О-о-о-о, это странное место - Камчатка.
О-о-о-о, это сладкое слово - Камчатка.
Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей.
Я не вижу реки, я не вижу моста,
Я пытаюсь найти лошадей.
ПРИПЕВ:
Я нашёл здесь руду.
Я нашёл здесь любовь.
Я пытаюсь забыть, забываю и вновь
Вспоминаю собаку: она как звезда.
Я, наверно, сюда не вернусь никогда.
ПРИПЕВ:
Я не вижу здесь их.
Я не вижу здесь нас.
Я искал здесь вино, а нашёл третий глаз.
Мои руки из дуба, голова из свинца.
Я не знаю, смогу ли я допеть до конца.
ПРИПЕВ:
Итак, странное место названо сладким словом - Камчатка.
Стало быть, Камчатка - это не только странное место, где живут в мечтах и грёзах... но и то, что сладко человеку... место на земле, где есть надежда на понимание и на любовь....
И вот вопрос, который меня очень занимает, котельная в Ленинграде стала именоваться Камчаткой, вследствие понимания смысла песни Виктора Цоя, или же песня "Камчатка" стала так именоваться по причине названия котельной?
Песня появилась в альбоме 1983 года, стало быть, она была раньше работы Виктора кочегаром, и название "Камчатка" котельная скорее всего получила от этой песни.
Но мне это кажется не столь важным. Гораздо нужнее понять, что именно означает само слово "Камчатка" в восприятии мира Виктором Цоем.
Первый вопрос возникает сразу, почему эта песня называется "Камчатка"? - Отвечают, долго не думая, что Камчатка - это котельная, в которой работал Виктор, и, конечно же, правильно.
Но тогда следом возникают и другие вопросы, а причём же, тогда тут корабли, лошади, собака, река, мосты?
А ещё... кого не видит ещё Виктор? - Тебя! Можно было бы предположить, как обычно делают в таких случаях, что речь идёт о любимой женщине, но сочетание слов "Твоих кораблей" полностью исключает это....
Так что же такое "Камчатка" в более глубоком смысле? - Ну да, котельная в Ленинграде, а если взять чуть шире?
Что обозначает в русском языке само понятие "Камчатка"? Да то же, что галёрка в театре.
На мой взгляд, слово "Камчатка" обозначает в восприятии Виктора и его трудовых товарищей место, где человек, отдавая немного времени из своей жизни чёрной работе, становился свободным от социума, и к тому же получал там возможность общения с такими же, как он, отщепенцами гражданской жизни.
Мне это всё легко понять, потому что и я работал кочегаром под Киевом. Это была единственная возможность в советское время, не утруждая себя излишне, жить свободно.
"Камчатка" - это очень и очень русская песня. Там этакая бесшабашная русская расслабленность среди хороших людей.
Аккорды появляются и гаснут. Мне это напоминает "Орфея" Глюка - такая же мечтательная гармония. Это то, что есть на Камчатке, и это, конечно же, очень много! ......
А вот у Глюка, там такие слова: "Но Элизий дыханьем мира не излечит души живой..." Мы увидели, что есть на Камчатке, а теперь постараемся понять Виктора, когда он говорит о том, чего там нет.
- Нет Тебя, Твоих кораблей, реки, моста … и Виктор пытается найти лошадей, но не может справиться с этой задачей, и заканчивает поиск тем, что в сердцах поёт: "Ну и пусть!"?
Вот с этого момента и не обойтись нам без философской трактовки. Я понимаю "реку", как осознанные духовные отношения, которых нет между работниками котельной, несмотря на их чуткость по отношению друг к другу и доброту.
Нет "моста", который бы связывал людей друг с другом в единой естественной, а не выморочной вере.
"Лошадь" в символике разных народов всегда обозначала имеющих ответственность перед родовой жизнью людей. Таковых не осталось - все стали индивидуалистами.
А слово "Ты", впрочем, как и в других песнях В.Цоя, означает обращение к Богу, а Твои корабли - церковь, и тысячу раз прав З. С. Кадиков, автор книги о В.Цое "Пророк Света", когда именно так и не иначе трактует эти Образы.
На мой взгляд, Виктор Цой был не просто советским русским человеком, но к тому же романтиком и патриотом советской страны - Начальником Камчатки, как он сам себя назвал.
Что это значит, "Начальник Камчатки"? На Камчатке живут простые люди, которые работают, доставляя тепло своим ближним, никуда не лезут из своей кочегарки, в том числе и недуром в начальство, как это всегда было присуще русским людям и, конечно, Виктору Цою.
Русские советские люди всегда помогали другим народам, при этом сами оставаясь на "камчатке" - в последних рядах. Мы - русские, как собаки, помогаем другим безвозмездно, просто из чувства верности всему хорошему, и как Звёзды в этом имеем свой незаёмный Свет.
Быть начальником Камчатки прекрасно. Это значит, не стремясь к славе и почёту, быть узнанным и любимым своими ближними человеком, да и ещё сумевшим высказать сокровенное...
Человек, как собака верный, часто и сам не знает и не догадывается чему и кому служит, или молчит, или грозно лает, или скулит печально и тоскливо воет.
Да, среди таких людей Виктор нашёл "руду" - темы для своего творческого познания мира и "любовь" между людьми...
Но ему этого было мало... Даже на Камчатке нельзя "забыть" о высоких идеалах , к которым стремился В.Цой.
Сколько он ни "пытался забыть" о своём высоком предназначении и на время "забывал", он опять возвращался только к идеалам взаимопомощи, не более того.
Эта преданность друг другу, эта "собака" (собака, собрание, собор, собить - Л.Соснин), для других была, "как Звезда"; но не для Виктора, который... при всей любви к ближним в рамках собственности... ведал и более высокие мысли и чувства.
Вот потому, пройдя этап жизни на Камчатке, он поёт: "Я, наверно, сюда не вернусь никогда".
Как видите, я вполне обхожусь без введения опыта предыдущей жизни, как это делает З.С. Кадиков.
И в третьем куплете. З.С.Кадиков здесь увидел каких-то высших существ, без введения которых тоже можно легко обойтись.
На мой взгляд, "Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас", как и в предыдущих куплетах – это о том, что хотя на Камчатке и нет злых и лживых, стремящихся стать на горло своему ближнему карьеристов - "их", но нет там и "нас": тех, кто мог бы стать под общим знаменем чистой Веры, тех, для кого "Мы" больше узкого понятия личности.
"Вино" - это Праведная Вера, а вместо неё у людей только предрассудки да желание иметь сверхвозможности эдакого экстрасенсорного порядка - "третий глаз", который бы Бог дал человеку, если бы мы в нём нуждались.
Затем Виктор заменил "Вино" на кислый, идущий от хлеба - то есть от материальных потребностей "квас", что в контексте песни почти одно и тоже.
В отношении строчки "Мои руки из дуба, голова из свинца," я также как З.С. Кадиков считаю, что речь о дебелости тела и тяжести мышления человека, как детища цивилизации.
Трудно " допеть до конца" в таких условиях существования.
Виктор не нашёл соратников, имеющих ответственность за окружающую жизнь - "лошадей" даже на дне социума, где всего вероятнее было их найти, он твёрдо осознал, что не вернётся к поиску людей, ему стало уже всё равно, допоёт ли он "до конца" и потому Виктор стал петь: "Ну и пусть!", что означает, пусть будет так, как должно тому быть!
В.Цой ведал, что он делает всё возможное в том месте и в той исторической ситуации, которая ему была дана Богом.
| Помогли сайту Реклама Праздники |