «нетленки» на свалку, вы даже представить себе не можете, какие знаменитые «профи» заглядывают туда в «мусоре» покопаться.
Воруют, конечно, нещадно. Причём порой так хитро: по частям, деталькам, что комар носа не подточит. Страхуйтесь, как только можете, не мне вас учить как, и не бойтесь судиться, это вам только уважения добавит, да и бояться будут в следующий раз связываться, воры-то, как правило, одни и те же.
Ну как, не разочаровались ещё? Поехали дальше.
Смиритесь с тем, что имя ваше вряд ли станет широко известным даже самым искушённым зрителям. Вся слава достанется актёрам, режиссёру, вас могут вообще не упомянуть в титрах, особенно если вы присоединились к «процессу» в середине, либо в конце работы.
Соглашайтесь на любые изменения в сюжете, эпизодах, мизансценах, готовьтесь к тому, что 90% того, что вы наработали, будет без зазрения совести ту же отправляться в мусорную корзину. Как сказал один весьма авторитетный профессионал: «Сценарии не пишут, их переписывают». И перепиской этой вы будете заниматься с утра до вечера каждый день.
«Дорого», «Слишком дорого» - самые популярные мотивировки. Экономьте дирекции будущей картины каждый грош.
Научитесь экономить и в словах. «Лыко» всегда должно быть «в строку». Уложить в страницу-полторы заявки восемь-двенадцать серий будущего шедевра очень непросто. То же самое - в пару страниц синопсиса. Без мыла тут никак не обойтись.
Но не беда: пройдёт полгода, и вы сами себя не узнаете: научитесь ценить каждую секунду времени, каждый выстраданный, выцарапанный рубль, и ни на какой литературный портал поиграть в «народные классики» вас уже на аркане не затащишь. Так что дерзайте и обрящете!
Самый лучший российский сценарист, которого я знаю – Эдуард Володарский, ныне покойный. Когда я узнал, что он с большим пиететом отозвался о моей повести «Богоматерь Воплощение», случайно попавшей в его руки, я не спал всю ночь. Смотрите его фильмы, телесериалы, вы не найдёте в них ни одной лишней фразы, ни грамма фальши в эпизодах и мизансценах. Учитесь на них.
Что, опять мои советы не понравились? Значит, не повезло. Вам, конечно. Потому что тут такая сфера, что обходных, «хитромудрых» путей в ней нет, и лёгких денег тоже не бывает. Только «горбатые». До мозолей на пальцах и «синдрома запястья» на обеих руках.
05. 08. 2015.
Николай Бредихин.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Очень вдохновляюще звучит, напутствующе! Кратко, но объемно и всецело. То, на что у некоторых уходит много страниц и воды, у Вас же вышло четко, лаконично и по существу. Отличное начало Великой мечты!
И отдельная благодарность за эти слова:"Перед вами закрыли одну дверь, стучитесь в другую".
Ведь как тяжело не опустить руки, когда получаешь по загривку (будь это просто от читателя, или от человека "с именем" в литературе,в киноиндустрии), и как приятно знать... что не один такой. Жестоко, но зато искренне.
Всегда буду помнить историю даже той же певицы Земфиры или сценариста-режиссера Юрия Быкова. Да даже мой добрый друг А. Писной... Что говорить? Много случаев,... когда талант упертые лбы закидывают незаслуженно грязью. Причем, скорее, от зависти, чем от "правдивой критики". Отчего, где-то глубоко в душе, греет сердце надежда, что и я... возможно, просто кем-то "не допонята" в том или ином случае "негативной реакции или рецензии" Ведь же есть те, кто уже принял меня, радуются моим работам, и ждут что-то новое с нетерпением.
В остальном, за затронутые темы, пункты цепляюсь, как за маячки, крючки и стрелки-напутствия. Что из этого выйдет - время покажет. Но спасибо, что слепой овечке... дали зрение. Теперь уже не так страшно, глупо и тщетно.