1. ТЕАТР АБСУРДА
Если подумать более глобально и взять более глубокий смысл, то весь мир-театр, а люди в нем не только актеры, но и зрители одновременно. В нем возможно все. Вот новый человек приходит в этот мир и.. день за днем сталкиваясь с чем-то, переживает внутреннюю борьбу, но чаще, увы, просто бежит по жизни. И приходится ему надевать то одну маску, то другую. А от самого себя никуда не денешься. Вот и сталкиваешься каждый день ,как это ни странно, с самим собой и со своим отражением в лице себе подобных. Самая большая загадка в мире-это сам человек с его отношениями, действиями и мыслями. А это уже прямое указание на вторую композицию альбома.
2.КУКЛА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
Человек по природе своей не свободен и слаб. Не важно, какого он при этом пола. Вот она-бесполость! Все хотят одного и того же отсюда и ожидание, что придет некто, сделает пасс рукой и… А получив исполнение желания не знают, что с этим делать. Но чаще всего просто мечтают всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом и живя нелюбимой жизнью.
3. НЕ В ОПЕРЕ ВЕНСКОЙ
Остается лишь одно - искать ответ на вопрос «в чем сила, брат». В любви? Все может быть. Еще одна сторона человеческой души. Человек, самый обычный, повседневный, не хватающий звезд с неба, выживает в мире. И вдруг с ним что-то происходит. А вот они, отношения, с поступками и мыслями, возгорающиеся в сердце как «огонь от искры изначальной». У каждого есть право на то, что б любить и быть любимым. Не важно, простой это смертный или сильный мира сего. Но мир-то держится на обычных людях. «Не граф Кентский» мол, но полюбить и такого можно. Возникает ощущение, что герои песни из разных социальных кругов с разными потребностями. Что для одного просто клубное приключение для другого очень сильные переживания.
Стоит копнуть глубже и становиться понятно, что человек подвержен страстям и искушениям. Шклярский вполне ясно намекает, что речь тут идет не просто о любви персонажей, а о страсти и, возможно, кое-о-чем еще: «Не в опере Венской, а в клубе смоленском друг друга … ЭХ!». Безудержность и неоглядность, когда голова отключается напрочь. Запретный плод сладок да дорвались до бесплатного. Отсюда и заплаты на счастье, будто оно урывками, в подворотне, или, пардон, в клубном санузле. Все про жизнь. «Все о жизни как она есть». – Сказал по поводу этой песни Эдмунд Мечиславович. Что ж. Не верить ему, человеку многое повидавшему и опытному, было бы странно.
4. ФЕТИШ
«Не в опере Венской» и «Фетиш» очень грамотно поставлены рядом. Страсть проходит, искушение куда-то пропадает. Остается лишь сам человек. И тут, как в старом анекдоте про нового русского, два варианта следствиий: любовное томление, как некая зависимость (вполне справедливо вспоминаются слова Шклярского по поводу вампиров вообще и альбомов с данной тематикой) либо пустота и разбитое сердце от расставания с объектом нежной страсти. Идеалы, кумиры и предметы. Остается только в омут с головой. Вот он тонкий и острый край. Грань, которую от безысходности хочется перейти.
5. КАРЛИК НОС
Люди есть всякие: слабые физически или духовно и сильные по тем же критериям. Сильный духом человек может преодолеть разного рода искушения. Что ему до создаваемых кем-то фетишей! А он не хороший и не плохой. Он другой. Он смог усовершенствоваться, укрепиться духом и стать другим. И не с кем не борется Только если сам с собой, со своими недостатками несовершенствами. Вспоминается книга К. Кастанеды, где ее герой - дон Хуан Матус - говорит примерно следующие: «Когда ты пойдешь по мосту, я не смогу тебе помочь. Ты должен пройти по нему сам. Один.» Так же вспомнился один интересный ответ на вопрос, заданный Гребенщикову:
-Борис Борисович, с чем же вы все-таки боритесь?
-С собственным несовершенством!
А остальным остается лишь гадать свой ли герой песни? Чужой ли? Мир не понимает его, так как ограничен стереотипами, рамками и всевозможными клише. А карлика Носа поймут только такие, как он сам. И сказка Вильгельма Гауфа вполне актуальна на сегодняшний день.
6. УРИМ ТУММИМ
«Чегой-то хочется, а кого не знаю». Тягостные размышления человека о бренности и смысле собственно существования. Любой живой человек когда-либо задавал такие вопросы и себе, и окружающим. Хочется знать, что же там дальше, а такого рода знания особого счастья не приносят, обращайся - не обращайся к говорящим камням или планкам. Вот и мается человек с самых заповедных ветхозаветных времен. С одной стороны не знает, что ждет его завтра, а с того страшно становиться. С другой стороны, собственное будущее тоже знать страшно. Да и не положено.
Ну, а вдруг…
Разрываюсь надвое между смысловым наполнением композиции, которое похоже на русскую былину, нравиться и удовлетворяет, и восточной музыкой. Это чисто субъективно. Ближний Восток не люблю. Рубаи Омара Хайяма читаю, а Ближний Восток не люблю. Ну, кому как. Да и Эдмунд Мечиславович на акына не похож.
7. РУСЫКОСЫ, НОГИ БОСЫ
К сожалению, забыла фамилию художника, нарисовавшего картину «Изгнание из рая». Так всегда. Все, что визуальное запоминается. А вот названия улиц, имена актеров, писателей и художников - не всегда.
Странным образом песня ассоциируется с данной картиной. И тянется, тянется тонкая нить, соединяя Изначальные времена Адама и Евы и мир сегодняшний. Среди грешности и непредсказуемости мира есть то, что заставляет посмотреть в верх, в глубокие бездонные небеса и ощутить себя не просто существом а всеобщей частью. А защитник один, данный каждому из нас с самого начала вместе с билетом в жизненный ТЕАТР АБСУРДА. ТОТ, кто поймет, кем бы человек не был. ТОТ, кто заслонит крылом и утешит в трудную минуту. Есть время грешить, есть время каяться, есть время совершенствоваться, проходя свой путь от начала и до конца. Ведь один исправившийся грешник намного дороже, чем 100 праведников. В страшном пожаре страстей выковывается истинная любовь, укрепляющая дух, дающая посмотреть на все совершенно с другой стороны. Это не та любовь, которая была в «Не в опере Венской», а другая, тихая и спокойная. А вверху только «Небо, что смотрит на нас из высоких окон». Путь лишь один и одинаков для всех. Но вот вопрос, все ли смогут достигнуть желаемого пункта назначения?
8. УЙДУ-ОСТАНУСЬ
Замечательна джазовая композиция на стихи Алины шклярской. Чем-то напоминает песню «Падший ангел, сын Греха». Опять взаимосвязь с предыдущим номером. «Это все, что останется после меня. Это все, что возьму я с собой». А уйду или останусь-дело десятое. Важно то, что человек несет в себе по жизни. И хочется «продолжения банкета», а время то, увы, не резиновое.
9-10. ДИКАЯ ПЕВИЦА, НАЧАЛО ИГРЫ
«Есть любовь мужчины к женщине, есть любовь мужчины к мужчине, есть любовь женщины к женщине, а есть любовь… А теперь-слайды.» В этом анекдоте была любовь к Родине. А я бы сказала - любовь к жизни. Чем старше человек становится, тем более он начинает любить и ценить убегающее время жизни, какая бы она не была несуразная, хилая и абсурдная. «А живым все хорошо. Наше дело сторона- сиди себе на солнышке, грейся…». - Сказал доктор, сыгранный Броневым, в фильме «Формула любви»,.
И зазвучат голоса ангелов. Круг замкнулся.
11. И СМОЕТСЯ ГРИМ
Мелодика отсылает слушателя к альбому «Пить электричество».
Кто-то уходит, появляется новый зритель-участник ТЕАТРА АБСУРДА. Механизм скрипя работает и отсчитывает циклы. Сменяют друг друга времена года и суток. И порядок таков многие-многие миллионы лет. А значит история не заканчивается. И смоется грим с лиц уходящих, а новоприбывшие напудряд свои лбы, наденут парики и маски…
С одной стороны показана цикличность процессов на примере отдельно взятой личности. С другой стороны взаимосвязь в триаде мир-человек-общество. Есть куда стремиться. «Мне всегда был интересен человек, впервые столкнувшийся с чем-то. Идущий по жизни что-то преодолевая».- Сказал как-то Эдмунд Шклярский. Что ж. Все мы «люди родом ниоткуда»... в ТЕАТРЕ АБСУРДА.
Не так давно нашла одну свою запись с анализом альбома группы Пикник Театр Абсурда, вышедшего в 2010 г. Решила предложить вам. Однако то, что написано лишь моя собственная субъективность. Если кто-то понимает по-своему и дай Бог!
Альбом группы Пикник ТЕАТР АБСУРДА появился у меня на руках почти сразу же после выхода в апреле месяце благодаря одному человеку, которому предельно низкий поклон за заботу и доброе отношение.
Скажу сразу, что некоторым из слушателей данной группы альбом не понравился из-за простоты и легковесности. Поверьте, это только кажется. На самом же деле, лидер Пикника Эдмунд Шклярский никогда не писал что-либо просто так. Вот и в этот раз он задал очередную загадку, разгадать которую я и попытаюсь.
Шклярского можно приравнять к писателям. Каждый его альбом-это целая книга. И не важно, рассказов ли. Или каждая песня отдельная глава целого произведения. Во всяком случае, в данном альбоме Эдмунд Мечиславович продолжает быть верным пикниковым традициям и в текстах, и в фирменном звучании группы. Альбом ТЕАТР АБСУРДА очень похож на альбомы группы Пикник 90-х гг. с указанием на новый 21 в. При прослушивании складывается определенная целостность. Для творчества Шклярского характерна ассоциативность и интуитивность восприятия. «…Я пытался использовать метод построения некоторых стихов - минимум слов в сочетании с простором фантазии. Чтобы слушатель мог соучаствовать и сам додумывать текст по своему желанию…». – Некогда сказал Эдмунд Шклярский. И в этом он дает всем нам ключ к разгадке тайны альбома.
Итак…