С чёрно-белого снимка пристально взирает бородатый мужчина в зимней шапке и утеплённом одеянии, с подобием трости в левой руке. Словно вопрошает: как вы там поживаете, правнуки, не зря ли мы вас породили? Сто лет пожелтевшей фотокарточке, на ней мой прадед – Алексей Йовлевич Чашев, 1863 года рождения, крестьянин деревни Пылема, основанной нашим далёким предком Иваном пять веков назад на высоком берегу реки Мезени.
Неурожайные годы косой голода опустошали дворы северян, поскольку скудны, худы приполярные земли. Потому и крепостное право здесь не прижилось - «неэффективным» оказалось. Так как «соха» прокормить не могла, занимались потомки свободолюбивых новгородцев отхожими делами, в числе коих на первом месте находился опасный морской промысел.
Кроме имени полагалось в те времена каждому деревенское прозвище - «уставно» по-тогдашнему. За льняные волосы и пронзительные синие глаза получил Алексей Йовлевич уставно Беля.
Шесть лет отслужил он во флоте на Балтике, вернулся на родину, женился на девушке из соседней деревни. Вассой Архиповной величали нашу прабабушку. Дети пошли у них. Шестерым удалось выжить. Наш дед – Василий Алексеевич, третий по старшинству, в 1897 году впервые огласил белый свет криком.
В 1890 году отошёл в мир иной отец Бели – наш прапрадед Иов Иванович, оставив заотнё (наследство) старшему сыну. В него вошли обычный крепкий двухэтажный северный дом с хозяйственными постройками (поветью) под одной крышей, пара лошадей, инвентарь сельскохозяйственный, карбас, а также коновальские инструменты. И знания коновала вместе с бляхой цеховой передал Алексею Иов Иванович. Так же, как и ему когда-то его отец, наш прапрапрадед Иван Иванович.
Земля, море и коновальское умение кормили, одевали - обували наш род издавна. Согласно переписи 1897 года в небольшой деревне Пылеме коновалами числились 18 человек, из них 7 носили нашу фамилию.
В большом доме, кроме семейства Алексея проживали с семьями два его брата – Егор и Козьма. Хозяйство вели общее. За порядком в доме надзирала их матушка, наша прапрабабушка Марина Павловна.
Младшие братья на земле робили. Не работали на Русском Севере, а именно робили, не работа была, а робление. Исказили корень древнего русского слова крепостные рабовладельцы. Алексей летними месяцами в морях рыбу и зверя добывал, к осени домой возвращался, в бане парился, отдыхал недолго и снова в путь собирался. Коновала ноги кормят.
Продолжение следует.
Мозги "базар не фильтруют", а это беда.