Заметка «Что такое счастье?» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 10
Читатели: 770 +4
Дата:
Предисловие:
Отрывок из моей книги "Точный удар"

Что такое счастье?

Заметки о счастье
(рукопись Пека Зеная, найденная в тайнике)

Если проанализировать историю всех до сих пор существовавших сообществ, то легко понять, что всегда (ВСЕГДА!) главным мотивом всякого действия каждого человека было стремление к счастью.
Ученый, постигающий законы Вселенной, скромный пахарь, возделывающий ниву, грабитель, подстерегающий путника на дороге, альпинист, рискующий жизнью на запредельных высотах, алкоголик, заливающий в себя литры спиртного и даже шахид, взрывающий себя в людном месте, всегда делают то, что делают, потому что именно так они видят свой путь к счастью.

Поэтому очень важно понять: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Лишь разобравшись с этим основополагающим вопросом, можно отсеять ложные пути, которые ведут в тупик.
Ложные пути, которые дают лишь иллюзию счастья.
Иллюзию, как правило, кратковременную и приводящую к жестоким последствиям.
А отсеяв ложные пути, ведущие к ложным целям, можно будет найти подлинный путь, который приведет нас к тому, о чем испокон века мечтало человечество. К счастью.

Шаг первый.
В первую очередь надо понять какова же наша цель. Счастье – это нечто трудно уловимое и не поддающееся исчислению. Больше счастья, меньше… Достиг ты его уже или только еще находишься на подходе…
Вообще, не понятно, что это такое.

Многие великие умы бились над этим вопросом, но он до сих пор не решен.
Однако, давно замечено, что нищий человек, голодный, босой и оборванный, как правило, несчастен.
Если же он имеет дом, семью, средства для стабильной жизни… такой человек выглядит гораздо более уверенным, благополучным и довольным жизнью.

Отсюда был сделан вроде бы очевидный, но ошибочный вывод, что для достижения счастья необходимо иметь некий набор вещей. Движимое и недвижимое имущество.
Причем чем больше этого имущества и чем выше его качество, (кстати, это все величины счетные, легко поддающиеся измерению) тем более благополучным (счастливым) считается человек.
Тот, кто может предъявить определенный набор вещей, включая счета в банке, считается добившимся успеха. Он достиг! Материальное подтверждение этого налицо. И каждый желающий может убедиться в этом лично.

Именно такое понимание благополучия обеспечило прогресс человечества.
Более того, само понятие прогресса в конечном счете свелось к увеличению производства вещей.
Общество, которое производит больше, считается более прогрессивным.
Общество, где производство не развито, и вещей у населения мало, считается примитивным, недостаточно цивилизованным и обреченным играть третьестепенные роли.
Хотя опросы общественного мнения стабильно показывают, что жители хижин из пальмовых листьев чувствуют себя гораздо более счастливыми, нежели обитатели высокотехнологичных дворцов с набором самой совершенной бытовой техники.
Кстати, и уровень самоубийств в малоразвитых странах гораздо ниже.
Что, впрочем, не мешает считать их отсталыми.

Имеем парадокс.
В обществе, где производится все больше и больше вещей, призванных обеспечить гражданам счастье и благополучие, люди становятся все более и более неудовлетворенными собой и жизнью. Вплоть до того, что решаются покончить с собой.
Очевидно, что мы пошли по неправильному пути.

Так что же остается? Ходить среди пальм в набедренных повязках и питаться дикорастущими бананами?

Очевидно, что и это тупиковый путь.
Да, известны отшельники, живущие в самых примитивных условиях, питающиеся сухим хлебом и жареными кузнечиками… И тем не менее, испытывающие радость и удовлетворение.
Но вряд ли стоит предлагать всем подобный образ жизни, как единственный рецепт счастья? Надо искать что-то другое.

Итак, что такое счастье?

Многие века передовые мыслители человечества размышляли над данным вопросом. Поэтому нам не придется самостоятельно и с нуля искать ответ на этот непростой вопрос.
Ученые психологи давно установили, что у человека всего две положительных эмоции. Отрицательных множество: скука, гнев, ненависть, презрение, брезгливость, отвращение, зависть, раздражение, возмущение, негодование, тоска, апатия… Список можно продолжить.
А положительных всего две: радость и интерес.

Человек, испытывающий положительные эмоции, чувствует себя счастливым.
Вот так все просто.
Осталось лишь выяснить, как организовать жизнь, чтобы она была постоянно наполнена этими двумя положительными эмоциями.

Важно!
Внимательное изучение опыта человечества приводит к выводу, что стабильные положительные эмоции, то есть радость и интерес, возникают только в трех случаях:
а) в любви (не путать с сексом);
б) в процессе творческого познания;
в) в творческом труде.

Отсюда следует простой вывод о том, каким образом можно ДАТЬ людям счастье. Нужно просто организовать жизнь так, чтобы все население страны (или хотя бы подавляющее большинство) имело возможность заниматься творческим трудом и/или творческим познанием. (Дать любовь извне невозможно, это придется оставить на личные способности каждого индивидуума).

Ввиду особой важности дела, обратимся для подстраховки к мудрости предков.
Ошибки нам делать нельзя, слишком дорого они обходятся.

Притча
- Как-то суфий, давая наставления своему ученику, спросил его: «Понял ли ты?» - «Понял», - ответил ученик. - «Ты сказал неправду, - покачал головой суфий, - ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоем лице, а не твой ответ».

Вот! Понимание истины, прозрение, озарение… у этого состояния много названий…
Понимание истины дает радость. То есть компонент чистого счастья.

История с короной царя Гиерона
Сиракузский тиран Гиерон II заподозрил, что ювелир малость натянул его при изготовлении короны. Что недобросовестный ремесленник изготовил царский венец не из чистого золота, а из более дешевого сплава.
Чтобы определить плотность металла, и тем самым разрешить сомнения Гиерона, требовалось измерить объем изделия. Но как? Корона имела сложную форму, а при тогдашнем уровне развития математики и качестве измерительных приборов задача казалась неразрешимой.
Но правитель, восседающий на престоле, имеет ряд преимуществ перед обычными гражданами. Ему не обязательно ломать голову над каждой проблемой. Можно кликнуть: «А ну, подать сюда Архимеда!» и переложить решение на плечи другого.
Архимеду же отступать было некуда - с тиранами не спорят. Да и наверняка ему самому стало интересно: как же эту штуку измерить?
Вот он ходил, думал, примеривался так и этак… Ничего не получалось.
И вдруг в ванной, когда он расслабился, освобожденное подсознание выдало решение.
Эврика!
И так сладок был этот миг озарения, внезапного понимания: «Вот оно!», что гений без штанов выскочил из ванны и голый, прыжками мчался по городу, оглашая улицы счастливыми криками.
Вот оно!


Теперь о страшном

Человек, который НЕ способен на глубокое чувство любви,
который НЕ увлечен процессом познания,
и НЕ является мастером своего дела (творцом),
то есть НЕ получает жизненно необходимых положительных эмоций естественным путем,
вынужден применять эрзацы.

Виды эрзацев:
1. Новинка
Новый предмет (особенно если имеется яркая упаковка и имидж крутизны, создаваемый рекламой) вызывает интерес, а при получении в собственность - радость.
В Средние века возникло явление, самым ярким представителем которого является Дон Жуан.
Всякая женщина была ему интересна, пока недоступна (новинка). А по обретении желаемого он мгновенно утрачивал пылкие чувства и начинал искать новую жертву.

В наше время, когда раскрутить даму на секс не составляет особого труда, появился так называемый шопоголизм - безудержное стремление покупать все новые и новые вещи. Сразу после приобретения (практически мгновенно) новая вещь перестает дарить радость и интерес, и шопоголик вновь идет в магазин. Даже если получение вожделенных положительных эмоций ставит его на грань разорения.

Неограниченное количество денег положения не спасают. Дети богатых родителей, так называемая «золотая молодежь», практически не вылезают из развлекательных мероприятий и, тем не менее, испытывают жесточайшую скуку и разочарование в жизни.
Фактически у них, как и у заключенных, отбывающий длительные сроки лишения свободы, жесточайший сенсорный голод. Поэтому возникает много сходного в поведении.
Например, разработан кодекс поведения, который необходимо строжайшим образом соблюдать. Несоблюдение ведет к потере статуса и поражению в правах. У зэков такой «опущенный» именуется «чмо», у золотой молодежи - «замкадыш».
Впрочем, терминология имеет устойчивую тенденцию к слиянию и полному отождествлению.

2. Алкоголь и наркотики
Еще один способ получения эндорфинов (гормонов счастья) - введение их в организм искусственно.
Ну, в самом деле, если положительные эмоции не вырабатываются у человека естественным путем, а жить без них невозможно, значит…
Именно поэтому лечение алкоголизма и наркомании практически никогда не приводит к выздоровлению.
Перестав употреблять, алкоголик (наркоман) лишается источника гормонов счастья. А другого пути их получения он не знает.
Отсюда бесконечный возврат к пороку. И никакие уговоры, медикаментозные препараты или даже физическое насилие не помогают.

3. Экстрим
В этом случае человек сознательно подвергает себя опасности. Новизна ощущений дает интерес, а в случае, если удается выжить, происходит сильный эмоциональный всплеск - радость.
Положительные и отрицательные стороны движения экстремалов очевидны.
Из них получаются хорошие автогонщики, первопроходцы, покорители полюсов, горных вершин и космического пространства.
Но в случае сытого общества, когда первопроходцы не актуальны, экстрим вырождается либо в бессмысленное занятие, либо в преступление. Когда человек ставит на кон жизнь (свою или чужую) просто для развлечения.

4. Игромания
Ну, об этом виде эрзаца можно много не говорить. Эпоха повального распространения казино еще не завершена, многочисленные примеры проигравшихся, покончивших самоубийством или ставших преступниками, еще у всех на слуху.

5. Деньги
Самым ярким видом эрзаца являются деньги.
Дело в том, что человеку свойственно стремиться к счастью. Об этом мы уже говорили. Но поскольку до сих пор не удавалось дать этому понятию точного определения, возникло мнение, что те, кто имеет много денег, более счастлив чем те, кто их не имеет.
Отсюда эффект подмены: человек стремится к счастью, но вместо этого гробит жизнь на то, чтобы добывать деньги. Часто жертвуя при этом семьей, здоровьем, совестью… Предполагая, что в старости, когда на счету образуется кругленькая сумма, вот тогда он заживет. Вот тогда он компенсирует все потери…
Увы, поскольку деньги не эквивалент, а только эрзац счастья, сумма на счету всегда кажется недостаточной. Логика здесь такая: раз счастье не наступило, значит денег не хватает и надо продолжать.
И этот процесс бесконечный. Поскольку цель поставлена неверно, она недостижима.
Писатель Лев Пучков в книге «Сыч - птица ночная» отмечал:
«Как утверждают невропатологи и психиатры, старость у добытчиков денег долгой не бывает, поскольку в активный жизненный период они ударно гробят свою нервную

Реклама
Обсуждение
     13:35 06.12.2015 (1)
1
Когда мы говорим о счастье, то прежде всего говорим о вкусах. То, что одному - счастье, другому и даром не надо. Вот по этой-то причине рассуждения о всеобщем счастье, счастье для всех совершенно не имеют смысла.
     13:38 06.12.2015 (1)
Творчество тоже различно. Один изобретает рецепты тортов, другой новые способы извлечения звука из скрипки Страдивари. Прекрасно, что все люди разные. Что скрипачу, допустим, неинтересны способы сварки металлоконструкций. Но творчество дарит радость всем. Нет?
     13:51 06.12.2015 (1)
1
Я понимаю, куда вы клоните. Алгоритм таков: человек подобен Богу, ибо творец. Но многие ли видят счастье в творчестве? Вряд ли ошибусь, если скажу, что счастье основной массы людей именно в потреблении )
     14:13 06.12.2015 (1)
Это вопрос воспитания. Почему люди так жадно рвутся потреблять? причин несколько.
1. Не знают, что такое творчество и какой это кайф.
2. Считают (начитавшись современных романов), что все скоро накроется медным тазом, так что надо хапать, пока есть возможность. Нагрести, так сказать, под себя побольше, тем самым обеспечив какой-никакой плот в предстоящем море невзгод.
3. Согласно пирамиде потребностей Маслоу, (вы, конечно, знаете о ней) высшая потребность человека - самореализация. Самореализация дает самоуважение и уважение окружающих. Если самореализации нет, человек не может жить. Даже миллионеры-миллиардеры бросаются с крыш, так как теряют уважение к себе.
Самореализация возможна несколькими путями. Либо через творчество, либо через власть и деньги. (потребление)
Логика здесь такая: у мне много денег, власти, барахла, я крутой, все остальные вши.
Но это логика фашизма. Когда всех низших топчешь (охраняя свое барахло), а перед высшими пресмыкаешься, чтобы голову не откусили. Своеобразное счастье.
А творчество дает свободу, радость. И полезно для окружающих. Нет?
     14:58 06.12.2015 (1)
Думаю, всё не так. Отвечу по пунктам, так проще.
1. Не знают, что такое творчество? Да, не знают, более того, и знать не хотят. А вот счастливыми становятся.
2. То, что скоро всё накроется медным тазом и без того висит в воздухе, а современные романы читают единицы, ну сотни. Накопительство же - чудесный животный инстинкт и вечный. Хомяк, белка и т.д. делают запасы. Это - не понты, это условие выживания на нашей планете.
3. Высшая потребность человека, вернее самая насущная, ни на йоту не отличается от высшей потребности всякого живого существа, а именно: съесть, не быть съеденным, дать потомство. В человеческом мире понятия эти усложняются, оставаясь, по сути своей, изначально неизменными: съесть - иметь необходимый для жизни в обществе набор инструментов, пищи, возможностей; не быть съеденным - выжить в условиях социума; дать потомство - т.н. любофф, она же - чуть трансформированная животная жажда совокупления и ревность - инстинкт обеспечения продления именно своего рода.
А теперь, собственно к самому вопросу. Повторюсь, счастье для каждого своё. И нет, не может быть счастья всеобщего, ибо это противоречит логике.
Деньги - это не счастье, но необходимый инструмент для его достижения. Деньги - это мерило того, насколько человек состоялся в обществе, насколько он защищён, застрахован от всякого рода неприятностей, насколько он в состоянии оказывать влияние на общество, изменять среду вокруг себя. Нетрудно провести параллели между количеством денег (капиталом) и степенью влияния на общество тех или иных его членов.
Однако, при чём здесь вообще счастье? Кто-то видит счастье в детях, кому-то они сто лет не нужны. Есть домоседы, обустраивающие своё "гнёздышко" и видящие счастье в том, чтобы принести в него очередной прутик или пёрышко, а есть люди мира, которые раз вылетев из гнезда, видят счастье своё в перемене мест. И всякий, как правило, судит по себе. Вам видится счастье в творчестве? Но это говорит о том лишь, что вы не смогли обрести его иным способом. Кроме того, творческих личностей меньшинство. Если не ошибаюсь, речь идёт что-то о 4-х процентах. А остальных, простите, куда? И какой смысл убеждать человека счастливого, что тот несчастен, оттого, что не творит? )
     15:31 06.12.2015 (2)
Как говорит мой сосед, владелец сельской  торговой точки: " Счастье -это сладко жрать, гладко срать и чтобы крыша над головой не протекала!":-)
     17:54 06.12.2015 (1)
Дядя Петя, неужели и вы такой? Не верю...
     18:33 06.12.2015 (1)
Не горячитесь с выводами, тем более в сети...И читайте внимательно не только по смыслу, но и некой интонации...:-) :-) :-)
     19:11 06.12.2015
То есть я права. Вы не такой.  
     15:44 06.12.2015
Вот-вот! С возрастом второй пункт приобретает всё большее значение )))
     21:57 04.12.2015 (1)
Вообще-то у Михаила Веллера написано куда интереснее... А эту заметку можно назвать сокращенным пересказом его работы.
     22:04 04.12.2015 (1)
Блин, у Веллера не читала. С некоторых пор я недолюбливаю этого автора.
     22:25 04.12.2015 (1)
А именно с каких, можно узнать? У него много чего есть, и я тоже не все читал... В принципе не все нравится, но очень многое он пишет толково.
     07:04 05.12.2015 (2)
Мужчина талантливый, я одно время увлекалась. Особенно нравились разоблачения. Про Павку Корчагина - что можно было построить ту дорогу без жертв и за короткое время. Если бы кроме энтузиазма был еще толковый инженер.
Про то, что Борис Полевой много ошибок совершил при написании "Повести о настоящем человеке"
И про "Памятник Дантесу", где Веллер Пушкина смешал с дерьмом.
Было это в год 200-летия Пушкина, когда все повсеместно по ТВ признавались в любви к поэту и массово читали стихи. А Веллер выступил не в струю. Я это люблю, так как не люблю быть в стаде.
Но мне так понравилось, что я стала изучать жизнь Пушкина дальше. И достаточно быстро выяснилось, что Веллер поступил непорядочно. Дерьма накопать - это мы мастера. А вот разобраться... В общем, Пушкин действительно герой, а Веллер, получается, говномет.
     09:47 05.12.2015 (1)
Я не особо знаю историю Пушкина, но то что Веллер осветил только одну сторону его характера, это понятно. Но наверное и сделано это было неспроста. Ведь в другой книге он обосновывает его гениальность... несмотря на некоторые факты его биографии... То, какой он был человек, это я думаю уже не так и важно, все мы не ангелы. Мне интереснее то, какой он автор. И тут, действительно однозначно что-то сказать трудно.
     10:21 05.12.2015
Я думаю, что прежде чем выдвигать обвинения, надо досконально во всем разобраться. Веллер этого не сделал. Хотя мог.
И вы согласились, что Пушкин был нравственно нечистоплотен, но вы ему это прощаете, так как он гениален.
А Пушкин не был нечистоплотен! Веллер, фактически, его оболгал! Причем совершенно безнаказанно. Пушкин его на дуэль теперь вызвать не может.
Непорядочно это
     07:06 05.12.2015 (1)
И дальше.
Веллер высказался насчет Александра Невского.
Ну, это я уже вообще простить не могу.
Гадости говорить мы все умеем. А вот что лично ты сделал для людей?
Что-то не вижу я глубоких Веллеровских достижений. Только и осталось, что громко заявленные мерзости.
     11:28 05.12.2015 (2)
1
Большую часть того что я читал у Веллера, о Пушкине знал и до него. Его отношения с графом Ворнцовым, это не ложь, причины дуэли с Дантесом он тоже не переврал. Все это написано на основании документов и воспоминаний современников. Как и то, что он просто проиграл в карты состояние жены. Своего-то у него практически не было. С остальным не знаю, не пытался выяснять в чем правда, в чем нет.
И то что в свое время он не считался Великим, это тоже известный факт. Максимум третьим, после Жуковского и Крылова. И те оба, так же не считали его гениальным. Просто не лишенным определенного таланта.
Хотя, он все же гениален... Хотя бы уже тем, что наплевал на все догмы и учения о поэзии того времени. Ямб между прочим в то время считался дурным тоном... Считалось что это размер разговорной простонародной речи... А потому получается что он писал для "черни".
А его так распространенная глагольная рифма, и мало того, в некоторых местах еще и однокоренная... Даже сейчас за такое порвут любого автора... А вот его не смогли...
Пушкин дал пример, как и для кого нужно писать. Он писал для всего русского народа, а не для салонов.
     12:48 05.12.2015
Все, что мне удалось накопать (спасибо Веллеру, с его подачи я занялась) про Пушкина, я изложила в своей книге "Тайна потерянной рукописи"
А насчет отношений, причин дуэли, проигрышей в карты и прочего, скажу так. Я работала журналистом, когда в нашем городе (не очень большом) начальника УВД застрелили в собственном кабинете. Через окно.
И что?
По документам прошло, как бытовое самоубийство на почве разлада с женой.
Причины, я думаю, понятны. Нет?
     12:48 05.12.2015
Все, что мне удалось накопать (спасибо Веллеру, с его подачи я занялась) про Пушкина, я изложила в своей книге "Тайна потерянной рукописи"
А насчет отношений, причин дуэли, проигрышей в карты и прочего, скажу так. Я работала журналистом, когда в нашем городе (не очень большом) начальника УВД застрелили в собственном кабинете. Через окно.
И что?
По документам прошло, как бытовое самоубийство на почве разлада с женой.
Причины, я думаю, понятны. Нет?
Реклама